Самообразование, как ресурс профессионального и личностного развития сотрудников
С 2019 года постоянное и непрерывное самообразование сотрудников, как ресурса их опережающего развития, дающего возможность и способность соответствовать актуальным потребностям дня, было заявлено обязательным для каждого в Центре работы с населением "Содружество", а задачей на этом этапе стала подготовка к осмысленному процессу самообразования, как форме реализации потребностей сотрудников к собственному профессиональному развитию и саморазвитию. Что такое самообразование, казалось бы, всем давно известно. В основе этой работы лежат личные склонности, интересы, которые обусловлены, в конечном итоге, социальными, экономическими и культурными потребностями. В конце концов, самообразование – один из способов самовоспитания. А в условиях информационного общества проблема самообразования для человека стала не только наиболее актуальной, но и упрощенным вариантом саморазвития. Основная проблема, которую предстояло решить - профессиональная и психологическая мотивация сотрудников Центра на постоянное и непрерывное самообразование, как одно из условий личного профессионального развития и развития Учреждения. На первом этапе она была крайне низкая и неустойчивая, и такая мотивационная готовность усугублялась и утратой навыка системного самообразования у многих сотрудников. Какими принципами мы руководствуемся, определяя самообразованию ведущую роль в профессиональном и личностном развитии сотрудника?
●Взрослому человеку, который обучается, (обучающемуся, а не обучаемому!) принадлежит ведущая роль в процессе профессионального образования.
●Взрослый человек, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
●Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
●Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
●Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему; Самое главное - организация процесса обучения, в виде совместной деятельности обучающегося и окружающего его профессионального сообщества на всех его этапах.
Немаловажно, что публичная презентация сотрудником результатов самообразования позитивно повлияла на формирование открытого коммуникативного профессионального пространства в Центре «Содружество», создание открытой информационной среды, что являлось одной из задач информационно – методической работы, а лидирующие позиции (88,3% от общей численности участников мониторинга) на вопрос анкеты "Формы Вашего участия в новшествах и нововведениях года в Отделении в 2023 году", имеет вариант ответа «Постоянно и целенаправленно занимаюсь самообразованием».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Г.В. Колтунова
Самообразование, как ресурс профессионального и личностного развития сотрудников
Платон предлагал следующие периоды обучения: до 7 лет - общественное воспитание; с 7 до 12 лет - государственная школа (чтение, письмо, пение, музыка); с 12 до 16 лет – «Палестра» - (физическая подготовка); с 16 до 18 лет - арифметика, геометрия; с 18 до 20 лет - военная подготовка; с 21 до 31 года - математика, геометрия, астрономия, музыка; с 31 до 35 лет - философия; с 35 лет человек должен заниматься упражнениями.
Молодые люди, не показавшие выдающихся способностей, по достижении 20 лет должны стать воинами. Те, кто выдержали соответствующие испытания, имеют право на дальнейшие занятия науками. До 30 лет они изучают философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки в целях развития отвлеченного мышления и готовятся к государственной деятельности. Самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства. Курс образования заканчивается в 50 лет. Таким образом, Платон еще в 360 г. до н. э. провозгласил идею непрерывного образования, включающего и образование взрослых.
В Центре работы с населением «Содружество» много сотрудников, с высшим педагогическим образованием, имеющих стаж работы в этой сфере: педагоги – организаторы, педагоги – психологи, инструкторы по спорту. Субъекты их взаимодействия – несовершеннолетние, родители; направление деятельности – семья, материнство и детство. Есть и отделение по работе с гражданами старшего поколения. Активное долголетие граждан, содействие в повышении качества их жизни и самореализации – забота сотрудников Отделения.
С 2019 года постоянное и непрерывное самообразование сотрудников, как ресурса их опережающего развития, дающего возможность и способность соответствовать актуальным потребностям дня, было заявлено обязательным для каждого, а задачей на этом этапе стала подготовка к осмысленному процессу самообразования, как форме реализации потребностей сотрудников к собственному профессиональному развитию и саморазвитию. Что такое самообразование, казалось бы, всем давно известно. Это приобретение человеком нужных ему, с его точки зрения, знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Основными характеристиками самообразования являются: самостоятельная работа с различными источниками информации, подвижный объем знаний, ограниченный степенью интереса к избранному предмету. В основе этой работы лежат личные склонности, интересы, которые обусловлены, в конечном итоге, социальными, экономическими и культурными потребностями. В конце концов, самообразование – один из способов самовоспитания. А в условиях информационного общества проблема самообразования для человека стала не только наиболее актуальной, но и упрощенным вариантом саморазвития. Теперь под рукой компьютеры, планшеты, телефоны и постоянный доступный выход в сеть интернет, масса ресурсов и полезных сайтов, где можно общаться с единомышленниками.
Конечно, практиковались и практикуются, в большей или меньшей степени, такие формы самообразования, как:
- получение второго высшего образования или второй специальности;
-дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы;
-изредка и нерегулярно - сетевые профессиональные сообщества, межведомственный обмен опытом сотрудников, но оставался нереализованным и невостребованным такой мощный ресурс, как индивидуальная работа по самообразованию – системная и постоянная, гарантирующая 100- ый охват сотрудников и создание продуктивной эффективной системы их опережающего развития, а значит повышение эффективности результата профессиональной деятельности.
Основная проблема, которую предстояло решить - профессиональная и психологическая мотивация сотрудников Центра на постоянное и непрерывное самообразование, как одно из условий личного профессионального развития и развития Учреждения. На первом этапе она была крайне низкая и неустойчивая, и такая мотивационная готовность усугублялась и утратой навыка системного самообразования у многих сотрудников.
Какими принципами мы руководствуемся, определяя самообразованию ведущую роль в профессиональном и личностном развитии сотрудника?
●Взрослому человеку, который обучается, (обучающемуся, а не обучаемому!) принадлежит ведущая роль в процессе профессионального образования.
●Взрослый человек, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
●Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
●Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
●Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
Самое главное - организация процесса обучения, в виде совместной деятельности обучающегося и окружающего его профессионального сообщества на всех его этапах.
При этом должны быть учтены следующие особенности взрослых:
●осознанное отношение к профессиональному развитию;
●стремление к самостоятельности в самообразовании и саморазвитии;
●стремление к осмысленности самообразования (знания нужны для решения конкретной проблемы и достижения конкретной цели);
●практическая направленность: стремление к практическому применению полученных знаний и навыков;
●наличие жизненного опыта;
●влияние на обучение социальных, бытовых и временных факторов.
Каждый сотрудник выбирает тему самообразования, исходя из своих потребностей и интересов и методической темы, над которой планирует работать коллектив учреждения.
Вторым этапом становится написание личных планов самообразования на год, возможно на два, в зависимости от целей и задач, прогнозируемого результата.
Технология организации самообразования была представлена в следующих этапах:
1. Выбор направления и темы;
2. Формулировка цели и задач;
3. Определение круга источников информации;
#1042;ыбор формы самообразования;
#1054;пределение результата самообразования;
#1040;нализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовки отчета.
Одно из условий - тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальна, как для самого сотрудника, так и для Центра «Содружество», в котором он работает.
Было много споров по поводу целесообразности написания плана, утверждения, что это есть свобода самоопределения сотрудника и т.д. Через год в ходе Круглого стола по итогам года, практически единодушно определились в точке зрения - план самообразования необходим: он мотивирует, помогает бороться с неорганизованностью, служит визуальным напоминанием. Ключевым становится и умение работать с информацией. Все сотрудники имеют высшее профессиональное самообразование, но навык системной работы с информацией или был утрачен, или недостаточно сформирован. Как выяснилось впоследствии, восстановить и сформировать эти навыки помогли тоже планы самообразования.
Индивидуальная работа методиста в данном процессе с каждым сотрудником необходима. Нужно обсудить соответствие и актуальность целей и задач, темы самообразования личным профессиональным проблемам сотрудника, целям и задачам Учреждения; помочь внести коррективы, при необходимости, в планы самообразования.
В части выбора формы самообразования было отдано предпочтение индивидуальным, где инициатором является сам сотрудник, однако, методист, руководители структурных подразделений могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповые формы - семинары, практикумы, онлайн – курсы и др. продолжают иметь место в плане информационно – методической работы Центра, инициируются методистом и обеспечивают обратную связь между результатами индивидуального самообразования и групповых форм работы.
Каждый календарный год начинается с Круглого стола с презентацией и обоснованием сотрудниками выбранных индивидуальных тем самообразования, предложений о формах повышения мотивации к системной и эффективной работе в личностном и профессиональном развитии, готовности к профессиональному творчеству.
Завершением данного этапа становится реестр тем самообразования сотрудников Центра с указанием цели и формы предоставления результатов - промежуточных или итоговых, в текущем году.
Форма плана самообразования разработана методистом единой для всех, а наполнение содержанием – это уже профессиональное творчество сотрудника, предполагающее осмысление уже на этапе его формирования ряд аспектов своего самообразования:
- реализация потребности к собственному развитию и саморазвитию;
- понимание, как позитивных, так и негативных моментов своей профессиональной деятельности, следовательно, открытость для изменений;
- способность к рефлексии (деятельности, направленной на осмысление собственных действий, состояний, переживаний, внутренних чувств, анализу этой деятельности и формулированию выводов), что тоже являлось слабым и уязвимым умением для многих;
- готовность к профессиональному творчеству; анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовки отчета.
По окончанию работы над темой каждый сотрудник пишет отчет с анализом, выводами, рекомендациями для продолжения работы.
В качестве альтернативных практикуются такие формы отчетов, как:
●открытая презентация результатов работы перед коллективом, в том числе и на расширенных заседаниях методического Совета Центра, который также стал нововведением в информационно – методической работе Центра, ранее не имевшим места;
●обобщение опыта работы;
●творческие отчеты.
И если по итогам 2019 года альтернативные формы отчетов внесли в планы самообразования 3 сотрудника, то в 2024 году – 16 человек из 16. При подготовке планов самообразования методистом и сотрудником были обсуждены и регламентированы сроки предоставления информации о ходе и (или) итогах освоения темы самообразования, внесены в план; методистом сформирована циклограмма творческих отчетов, утверждена директором Центра. В декабре 2023 года по результатам ежегодного мониторинга, творческие отчеты, как эффективное нововведение года обозначили 83% от численности участников мониторинга. Немаловажно, что эта форма открытого представления сотрудником результатов самообразования позитивно повлияла на формирование открытого коммуникативного профессионального пространства в Центре «Содружество», создание открытой информационной среды, что являлось одной из задач информационно – методической работы, а лидирующие позиции (88,3% от общей численности участников мониторинга) на вопрос анкеты "Формы Вашего участия в новшествах и нововведениях года в Отделении в 2023 году", имеет вариант ответа «Постоянно и целенаправленно занимаюсь самообразованием». Как результат, в Центре работы с населением достигнуто:
●Создание инструментального, развивающего информационного пространства;
●Внедрение инновационного потенциала (методы и методики, технологии);
●Создание новых образцов профессиональных практик;
●Профессиональное развитие коллектива (кадрового ресурса);
●Развитие авторских идей, оценка инновационной практики деятельности;
Самое главное - сформированность положительной мотивации и устойчивой потребности сотрудников к постоянному самообразованию и саморазвитию. И в этом нет ничего удивительного. Самообразование – это процесс самосовершенствования, постоянной работы над собой. Польза в самообразовании не вызывает сомнения. Всегда можно выделить время на самостоятельное обучение. Главное, это необходимо делать в первую очередь для себя. Никогда не прекращать учиться, потому что, сколько бы мы ни знали, образованию нет границ. А это и есть залог не просто результативности профессиональной деятельности, но и успешности современного человека.
СТРУКТУРА (ПЛАН – ТАЙМИНГ) ВОРКШОПА
по вопросам повышения профессионального мастерства в структурных подразделениях Центра и обоснованности персональных тем самообразования сотрудников на 2024 год
2024., –
МАУ «ЦРН «Содружество»
/ул. Пушкина 60, конференц - зал/
Тема: «Ключевые направления и формы повышения профессионального и личностного развития в Центре «Содружество», обоснованности выбора персональных тем самообразования сотрудников на 2024 год».
Проблема для обсуждения: Самообразование, как оно есть: плюсы и минусы
Цель:#1054;бсудить актуальный опыт самообразования сотрудников в Центре «Содружество», его информационное наполнение и перспективы развития.
Задачи:
#1057;оздать условия участникам для коммуникационного поля, позволяющего активно и творчески взаимодействовать в обсуждении темы и проблемы, инфообмена между участниками.
#1054;своить метод воркшопа, как группового метода развития идеи и получения новых навыков профессиональной коммуникации.
3. Выявить обоснованность тем и форм самообразования в Центре «Содружество» и перспективы его дальнейшего развития.
Теги: Самообразование, саморазвитие, воркшоп, мотивация, самомотивация, шеринг, коворкинг, хакатон.
Оборудование и аналитико-иллюстративный материал:
- Флипчарты, ватман;
- Мультимедийная аппаратура; слайд - лента.
Раздаточный материал:
- Анкеты и опросники;
Структура проведения:
I -ый этап: – Стартовый шеринг/ Определение цели и задач участниками Воркшопа; работа с ожиданиями, связанными с участием в данном событии/.
●Информирование участников о теме мероприятия, формате его проведения /Слайд № 1/;
● Оглашение проблемы /Слайд № 2/;
● Краткая информация о результатах подготовительного этапа планирования самообразования на 2024 год; самообразование и саморазвитие – что приоритетнее?
● Методика и суть воркшопа, как формата проведения мероприятия; понятие, схема (слайды) движущих процессов воркшопа /Слайд № 3/;
● Стартовый шеринг: Сформулировать поле ожиданий. Участники делятся на 2 команды; Ведущий оглашает вопрос: «Сформулируйте ожидаемый результат(ы) Вашего участия в воркшопе. На слайде подсказки – глаголы, с которых необходимо начать свой ответ – узнать, научиться, разработать, перенять опыт, понять, наработать новые идеи и др. .» (Слайд № 4).
/Каждому участнику группы (команды) необходимо кратко записать ответ на вопрос (1 минута), проговорить в группе по кругу, обсудить в группе все ответы, отсеивая повторяющиеся (2 минуты), озвучить ответ от каждой группы (3 минуты). Всего – 5 минут. Ведущий записывает оба ответа на доске/. Объявляется цель воркшопа.
II– ой этап / – Основной: Погружение участников в творческий процесс осмысления и саморефлексии обоснованности ключевых идей и направлений по вопросам повышения профессионального мастерства, форм самообразования и саморазвития.
●Работа в группах. Характеристики группы: группа "оптимистов" и группа "скептиков".
-Заполнение опросника (форма прилагается). Группа "оптимистов" заполняет опросник, ориентируясь на позитивные составляющие идеи и опыта самообразования (знак+), приводит соответствующие аргументы; группа "скептиков" заполняет опросник, ориентируясь на негативные составляющие идеи и опыта самообразования (знак-), приводя соответствующие аргументы.
- Оглашение результатов. Ведущий оглашает результаты. Представители групп приводят аргументы «за» и «против».
III этап: – /Генерация идей/: Оценка участниками своих способностей и возможностей для личностного и профессионального саморазвития.
●Ключевые идеи форм и обоснованности направлений самообразования и саморазвития, как непрерывного процесса; Что предпочтительнее – работа с специализированной литературой, интернет – ресурсы, обмен опытом (семинары, творческие отчеты, мастер – классы), практическое взаимодействие с коллегами? Почему?
/методика работы: (слайд № 5) Каждому участнику группы (команды) необходимо кратко записать свои ответы на вопросы - 5 минут, затем проговорить в группе по кругу, обсудить в группе все ответы, отсеивая повторяющиеся - 5 минут, озвучить обобщенный ответ от каждой группы (3 минуты). Всего – 13 минут. Ведущий записывает ответы на доске/.
● Следуйте личному плану действий: Коллективное обобщение и выводы. «Плюсы» и «минусы» самообразования. Диалог "скептиков и оптимистов" /выводы фиксируются на ватмане флип – чарта/.
●Саморефлексия /слайд 6/: Напишите не менее трех названий и авторов, интернет ресурсов (вебинар, хакатон, публикации по интересующему Вас вопросу в рамках темы самообразования), мероприятий по обмену опытом, участниками которых Вы стали в 2023 году. (3 минуты).
Поднимите руки, кто написал не менее 3- х? Не менее 2 – х? 1 наименование? Ни одного? Проведите саморефлексию личной мотивации и результативности процесса самообразования в прошедшем году. /5 мин./
●Цели и задачи на 2024 год /Слайд № 6 /. Представление перечня тем и формата самообразования сотрудников в 2024 году. Подведение итогов мероприятия.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
сотрудника на 2024 год / образец/
Ф.И.О: ____________________________________________________________
Должность, Отделение: педагог-организатор отделения по развитию работы
с населением
1. | Тема самообразования | Новый современный формат игр - напольных, уличных, интерактивных, методики и технологии их внедрения в разновозрастную среду. |
2. | Цель | Создать инновационный опыт игровых практик с детьми, молодежью, их родителями и внедрить в традиционную практику Центра. |
3. | Задачи | #1048;сследовать материал по теме самообразования через изучение научной и методической литературы, интернет ресурсов, в том числе из опыта работы в России и зарубежных стран #1056;азработать эффективную стратегию поиска актуальной информации по теме #1055;овысить свои личные профессиональные компетенции, опыт, профессиональное мастерство; #1054;своить, модернизировать новые развивающие игры и применить на практике новые игры при проведении мероприятий для детей дошкольного и школьного возраста; #1057;проектировать практические разработки сценариев различных детских мероприятий Центра; сформировать сборник авторских сценариев. |
4. | Предполагаемый результат | #1056;азработанные и внедренные современные новые игры в сценариях мероприятия Центра. |
5. | Этапы работы Сроки выполнения каждого этапа | Подготовительный: /январь – февраль 2024 года/ -работа с интернет – ресурсами, изучение специальной литературы (методологической и из опыта работы); - исследование актуальности, новизны, преимуществ различных типологий игр. Основной / март – октябрь 2024/: - разработка, внедрение и практическое применение игровых технологий в основных мероприятиях Центра. 3. Рефлексивный /октябрь – декабрь 2024/: -обобщение и систематизация эффективности результатов по теме самообразования /ноябрь - декабрь 2024/. |
6. | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой самообразования | #1048;зучение необходимых информационных ресурсов, расширение понятийного поля по теме самообразования; #1055;роведение тематических игровых мероприятий в течение года; #1053;аписание новых сценариев с использованием игровых методик (не менее 1ед. в месяц); #1055;убликация методических разработок из опыта работы на образовательных интернет - платформах; |
7. | Способ демонстрации результатов проделанной работы | #1055;убликация методических разработок из опыта работы на образовательных интернет - платформах /июнь, ноябрь 2024/; #1058;ворческий отчет "Игровая гостиная для педагогов": презентация инновационного опыта игровых практик" /октябрь 2024 года/ |
8. | Форма отчета о проделанной работе | #1052;етодический сборник авторских сценариев мероприятий с использование игротехник, а также описание игровых практик нового, современного формата /декабрь 2024/. |
9. | Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования. Подготовка отчета. | Отчет об итоговых результатах освоения темы самообразования - при необходимости. |
Педагог - организатор Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий отделением
____________Ф.И.О.
«_____»______________2024
Галина Викторовна Колтунова, методист муниципального автономного учреждения "Центр работы с населением "Содружество", г. Хабаровск