Мастер-класс для педагогов
Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов: «Игры с песком в развитии ребенка».
Тема: Использование элементов песочной терапии в работе педагога с дошкольниками с ОВЗ.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в познавательном развитии дошкольников.
Задачи: Дать определение песочной терапии.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры с песком в развитии ребенка».
Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.
Мы можем песочные игры условно разделить на три направления:
- Познавательные игры - познается многогранность окружающего мира.
- Обучающие игры - облегчают процесс обучения ребенка.
- Проективные игры - обеспечивают психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Я же в своей работе очень часто обращаюсь к обучающим и познавательным играм. Условия для игр с песком имеются в каждом детском саду и в каждой группе: на участке - песочница, в группах – песочные ящики (мини-песочницы), в нашем детском саду имеются в каждой группе песочные световые планшеты, а у специалистов песочный световой стол. Еще почитав методическую литературу по данной теме, мне понравился вариант песочницы в виде прозрачного контейнера, плотно закрытого крышкой, в которой необходимо сделать два отверстия для ладоней. В песок кладем ракушки, шишки, гальки и др., для развития тактильных ощущений.
На первом этапе обучения игровой деятельности с песком самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком. Закрепить правила работы с песком стихотворение:
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Сейчас я покажу вам некоторые игры, которыми пользуюсь в работе.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в игре. Приглашаю несколько добровольцев (3 – 4 человека).
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А если смешать его с водой, то он становится более тёмным и ему можно придать форму.
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Данные игры можно провести в группе и на улице в песочнице. Они способствуют эмоциональному расслаблению, успокоению ребенка, а так же знакомят ребенка со свойствами песка и собственными тактильными ощущениями.
Для детей младшего дошкольного возраста доступны и интересны игры со стихами:
Игра «Человечки». Пройтись по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами.
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ-топ
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ
Игра «Дождик». Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.
Дождик с самого утра
Зарядил как из ведра.
Видно кто-то против правил
В небе тучку продырявил.
Эти игры способствует развитию мелкой моторики рук, активизируют умственную деятельность: развивают память, речь.
Первое, что должен усвоить ребенок в играх в песочнице - это пространство, как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками.
В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. Есть левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний.
Детей младшего возраста учим рисовать прямые линии и волнистые. Маленькому ребенку нужен стимул, чтобы им было интересно рисовать. Разложите по песку кораблики из бумаги и предложите ребенку рисовать много волн пальчиком сначала одним, а потом двумя пальчиками между корабликами. Можно предложить рисовать одновременно обеими руками.
Упражнение «Дорожки», учим ребенка рисовать прямые линии - «Дорожка для зайчика к его домику», где нужна игрушка зайчика и домик.
Упражнение «Дожди» - возможность отработать вертикальные линии.
Возьмите волка и предложите нарисовать для него ступеньки, и по ним волк поднимается выше и выше.
Упражнение «Лесенки» - учим совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Возьмите большую игрушку и предложите для нее нарисовать широкую дорожку ладошкой. И по этой дорожке лисичка идет в гости.
Познавательная игра «Мы идем в гости». Ребята, сегодня мы пойдем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем углу, малыши отвечают - вверху песочницы). Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки / картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Что ест зайчик? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» закрепляющие знания о домашних животных и их жилье, «Плывем навстречу дельфинам» закрепляющие знания об обитателях морей и рек и т. д. В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
Можно провести обучающие игры:
игра «Чья тень?» предварительно нанести с помощью формочек для песка контуры на влажный песок. Например, на одном занятии – геометрические фигуры, на другом – цветы, на третьем – насекомые и др. одновременно в упражнении надо использовать 3 – 4 формочки. Задание угадай, кто изображен на песке, а только потом показать ребенку формочки, чтобы дети смогли проверить себя.
Игры «Выше – ниже», «Шире – уже». Строить с ребенком горки и сравнивать, какая выше, какая ниже. При этом игра проводится в три этапа: сначала следует показ взрослого, потом ребенок показывает по просьбе взрослого высокие и низкие горки и наконец строит их сам по просьбе взрослого. Со старшими детьми можно выстраивать последовательность из 3 - 5 гор. Аналогичным образом знакомим детей с понятием «шире» и «уже», разрывая в песочнице речки и ручейки.
Игра «Что это?» игра проводится с сухим песком. Показать и дать потрогать ребенку несколько фигур, например шар, куб и конус. Затем зарыть их в песке так, чтобы малыш не видел их точного расположения. Попросить найти на ощупь шар, потом – куб. Для старших детей можно взять плоские фигуры, что дает возможность закрепить знания детей о плоских и объемных фигурах.
Существует огромное количество игр с песком, в которых необходимо найти спрятанные предметы, игрушки в песке. Например: «Узнай на ощупь», «Найди все предметы круглой формы», «Что спряталось в левом нижнем углу?» и т.д.
Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
С песком можно организовать разнообразные опыты и исследования.
Работая с песочными световыми столами или планшетами, т.к. оборудование новое, не знакомое, обучение детей условно можно поделить на 3 этапа: (приглашаю подойти к планшетам)
- первый этап – подготовительный. Дети знакомятся с оборудованием и правилами работы. Самостоятельно выполняют различные действия по желанию: разглаживают песок по поверхности стола, пересыпают, сгребают в кучки, рисуют пальчиком знакомые предметы (на что хватит фантазии).
- второй этап – непосредственно знакомство с техникой рисунка. Начинается рисунок с выполнения фона. Дети знакомятся с разными способами (засыпка – из кулачка, наброс – с ладошки, закидывание из кучи); демонстрируются способы уборки песка. Далее дети самостоятельно пытаются насыпать песок, порисовать и убрать.
- третий этап - знакомство со способами рисования на световом столе.
Существует два способа рисования:
- «Светлым по темному» (песок разглажен по всему столу и пальцем или ладонью ребёнок наносит рисунок);
- Второй – способ рисования «темным по светлому» (рисуется струёй песка из кулачка, щепоткой по чистому столу, лишний песок отсекается). Важную роль играют музыкальное и световое сопровождение. Свет стимулирует работу зрительных анализаторов, способствует сенсорному развитию, классическая музыка способствует художественно-эстетическому развитию.
Можно рисовать разные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Чтобы ребенок научился легко ориентироваться в пространстве песочницы, можно давать задания на рисование фигур в заданных ориентирах, например: нарисуй круг в верхнем левом углу и т.д. Можно спросить на что похоже? (на солнце) и предложить дорисовать лучики. При рисовании фигур учим ребенка, что нужно вернуться в ту точку, с которой начал рисовать.
Например, нарисуем неваляшку. Эта игрушка хорошо известна всем детям. Много раз ребенок рисует круг, только разного размера. Неваляшка состоит из шаров, а мы будем рисовать из кругов. Большой круг – туловище, поменьше – голова, два маленьких круга – руки, две точки поставим пальцем – глазки, и три точки - пуговицы. Сколько раз нарисовали круг? Сколько поставили точек?
Для детей старшего возраста можно предложить игры «Вылечи букву» - потеряны элементы у буквы, необходимо дорисовать. «Какая цифра потерялась»- написаны по порядку цифры, но одна цифра пропущена, ребенок должен её написать и т.д.
Работая с детьми, имеющими нарушения в развитии – знаем, что рисование – одна из самых сложных видов деятельности, т.к. детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Предлагаю игру «Одновременно» предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке.
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто пальчиком черчу
Все, что только захочу.
Затем можно предложить аналогично нарисовать 2 квадрата,2 треугольника.
Особое значение игр с песком, на мой взгляд, в том, что песок позволяет упражняться ребенку много раз в рисовании предметов, сюжетов и т.д. Мы знаем, что у детей часто не получается нарисовать что-то на бумаге - они начинают капризничать, теряются, бросают рисование, а рисование на песке позволяет ребенку тренироваться в рисовании одного и того же предмета несколько раз, ему необходимо только сгладить поверхность и продолжить рисовать снова. Ребенку не нужно бояться ошибиться. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Итак: чем полезны игры с песком?
- Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию.
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
- Развивают мелкую моторику, глазомер.
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!).
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
На самом деле игр с песком существует огромное количество, я показала вам лишь небольшую часть. Их не сложно найти в литературе, в сети интернет или просто придумать самим аналогично давно известным играм.
Благодарю за работу и всем желаю успехов в профессиональной деятельности! Буду рада, если кого-нибудь заинтересовала данная методика.
Используемая литература:
Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии в развитии детей»
Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»