Примеры, как выстраивать занятия с песком.
Предварительный просмотр:
Примеры, как выстраивать занятия с песком.
Конспект занятия «Здравствуй, песок!»
Оборудование для занятия: подносы на каждого ребенка, кинетический песок, музыкальный центр, аудиозапись «Классическая музыка», клубок ниток.
Вводная часть. Приветствие и ритуал входа в песочную страну
Дети стоят в кругу. Педагог-психолог использует ритуал приветствия по своему выбору, например предлагает передать улыбку по кругу. Затем он переходит к ритуалу входа в песочную страну, который повторяется из занятия в занятие.
Педагог-психолог: Здравствуй, наш песочек! (Дети повторяют текст и дотрагиваются до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.) В гости к тебе пальчики спешат. (Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки.) В гости к тебе ладошки спешат. (Дети дотрагиваются до песка ладошками – правой и левой.) Поиграть с тобой хотят! (Дети пропускают песок между ладоней, пальцев.)
Основная часть.
Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в страну. В этой стране очень много чего-то, а вот чего именно – вы узнаете, если отгадаете загадку. Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать, целый день в него играть. (Дети отгадывают – песок.) Как вы думаете, для чего нужен песок человеку? (Дети отвечают.) Совершенно верно, песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды, в песочных часах, им посыпают дорожки зимой. С песком играют дети и даже иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. Сегодня мы вместе попробуем узнать об этом больше.
Педагог-психолог предлагает детям разными способами дотронуться до песка.
Педагог-психолог: Ладошка здоровается с песочком! (Дети прикасаются к песку ладонью правой руки, затем ладонью левой руки, обеими руками.) Здороваемся кулачками. (Дети зажимают песок в кулачок правой руки, кулачок левой руки, кулачками обеих рук.) Ручки радуются песку. (Перетирают песок между ладоней, пальцев.) Здороваются пальчики. (Дети дотрагиваются до песка пальцами поочередно, от большого пальца к мизинцу и наоборот.) Пианино! (Дети пробуют «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре компьютера или пианино. При этом не только пальцы рук двигаются, но и кисти совершают мягкие движения вверх-вниз.)
Педагог-психолог прорабатывает с детьми все варианты. Спрашивает детей, какой способ им понравился больше, какой меньше. Затем он проговаривает с детьми правила поведения в песочной стране. При необходимости использует карточки с иллюстрацией правил работы с кинетическим песком.
Педагог-психолог: Первое правило – аккуратно играем с песком. Следим, чтобы он не падал на пол. Второе правило – после рисования рабочее место должно быть чистым. Третье правило – после игр с песком надо помыть ручки.
Заключительная часть. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия, ритуал прощания
Педагог-психолог вместе с детьми проговаривает ритуал выхода из песочной страны, который повторяется из занятия в занятие. Затем подводит итог занятию и собирает обратную связь.
Педагог-психолог: На ладошки посмотри – стали ловкими они. Это ласковый песок деткам подрасти помог.
Дети хором произносят текст вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебным песком. Узнали, какой песок на ощупь, что с ним можно делать. У меня сейчас радостное настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Дети отвечают.)
В конце занятия педагог-психолог проводит ритуал прощания по своему выбору.
Конспект занятия «Сюрпризы для друзей»
Оборудование для занятия: подносы на каждого ребенка, кинетический песок, набор маленьких игрушек, камешки, музыкальный центр, аудиозапись «Классическая музыка».
Вводная часть. Приветствие и ритуал входа в песочную страну
Дети стоят в кругу. Педагог-психолог использует ритуал приветствия по своему выбору, например, предлагает передать улыбку по кругу.
Педагог-психолог: Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (Дети повторяют текст за педагогом-психологом.)
Педагог-психолог переходит к ритуалу входа в песочную страну, который повторяется из занятия в занятие. После этого вместе с детьми он повторяет правила поведения в песочной стране.
Педагог-психолог: Здравствуй, наш песочек! (Дети повторяют текст и дотрагиваются до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.) В гости к тебе пальчики спешат. (Дети дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки.) В гости к тебе ладошки спешат. (Дети дотрагиваются до песка ладошками – правой и левой.) Поиграть с тобой хотят! (Дети пропускают песок между ладоней, пальцев.)
Основная часть.
Для занятия основное упражнение – «Сюрпризы для друзей». Перед ним можно провести любые упражнения, которые поддерживают тему сюрприза, эмоции удивления, загадки. Например, педагог-психолог может начать с игры «Это я, узнай меня», а затем в игровой форме вручить детям сюрпризы-камешки. В ходе игры «Это я, узнай меня» один ребенок поворачивается спиной к остальным и по голосу отгадывает того, кто его позвал.
Педагог-психолог: Ребята, а вы любите сюрпризы? Сейчас предлагаю вам закрыть глазки и положить ручки на стол ладошками вверх. Когда я вам положу в ладони сюрприз, глазки не открывайте! (Педагог кладет сюрприз каждому в ладошку.) Открывайте глаза. Посмотрите на свои сюрпризы. Они обладают очень большой силой дружбы. Давайте сожмем их. Теперь вы стали самыми сильными, внимательными и дружными.
Дети переходят к упражнению «Сюрпризы для друзей»: лепят по замыслу из кинетического песка для друга, мамы, папы и др. В получившиеся фигурки прячут свои сюрпризы.
Заключительная часть. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия, ритуал прощания
Педагог-психолог вместе с детьми проговаривает ритуал выхода из песочной страны «На ладошки посмотри», который повторяется из занятия в занятие. Затем подводит итог занятию и собирает обратную связь.
Педагог-психолог: Дети, сегодня мы с песком играли в прятки. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? (Дети отвечают. В конце занятия педагог-психолог проводит ритуал прощания по своему выбору.)
Конспект занятия «Угощение для кукол»
Оборудование для занятия: подносы на каждого ребенка, кинетический песок, куклы и игрушки по количеству детей либо одна кукла – главная героиня занятия, пуговицы, совочки, формочки по количеству детей, музыкальный центр, аудиозапись «Классическая музыка»..
Вводная часть. Приветствие и ритуал входа в песочную страну
Дети стоят в кругу. Педагог-психолог использует ритуал приветствия по своему выбору, например, предлагает передать улыбку по кругу. Затем он переходит к ритуалу входа в песочную страну, который повторяется из занятия в занятие. Тексты приветствия и ритуала входа в песочную страну аналогичны занятиям 1 и 7.
Основная часть.
Для занятия основное упражнение – «Угощение для кукол». Непосредственно перед упражнением желательно предложить детям сюжетную основу и использовать персонажей – кукол. Можно заранее попросить детей принести с собой любимые куклы и другие игрушки и устроить для них «чаепитие».
Если использовать несколько кукол неуместно, например из-за санитарных правил, принесите одну куклу-героиню в качестве демонстрационной игрушки и расскажите, что у нее сегодня день рождения и ей нужна помощь в подготовке к нему.
Педагог-психолог: Ах, какая красивая кукла у Маши! Как ее зовут? (Для ситуации, когда дети приносят героев занятия с собой: педагог-психолог по очереди хвалит игрушки детей.)
А вы знаете, зачем наши нарядные куклы, милый зайка, сильный железный человек (перечисляет героев) собрались? Они хотят подружиться! Давайте устроим для них чаепитие с пирожными и куличиками? (Дети отвечают: «Да! Давайте!».) Замечательно! Наши куклы довольны, что у них будет чаепитие.
А мы покажем, как они радуются. Погрузите ручки в песок и покажите, как куклы хлопают в ладошки. (Дети изображают руками по песку.) ...Как топают их ножки. (Дети изображают руками.) ...Как прыгают их пальчики от радости. (Дети изображают.) Молодцы! А теперь мы слепим угощение для кукол. Я раздам вам формочки для пирожных и разноцветные украшения для сладостей, которые у нас получатся.
Педагог-психолог раздает детям формочки, совочки и пуговицы, чтобы украсить «пирожные». Дети лепят куличики.
Педагог-психолог: Ребята, вы большие молодцы! Давайте спросим у наших кукол, понравилось ли им угощение? (Дети отвечают за кукол: «Понравилось! Вкусно!».)
Заключительная часть. Ритуал выхода из песочной страны, рефлексия, ритуал прощания
Педагог-психолог вместе с детьми проговаривает ритуал выхода из песочной страны «На ладошки посмотри», который повторяется из занятия в занятие. Затем подводит итог занятию и собирает обратную связь.
Педагог-психолог: Ребята, кому вы сегодня помогали? Как помогли куклам? (Дети отвечают. В конце занятия педагог-психолог проводит ритуал прощания по своему выбору.)