Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в осенний лес»

Балымова Надежда Витальевна

Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

 

Задачи:

1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

2. Обобщать представление детей о лесе в осенний период.

3. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение друг к другу.

4. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать

 

Материалы оборудования: презентация «В осеннем лесу»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_osennem_lesu.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

(МБДОУ д/с № 32)

2 микрорайон, дом 5а, г. Кстово, Нижегородская область, Россия, 607660,

тел.8 (831-45)770-23, 205-13, е-mail: ds32_kst@mail.52gov.ru

Конспект НОД в старшей группе

«Путешествие в осенний лес»

Выполнила воспитатель:

Балымова Надежда Витальевна

2023г

Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи:

1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

2. Обобщать представление детей о лесе в осенний период.

3. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение друг к другу.

4. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать

Материалы оборудования: презентация «В осеннем лесу»

Ход НОД:

В круг, ребята, становитесь,

Но за руки не беритесь,

А послушайте загадку

И скажите мне отгадку.

Если на деревья листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Как это время года зовется? (осень)

Воспитатель. Ребята, хотите ли вы отправиться в путешествие? Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес в гости к лесным жителям? Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какая погода бывает осенью в лесу?

Дети: (Холодно, дождь идет.)

Воспитатель: Правильно. В осеннем лесу холодно. А что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?

Дети: осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно.

Воспитатель: а что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе?

Дети: у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!

Закроем глаза, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

 Показ презентации.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.

Воспитатель: Ребята, а можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете?

Дети: Нет

Воспитатель: А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим.

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто же это встречает нас в лесу? Это Старичок -Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. Как вы думаете кто это старичок –Лесовичок и что он делает в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Старичок - Лесовичок приготовил вам игру «Да – нет». Чтобы ваше путешествие было интересным!

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце свети очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

Воспитатель: Кто это, ребята?

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?

Дети: Белка осенью готовится к зиме.

Воспитатель: А как она готовится? Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки?

Дети: теплая и серая.

Воспитатель: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Воспитатель: Как еще белка готовится к зиме?

Дети: Делает запасы?

Воспитатель: А что запасает белка?

Дети: шишки, орехи, грибы.

Воспитатель: вот еще одна загадка от Лесовичка.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Дети: заяц.

Воспитатель: Правильно. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

Дети: (высказывают своё мнение).

Воспитатель: А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Воспитатель: А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Дети: Лиса

Воспитатель: А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы?

Дети: Теплая.

Воспитатель: Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти?

Дети: Нет?

Воспитатель: Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.

Воспитатель: Следующая загадка про лесных жителей:

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

Дети: Волк

Воспитатель: Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Послушайте загадку и дайте на неё отгадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно. Оказывается, некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку. А кто назовет этих животных?

Дети: Еж, медведь.

Воспитатель: Верно. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Ребята давайте мы с вами соберем красивые осенние букеты.

Физкультминутка «Осенний букет».

Раз, два. Три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы.

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины, листики дуба

Мы соберем. ( Загибаем поочередно пальцы)

В вазу осенний

Букет отнесем. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Воспитатель: Ребята, старичок-Лесовичок, предлагает вам поиграть.

Д/И: «У кого кто?»

У белки – бельчонок, бельчата.

У медведя – медвежонок, медвежата.

У волка – волчонок, волчата.

У лисы – лисёнок, лисята.

У зайца – зайчонок, зайчата.

Д/И «Кто, что ест?»

Воспитатель: Медведь ест…

Дети: … рыбу, мёд.

Воспитатель: Волк ест …

Дети: …мясо, кости.

Воспитатель: Лиса ест …

Дети: …курочку, рыбу.

Воспитатель: Заяц ест …

Дети: … морковь, капусту.

Воспитатель: Белка ест …

Дети: …орешки, грибы.

Воспитатель: Ребята пока мы с вами гуляли по лесу , птиц почти не было слышно? Как вы думаете почему?

Дети: Потому что птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А которые остаются как называются?  Как мы помогаем им зимой?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Лесовичок, приготовил для нас еще одно задание, просит нас разукрасить грибочки. Поможем Лесовичку?

Дети выполняют задание ( аппликация гриб)

Воспитатель: Вот подошла к концу наша прогулка в осеннем лесу, Нам пора возвращаться домой, Лесовичку понравилось как вы себя вели и он вас приглашает к себе в гости в зимний лес