Рабочие программы
Материал состоит из рабочих программ, разработанны на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 619.46 КБ |
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass_fgos.doc | 382 КБ |
rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.doc | 338.5 КБ |
biologiya_5-6.docx | 2.69 МБ |
biologiya_10_kl.docx | 2.76 МБ |
himiya_10_kl.docx | 2.63 МБ |
rabochaya_programma_po_himii_11_klass.doc | 2.29 МБ |
rabochaya_programma_po_himii_8_klass.doc | 2.36 МБ |
rabochaya_programma_po_himii_9_klass.doc | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, и разработана на основе примерной программы по курсу биология для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Копьёвская ССОШ» и учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2023-2024 учебный год. Программа ориентирована на использование учебника: Биология: Человек. 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев — М.: Дрофа, 2018, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии со статьей 18, п. 9 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Приказа Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями)
Согласно учебного плана предмет «Биология» изучается в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
В программе учтены возможные риски:актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. Отставание по программе будет устранено в соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам. Изменения вносятся в Лист коррекции, вносимых в рабочую программу.
В 8 классе обучается 15 детей, из них 6 девочек и 9 мальчиков. Обучающиеся учатся в силу своих возможностей, уровень учебной мотивации у большинства средний. Дети активные и любознательные.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 6 | Расы человека. Среда обитания | Многообразие рас на территории РХ и особенности среды обитания |
2 | 21 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Виды инфекция на территории РХ и меры борьбы с ними |
3 | 23 | Тканевая совместимость. Переливание крови | Центры переливания крови на территории РХ |
4 | 39 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Желудочно–кишечные инфекции встречающиеся на территории РХ |
5 | 66 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | Особенности распространения наследственных и врождённых заболевания, а также болезней, передающиеся половым путёмна территории РХ |
Межпредметные связи
Предмет | Тема |
История | Историческое прошлое людей |
География, экология | Расы человека. Среда обитания |
Экология | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды |
Физика | Зрительный анализатор |
Физика | Слуховой анализатор |
История | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- следить за соблюдением правил поведения в природе;
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
- уметь рационально организовывать труд и отдых;
- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
- принимать ценности семейной жизни;
- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (5 часов)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (5 ч)
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро_ и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Раздел 7. Дыхание (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение
и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 11. Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей
и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Раздел 14. Эндокринная система (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём:
СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Структура учебного предмета
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Введение. Науки, изучающие организм человека | 5 | 1 |
Происхождение человека | 3 | |
Строение организма | 5 | |
Опорно – двигательная система | 7 | |
Внутренняя среда организма | 4 | |
Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | 1 |
Дыхание | 4 | |
Пищеварение | 6 | |
Обмен веществ и энергии | 3 | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | |
Нервная система | 5 | |
Анализаторы. Органы чувств | 5 | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 4 | |
Эндокринная система | 2 | |
Индивидуальное развитие организма | 5 | 1 |
Итого: | 68 | 3 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Входная контрольная работа | 11.09 | |
2. | Промежуточная контрольная работа | 21.12 | |
3. | Итоговая контрольная работа |
Календарно – тематическое планирование по биологии 8 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (5 часа) | |||||||
1. | 1 | Введение. Повторение | 04.09 | ||||
2. | 2 | Повторение основных вопросов 7 класса | 07.09 | ||||
3. | 3 | Входная контрольная работа | К/р | 11.09 | |||
4. | 4 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана | 14.09 | ||||
5. | 5 | Становление наук о человеке | 18.09 | ||||
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа) | |||||||
6. | 1 | Систематическое положение человека | 21.09 | ||||
7. | 2 | Историческое прошлое людей | 25.09 | ||||
8. | 3 | Расы человека. Среда обитания (НРК) | 28.09 | ||||
Раздел 3. Строение организма (5 часов) | |||||||
9. | 1 | Общий обзор организма | 02.10 | ||||
10. | 2 | Клеточное строение организма | 05.10 | ||||
11. | 3 | Клеточное строение организма | 09.10 | ||||
12. | 4 | Ткани | 12.10 | ||||
13. | 5 | Рефлекторная регуляция | 16.10 | ||||
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||||
14. | 1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей | 19.10 | ||||
15. | 2 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | 23.10 | ||||
16. | 3 | Соединения костей | 26.10 | ||||
II четверть | |||||||
17. | 4 | Строение мышц. Обзор мышц человека. | 06.11 | ||||
18. | 5 | Работа скелетных мышц и её регуляция | 09.11 | ||||
19. | 6 | Нарушения опорно-двигательной системы | 13.11 | ||||
20. | 7 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 16.11 | ||||
Раздел 5. Внутренняя среда организма (4 часа) | |||||||
21. | 1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | 20.11 | ||||
22. | 2 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет (НРК) | 23.11 | ||||
23. | 3 | Иммунология на службе здоровья | 27.11 | ||||
24. | 4 | Тканевая совместимость. Переливание крови (НРК) | 30.11 | ||||
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) | |||||||
25. | 1 | Транспортные системы организма | 04.12 | ||||
26. | 2 | Круги кровообращения | 07.12 | ||||
27. | 3 | Строение и работа сердца | 11.12 | ||||
28. | 4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | 14.12 | ||||
29. | 5 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца, сосудов и кровотечениях | 18.12 | ||||
30. | 6 | Промежуточная контрольная работа | К/р | 21.12 | |||
Раздел 7. Дыхание (4 часа) | |||||||
31. | 1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | 25.12 | ||||
32. | 2 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание | 28.12 | ||||
III четверть | |||||||
33. | 3 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 11.01 | ||||
34. | 4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья | 15.01 | ||||
Раздел 8. Пищеварение (6 часов) | |||||||
35. | 1 | Питание и пищеварение | 18.01 | ||||
36. | 2 | Пищеварение в ротовой полости. | 22.01 | ||||
37. | 3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | 25.01 | ||||
38. | 4 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 29.01 | ||||
39. | 5 | Регуляция пищеварения | 01.02 | ||||
40. | 6 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 05.02 | ||||
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||
41. | 1 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ | 08.02 | ||||
42. | 2 | Витамины | 12.02 | ||||
43. | 3 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | 15.02 | ||||
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа) | |||||||
44. | 1 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 19.02 | ||||
45. | 2 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 22.02 | ||||
46. | 3 | Терморегуляция организма. Закаливание | 26.02 | ||||
47. | 4 | Выделение | 29.02 | ||||
Раздел 11. Нервная система (5 часов) | |||||||
48. | 1 | Значение нервной системы | 04.03 | ||||
49. | 2 | Строение нервной системы. Спинной мозг | 07.03 | ||||
50. | 3 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг | 11.03 | ||||
51. | 4 | Функции переднего мозга | 14.03 | ||||
52. | 5 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | 18.03 | ||||
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) | |||||||
53. | 1 | Анализаторы | 21.03 | ||||
IV четверть | |||||||
54. | 2 | Зрительный анализатор | 04.04 | ||||
55. | 3 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 08.04 | ||||
56. | 4 | Слуховой анализатор | 11.04 | ||||
57. | 5 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | 15.04 | ||||
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа) | |||||||
58. | 1 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности | 18.04 | ||||
59. | 2 | Врождённые и приобретённые программы поведения | 22.04 | ||||
60. | 3 | Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 25.04 | ||||
61. | 4 | Воля. Эмоции. Внимание | 29.04 | ||||
Раздел 14. Эндокринная система (2 часов) | |||||||
62. | 1 | Роль эндокринной регуляции | 02.05 | ||||
63. | 2 | Функция желёз внутренней секреции | 06.05 | ||||
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||||
64. | 1 | Размножение. Половая система | 13.05 | ||||
65. | 2 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 16.05 | ||||
66. | 3 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | 20.05 | ||||
67. | 4 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности Обобщение материала. | 23.05 | ||||
68. | 5 | Итоговая контрольная работа | К/р |
Лист коррекции в календарно – тематическом планировании
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, и разработана на основе примерной программы по курсу биология для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Копьёвская ССОШ» и учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2023-2024 учебный год. Программа ориентирована на использование учебника: Биология. 9 класс В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк — М.: Просвещение, 2019, имеющий гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии со статьей 18, п. 9 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Приказа Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями)
Согласно учебного плана предмет «Биология» изучается в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.
В программе учтены возможные риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. Отставание по программе будет устранено в соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам. Изменения вносятся в Лист коррекции, вносимых в рабочую программу.
В 9 классе обучается 12 детей, из них 5 девочек и 7 мальчиков: обучающиеся занимаются в силу своих возможностей, уровень учебной мотивации в классе у большинства средняя. Дети активные и любознательные. Некоторые требуют повышенного внимания со стороны учителя.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально - региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 16 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | Многообразие факторов внешней среды на территории РХ |
2 | 41 | Адаптация как результат естественного отбора | Многообразие видов адаптаций на территории РХ |
3 | 51 | Влияние экологических факторов на организмы | Многообразие экологических факторов влияющих на организм на территории РХ |
Межпредметные связи
Предмет | Тема |
Экология | Адаптация как результат естественного отбора |
Химия | Химический состав клетки |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов.
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский —основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живоговещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Структура учебного предмета
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Биология в системе наук | 5 | 1 |
Основы цитологии – науки о клетке | 10 | |
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | 5 | |
Основы генетики | 11 | 1 |
Генетика человека | 2 | |
Основы селекции и биотехнологии | 5 | |
Эволюционное учение | 8 | |
Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 18 | 1 |
Итого: | 68 | 3 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Входная контрольная работа | 19.09 | |
2. | Промежуточная контрольная работа | 26.12 | |
3. | Итоговая контрольная работа | 07.05 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Биология в системе наук (5 часов) | |||||||
1. | 1 | Биология как наука | 05.09 | ||||
2. | 2 | Методы биологических исследований. Значение биологии | 07.09 | ||||
3. | 3 | Повторение материала 8 класса | 12.09 | ||||
4. | 4 | Повторение материала 8 класса | 14.09 | ||||
5. | 5 | Входная контрольная работа | К/р | 19.09 | |||
Основы цитологии – науки о клетке (10 часов) | |||||||
6. | 1 | Цитология наука о клетке | 21.09 | ||||
7. | 2 | Клеточная теория | 26.09 | ||||
8. | 3 | Химический состав клетки | 28.09 | ||||
9. | 4 | Строение клетки | 03.10 | ||||
10. | 5 | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы | 05.10 | ||||
11. | 6 | Урок – практикум | 10.10 | ||||
12. | 7 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез | 12.10 | ||||
13. | 8 | Биосинтез белков. Генетический код и матричный принцип биосинтеза белков | 17.10 | ||||
14. | 9 | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке | 19.10 | ||||
15. | 10 | Решение задач по молекулярной биологии. Обобщение по теме «Основы цитологии» | 24.10 | ||||
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов) | |||||||
16. | 1 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз | 26.10 | ||||
II четверть | |||||||
17. | 2 | Половое размножение. Мейоз | 07.11 | ||||
18. | 3 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 09.11 | ||||
19. | 4 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 14.11 | ||||
20. | 5 | Обобщение материала по теме: «Основы цитологии, размножение и индивидуальное развитие» | 16.11 | ||||
Основы генетики (11 часов) | |||||||
21. | 1 | Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности фенотип и генотип | 21.11 | ||||
22. | 2 | Основные генетические понятия. Генетическая символика | 23.11 | ||||
23. | 3 | Закономерности наследования | 28.11 | ||||
24. | 4 | Решение генетических задач | 30.11 | ||||
25. | 5 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | 05.12 | ||||
26. | 6 | Решение задач по генетике пола | 07.12 | ||||
27. | 7 | Основные формы изменчивости организмов. Генотипическая изменчивость | 12.12 | ||||
28. | 8 | Комбинативная изменчивость | 14.12 | ||||
29. | 9 | Фенотипическая изменчивость | 19.12 | ||||
30. | 10 | Урок- практикум | 21.12 | ||||
31. | 11 | Промежуточная контрольная работа | К/р | 26.12 | |||
Генетика человека (2 часа) | |||||||
32. | 1 | Методы изучения наследственности человека | 28.12 | ||||
III четверть | |||||||
33. | 2 | Составление родословных человека. Генетика и здоровье человека. Медико – генетическое консультирование | 09.01 | ||||
Основы селекции и биотехнологии (5 часов) | |||||||
34. | 1 | Основы и методы селекции | 11.01 | ||||
35. | 2 | Достижения мировой и отечественной селекции | 16.01 | ||||
36. | 3 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. Метод культуры тканей. Клонирование | 18.01 | ||||
37. | 4 | Обобщение материала по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» | 23.01 | ||||
38. | 5 | Проверочная работа по теме: «Наследственность и изменчивость организмов» | П/р | 25.01 | |||
Эволюционное учение (8 часов) | |||||||
39. | 1 | Учение об эволюции органического мира | 30.01 | ||||
40. | 2 | Вид. Критерии вида | 01.02 | ||||
41. | 3 | Популяционная структура вида | 06.02 | ||||
42. | 4 | Видообразование | 08.02 | ||||
43. | 5 | Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции | 13.02 | ||||
44. | 6 | Адаптация как результат естественного отбора | 15.02 | ||||
45. | 7 | Урок – семинар: Современные проблемы эволюции | 20.02 | ||||
46. | 8 | Урок – семинар: Современные проблемы эволюции | 22.02 | ||||
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) | |||||||
47. | 1 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | 27.02 | ||||
48. | 2 | Органический мир как результат эволюции | 29.02 | ||||
49. | 3 | История развития органического мира | 05.03 | ||||
50. | 4 | Урок – семинар: Происхождение и развитие жизни на Земле | 07.03 | ||||
51. | 5 | Обобщение материала по теме: «Эволюция живого мира на Земле» | 12.03 | ||||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18 часов) | |||||||
51. | 1 | Экология как наука | 14.03 | ||||
52. | 2 | Влияние экологических факторов на организмы | 19.03 | ||||
53. | 3 | Экологическая ниша | 21.03 | ||||
IV четверть | |||||||
54. | 4 | Структура популяции | 04.04 | ||||
55. | 5 | Типы взаимодействий популяций разных видов | 09.04 | ||||
56. | 6 | Экосистемная организация живой природы. Компоненты экосистем | 11.04 | ||||
57. | 7 | Структура экосистем | 16.04 | ||||
58. | 8 | Поток энергии и пищевые цепи | 18.04 | ||||
59. | 9 | Искусственные экосистемы | 23.04 | ||||
60. | 10 | Семинар «Экологические проблемы современности» | 25.04 | ||||
61. | 11 | Обобщение материала курса биологии 9 класса | 30.04 | ||||
62. | 12 | Обобщение материала курса биологии 9 класса | 02.05 | ||||
63. | 13 | Итоговая контрольная работа | К/р | 07.05 | |||
64. | 14 | Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач | 14.05 | ||||
65. | 15 | Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач | 16.05 | ||||
66. | 16 | Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач | 21.05 | ||||
67. | 17 | Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач | 23.05 | ||||
68. | 18 | Подготовка к ОГЭ по биологии. Решение задач |
Лист коррекции в календарно – тематическом планировании
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 11 класса составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, и разработана на основе примерной программы по курсу биология для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Копьёвская ССОШ» и учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2023-2024 учебный год. Программа ориентирована на использование учебника: Биология 10-11класс В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова — М.: Дрофа, 2014, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии со статьей 18, п. 9 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями). Приказа Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями)
Согласно учебного плана предмет «Биология» изучается в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
В программе учтены возможные риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. Отставание по программе будет устранено в соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ по учебным предметам. Изменения вносятся в Лист коррекции, вносимых в рабочую программу.
В 11 классе обучается 2 детей из них 2 мальчика. В основном дети любознательны, с интересом работают на уроках. Трудолюбивы, добросовестны, ответственны, есть дети, требующие повышенного внимания со стороны учителя.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально - региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 20 | Человеческие расы | Коренное население РХ. |
2 | 27 | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы | Примеры устойчивости экосистем и влияние человека на экосистемы на территории РХ. |
3 | 31 | Основные экологические проблемы и пути их решения | Экологические проблемы РХ и пути их решений |
Межпредметные связи
Предмет | Тема |
История | Развитие биологии в додарвиновский период |
Экология | Адаптация организмов к условиям обитания |
Экология | Сохранение многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы |
Физика, химия | Развитие жизни на Земле |
Экология | Основные экологические проблемы и пути их решения |
Ряд межпредметных связей и при современном состоянии курсов природоведения, физики, химии, биологии проявляет себя последовательно и на эффективном уровне способствует формированию ряда фундаментальных естественнонаучных понятий. Например, понятие о структуре и свойствах различных веществ развивается последовательно и полно, поскольку на первом этапе оно формируется на уроках биологии (6 класс), физики (7 класс), химии (8 класс), на втором этапе– развивается в последующих классах 9,10,11кл на уроках по тем же предметам. Понятие о биогеоценозе, формируемое в процессе уроков природоведения, биологии, физической географии, понятие об обмене веществ также развиваются на уроках физики, химии, биологии, понятие об энергии при действии межпредметных связей физики, химии, биологии и другие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в
области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической
безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
Учащийся должен:
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
иметь представление об уровневой организации живой природы;
приводить доказательства уровневой организации живой природы;
представлять основные методы и этапы научного исследования;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников. характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира;
знать историю изучения клетки;
иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;
приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов)
и формулировать выводы на основе сравнения;
представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации
в клетке;
проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки,
сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
пользоваться современной цитологической терминологией;
иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧинфекции); находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников;
иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;
понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира;
решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;
обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
характеризовать основные методы и достижения селекции;
оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;
находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Вид (23 часа)
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Тема 2. Экосистема (11 часов)
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Структура учебного предмета
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Вид | 23 | 2 |
Экосистема | 11 | 1 |
Итого: | 34 | 3 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Входная контрольная работа | 14.09 | |
2. | Промежуточная контрольная работа | 28.12 | |
3. | Итоговая контрольная работа | 16.05 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 11 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Тема: «Вид» (23 часа) | |||||||
1. | 1 | Повторение материала 10 класса | 07.09 | ||||
2. | 2 | Входная контрольная работа | К/р | 14.09 | |||
3. | 3 | Развитие биологии в додарвиновский период | 21.09 | ||||
4. | 4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 28.09 | ||||
5. | 5 | Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина | 05.10 | ||||
6. | 6 | Эволюционная теория Чарлза Дарвина | 12.10 | ||||
7. | 7 | Вид: критерии и структура | 19.10 | ||||
8. | 8 | Популяция как структурная единица вида | 26.10 | ||||
II четверть | |||||||
9. | 9 | Популяция как единица эволюции | 02.11 | ||||
10. | 10 | Факторы эволюции | 09.11 | ||||
11. | 11 | Естественный отбор | 16.11 | ||||
12. | 12 | Адаптация организмов к условиям обитания | 23.11 | ||||
13. | 13 | Видообразование как результат эволюции | 30.11 | ||||
14. | 14 | Сохранение многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы | 07.12 | ||||
15. | 15 | Доказательство эволюции органического мира | 14.12 | ||||
16. | 16 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | 21.12 | ||||
17. | 17 | Промежуточная контрольная работа | К/р | 28.12 | |||
III четверть | |||||||
18. | 18 | Современное представление о возникновении жизни | 11.01 | ||||
19. | 19 | Развитие жизни на Земле | 18.01 | ||||
20. | 20 | Гипотезы происхождения человека | 25.01 | ||||
21. | 21 | Положение человека в системе животного мира | 01.02 | ||||
22. | 22 | Эволюция человека | 08.02 | ||||
23. | 23 | Человеческие расы (НРК) | 15.02 | ||||
Тема: «Экосистема» (11 часов) | |||||||
24. | 1 | Организм и среда. Экологические факторы | 22.02 | ||||
25. | 2 | Абиотические и биотические факторы среды | 29.02 | ||||
26. | 3 | Структура экосистем | 07.03 | ||||
27. | 4 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | 14.03 | ||||
28. | 5 | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы (НРК) | 21.03 | ||||
IV четверть | |||||||
29. | 6 | Биосфера – глобальная экосистема | 04.04 | ||||
30. | 7 | Роль живых организмов в биосфере | 11.04 | ||||
31. | 8 | Биосфера и человек | 18.04 | ||||
32. | 9 | Основные экологические проблемы и пути их решения (НРК) | 25.04 | ||||
33. | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Экосистема» | 02.05 | ||||
34. | 11 | Итоговая контрольная работа | К/р | 16.05 |
Лист коррекции в календарно – тематическом планировании
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |