ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ
Данная статья рассматривает теоретические основы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игры. В статье анализируются ключевые аспекты развития коммуникативных умений и навыков, важность игровой активности в данном процессе, а также роль взаимодействия с взрослыми и сверстниками в формировании эффективной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_razvitiya_kommunikativnyh_navykov_starshih_doshkolnikov_v_igre.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Д. В. Федоренков, В. И. Гуреев, В. А. Корякина
Смоленский государственный университет
УДК 373.24:37.015.31
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ
Ключевые слова: коммуникативные навыки; старшие дошкольники; игра; развитие; теоретические основы.
Аннотация: Данная статья рассматривает теоретические основы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игры. В статье анализируются ключевые аспекты развития коммуникативных умений и навыков, важность игровой активности в данном процессе, а также роль взаимодействия с взрослыми и сверстниками в формировании эффективной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.
Введение. В развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста игра приобретает ключевую роль. Игра является неотъемлемой частью детской активности и позволяет старшим дошкольникам развивать множество навыков, включая коммуникативные [5].
Коммуникативные навыки, включающие умение слушать, говорить, понимать и взаимодействовать с другими людьми, играют важную роль в формировании успешных социальных связей и адаптации в обществе [7]. Коммуникативные навыки помогают выстроить новую позицию ребенка в мире, старший дошкольник, освоивший конструктивные модели коммуникации, обретает возможность быстрее обучаться новым моделям поведения в социальной среде.
Игра, в свою очередь, является естественной активностью для детей, которая предоставляет уникальную возможность развивать и усиливать [8]. Естественно, следует обратить свое внимание на то, как при помощи игры можно запустить развитие коммуникативных навыков старших дошкольников, а в дальнейшем данный процесс стоит поддерживать, следуя принципам, выделенным Концепцией непрерывного образования [5].
Исследования коммуникативной сферы дошкольников в психологической науке охватывают разнообразные аспекты развития коммуникативных навыков у детей в возрасте от трех до шести лет [2]. Этот период жизни является критическим для формирования основ коммуникации, так как именно в дошкольном возрасте дети начинают активно осваивать язык, развивать навыки общения и учиться выражать свои мысли и чувства [9]. Именно игра и разнообразное взаимодействие со сверстниками в ней помогают ребенку в освоении мира.
Коммуникативные навыки включают не только вербальную коммуникацию, но и невербальные аспекты, такие как жесты, мимика и интонация [6]. Исследования в этой области позволяют понять, как дети начинают использовать невербальные средства для уточнения своих высказываний и передачи эмоционального состояния. Рассматривая работы в данной области, мы можем обратить свое внимание на тот факт, что старшие дошкольники, более точно определяющие эмоциональное состояние других людей, находятся в более выгодном положении в коллективе по отношению к тем, у кого данный навык западает или отсутствует [1].
Одним из ключевых аспектов исследований коммуникативной сферы дошкольников является анализ роли родителей и воспитателей в развитии коммуникативных навыков [10]. Исследователи изучают, как взаимодействие с взрослыми и сверстниками влияет на развитие коммуникативных умений дошкольников. Это включает в себя анализ стратегий взрослых при общении с детьми и их влияние на уровень коммуникации у дошкольников. Родители и воспитатели, которые активно взаимодействуют с детьми, задают им вопросы, поддерживают разговоры и моделируют правильное общение, могут существенно способствовать развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников. Важно также отметить, что качество взаимодействия с взрослыми имеет влияние на уровень доверия и уверенности в себе детей, что в свою очередь сказывается на их способности эффективно общаться [3].
Коммуникативные навыки являются фундаментальными для успешной адаптации и обучения детей в дошкольном возрасте и впоследствии в школе. Дети, обладающие развитой коммуникативной компетенцией, способны лучше выражать свои мысли, понимать инструкции, решать конфликты и легче находят общий язык с окружающими [4]. Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков начинается задолго до школьного возраста и оказывает существенное воздействие на когнитивное и социальное развитие ребенка
В целом, исследования коммуникативной сферы старших дошкольников в игре подчеркивает важность раннего развития этих навыков и показывают, как коммуникация с окружающими взрослыми и сверстниками, а также использование невербальных средств, способствуют формированию у детей успешной коммуникации и социальной адаптации.
В исследовании приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста, 8 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6 лет из полных (13 человек) и неполных (1 человек) семей, у 8 детей есть родные братья и сестры
Рассматривая интервью с детьми старшего дошкольного возраста из подготовительной группы «Радуга» и «Солнечный город», МБДОУ «Детский сад №4» можно заключить следующее: на вопрос «Что такое коммуникация?» старшие дошкольники отвечают в основном одинаково «коммуникация – это когда люди общаются», но некоторые из опрошенных окрашивают данное событие положительными красками или действиями сопровождающими общение «Когда люди дружат; когда вместе играют; люди говорят между собой по доброму», но есть и те, кто добавляет отсутствие отрицательных аспектов общения «все друг с другом разговаривают и не ругаются», данные ответы могут свидетельствовать о качественной составляющей общения для ребенка. Если в его сознании общение связанно с чем-то приятным, вероятнее всего он будет легче и лучше идти на контакт, в обратном же случае ребенок может бояться или избегать коммуникации с сверстниками и взрослыми – понимание данного аспекта личности ребенка при грамотной работе может положительно отразиться в дальнейшем его воспитании.
Следующим, в нашем исследовании стал вопрос осознания ребенком важности общения в дальнейшей жизни, спрашивая: «Как ты понимаешь, для чего нужно общение?», мы актуализируем понятие коммуникации и понимания ее значимости. Ответы так же оказались разнообразными но в этот раз их объединяет суть: для некоторых общение – это дружба «Чтобы понимать друзей», возможность поделиться чувствами, проблемами и новостями «Чтобы не грустить, рассказать что происходит в жизни», возможность понять собеседника и себя «Понимать друг друга, что люди думают», решение важных для своего возраста вопросов «в какие игры играть, кто будет главным», попросить помощи «Если что-то случилось попросить помощи у других», но так же есть ответ, который видимо имеет негативную предысторию «чтобы люди разговаривали, а не мычали», в данном случае педагог может оказаться в положении, когда стоит провести работу по созданию положительных образов коммуникации в сознании ребенка.
На вопрос «Нравится ли тебе общаться?» все дети ответили «Да». Что не удивительно, ведь старшие дошкольники лишь начинают познавать мир через общение.
На следующем этапе мы попытались узнать, как ребенок, посредством родительского воспитания взаимодействует с зачастую опасным внешним миром, вопрос «С кем тебе разрешают общаться?» оказался предсказуемым на ответы: большинство ответили «С чужими не разрешают; не разрешают с незнакомыми людьми; общаюсь со всеми но не разговариваю с незнакомыми людьми; нельзя с незнакомцами; со всеми можно, с незнакомыми мальчиками нельзя», но и тут есть некоторые исключения. Некоторые решают упомянуть о том, с кем конкретно не разрешают общаться родители «С Таисией не разрешают», «С хулиганами не разрешают» - мальчик 6 лет. Так же есть один вариант ответа, который оказался непредвиденным, девочка 6 лет из неполной семьи ответила на данный вопрос «Общаться со всеми», в данном ответе может скрываться тип открытой семьи, что в дальнейшем может оказаться проблемой в создании теплых эмоциональных связей. В данной ситуации, воспитатель может, с помощью включения в различные игры компонентов развития близких отношений в коллективе купировать развитие холодности в эмоциональных связях. Но не стоит забывать, что это лишь предположение, которое на практике может оказаться необоснованным.
Перейдем к дальнейшему рассмотрению проведенного интервью. На вопрос «Как общение помогает тебе в садике (дома, на детской площадке, с взрослыми)», старшие дошкольники ответили следующим образом: «Понимать других; слушать взрослых; слушать, что говорят, дружить; чтобы понимать чувства; решить какие-нибудь проблемы; попросить помощи если что-то не получается» - то есть, наши испытуемые представляют коммуникацию – как взаимодействие в социуме, они понимают важность общения и принимают различные позиции относительно взаимодействия в нем.
На вопрос «Как твои родители общаются между собой (с другими)?» ответы разделились на две основные категории, первая – «Ругаются иногда; ссорятся иногда; мама папу обзывает иногда» и вторая – «Хорошо общаются, решают вместе вопросы; всегда хорошо, называют друг друга ласково; между собой папа называет маму «бусинкой», а мама папу «Папуля»; хорошо, не ругаются, мама строже папы». О чем это может нам говорить? Конечно, о том, что в семьях бывают разногласия и ссоры, а также приятные моменты. Только вот педагоги и воспитатели могут, обращая внимание на данные результаты вводить в группе разнообразные ситуативные игры, в которых научат детей вместе решать данные ситуации. Помним, что дети лучше всего учатся друг у друга, а судя по полученным нами результатам, мы имеем обе модели поведения в группе старших дошкольников.
Заключительным стал следующий вопрос «Нравится ли тебе их (родителей) общение? (Что нравится? Почему?)». В данном вопросе мы видим закономерные ответы в связи с предыдущим. Дети, чьи ответы на предыдущий вопрос были «Ругаются игонда», отвечают – «Хочу, чтобы меньше ругались», а дети ответы которых были «Хорошо общаются, решают вместе вопросы», отвечают – «Да, нравится, я тоже так буду делать».
В заключение хотелось бы отметить столь важное участие воспитателей и педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. На них лежит большая работа по корректировке нежелательных и формированию желательных для общества форм поведения. С помощью ведущего, в дошкольном возрасте, вида деятельности – игры мы можем оказать самое безлопастное и желаемое воздействие, сформировать коммуникативные навыки и создать основу здоровой личности ребенка.
Литература
- Батенова Ю.В. Особенности самооценки у старших дошкольников с различным уровнем операциональных нарушений в общении // Материалы XVII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии», г. Челябинск, ЮУрГППУ, 23-24 апреля 2019 г. – Челябинск: Изд.-во: ЗАО «Цицеро», 2019. – C.41-45.
- Зайцева О.Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156
- Кудряшова, Т. Ю. Экспериментальное исследование особенностей личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста / Т. Ю. Кудряшова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием (Рязань, 09-10 апреля 2020 г.). – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2020. – С. 71-82.
- Курышева О.В., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №64. С.99-10
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Лыкова И. А. Методы художественного познания окружающего мира (универсальное в педагогике искусства) / И. А. Лыкова // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы VI Международной научно-практической конференции / ответственны редактор М. С. Дяченко. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2021. – С. 9-17.
- Репина Т.А. Межличностные отношения в группе детского сада. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Москва, ИИДСиВ. 2016. С.26-29.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. — М.: Владос, 2019. — 158 с
- Торопова Н.В., Низовских Н.А. Когнитивная сложность межличностного восприятия как показатель коммуникативной компетентности старших дошкольников. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №5. С. 177-1
- Чернобровкина С.В. Тип детско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников / С.В. Чернобровкина, Т.В. Федорова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 22-32.
Д. В. Федоренков, В. И. Гуреев, В. А. Корякина
D. V. Fedorenkov, V. I. Gureev, V. A. Koryakina
Smolensk State University
THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS OF OLDER PRESCHOOLERS IN PLAY
Key words: communication skills; older preschoolers; play; development; theoretical foundations.
Abstract: This article examines the theoretical foundations for the development of communication skills in older preschoolers during the game. The article analyzes key aspects of the development of communication skills, the importance of play activity in this process, as well as the role of interaction with adults and peers in the formation of effective communication in children of senior preschool age.