Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

Степанова Людмила Александровна

у

«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему

«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Степанова Людмила Александровна

Актуальность проекта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем  дошкольном учреждении  речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это  полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.  К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Выбор темы проекта  обусловлен тем, что у детей  слабо развита связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.

Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей.

Цель проекта: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи для детей:

- познакомить детей с разными видами театра;

- развитие связной речи детей;

- развитие интонационной стороны речи;

- развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии.

Задачи для педагогов:

- повысить свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста через самообразование, распространение своего опыта в педагогическом сообществе;

- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой  деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- организовать образовательный процесс с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность;

Задачи для родителей:

- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;

- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Ожидаемый результат:

- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

- позитивное взаимодействие детей в коллективе;

- раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

- целостное воздействие на речевую систему;

- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Направление реализации проекта:

- совместная деятельность с детьми;

- взаимосвязь с родителями.

Классификация проекта:

- по составу участников - коллективный проект (групповой);

- по целевой установке - развитие речи  детей через театрализованную деятельность;

- по тематике - познавательно-творческий проект;

- по срокам реализации - краткосрочный проект;

- длительность проекта - 1 месяц.

Участники проекта:

- дети младшей группы;

- родители и другие члены семьи;

- педагоги.

 

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный

  - Определение темы проекта.

  - Формулировка цели и определение задач.

  - Подбор материалов по теме проекта. 

  - Составление плана основного этапа проекта.

- Создание театрально-игрового уголка в группе.

2 этап Основной

- проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастика, подвижных игр;

-  чтение произведений из раздела «Русские народные сказки»;

- систематизация информации.

3 этап Заключительный

Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников  младшей группы.

План мероприятий

  • Беседа на тему « Что такое театр?»
  • Чтение художественной литературы: «Теремок», рассматривание иллюстраций.
  • Игра-драматизация сказки «Теремок» с использованием настольного театра.
  • Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Рисуем круг», «Трубочка», «Лягушки улыбаются», «Грибок».
  • Пластический этюд: «Звери пляшут», «Медведь просится в теремок», «Деревья в лесу большие», «Звери испугались».
  • Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки», «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Эхо», «Звуки вокруг нас».
  • Сундучок воспоминаний: «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
  • Игра-импровизация «Лягушка скачет к теремку» , «Как лиса крадется», Мышка бежит» др.
  • Распределение ролей, разучивание диалогов к сказке.
  • Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
  • Репетиция сказки.
  • Продуктивные виды детской деятельности:

          - Аппликация: «Теремок».

          - Лепка: «Герои сказки «Теремок».

          - Рисование: «Кто кто в теремочке живет?»

  • Показ сказки «Теремок» с участием детей, для родителей и воспитанников младшей группы.

Ожидаемый результат

  1. Разработка перспективного плана по теме «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности».
  2. Создание в группе театрально-игровой уголок.
  3. Дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонациями.
  4. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшей группы, постановка сказки «Теремок».
  5. Фотовыставка, презентация проекта.

Прогноз

  1. Речь детей становится более связной, выразительной, расширяется их словарный запас.
  2. У детей сформированы умения передавать характер персонажей интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
  3. Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других; становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать.
  4. Возросло желание родителей заниматься театрализованной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
  5. У детей появился интерес к театру, желание самим разыгрывать сказки.

Заключение

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.