Тренинг для родителей детей подготовительной группы "Скоро в школу"

Калиянц Инна Владимировна

Цель: Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению, повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению.

Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.

Оборудование: мячик, таблички для имен, ручки, плакат с изображением ребенка, бланки опросника, клубок ниток, бумага, магнитная доска, памятки.

Участники: педагог-психолог, родители будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_podgot._gr.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Тренинг для родителей детей подготовительной группы

«Скоро в школу»

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №1

Калиянц Инна Владимировна

г. Кропоткин, 2023г.

Тренинг для родителей детей подготовительной группы

«Скоро в школу»

Цель: Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению, повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению.

Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.

Оборудование: мячик, таблички для имен, ручки, плакат с изображением ребенка, бланки опросника, клубок ниток, бумага, магнитная доска, памятки.

Участники: педагог-психолог, родители будущих первоклассников.

Ход тренинга:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологической готовности вас и ваших детей к обучению в школе. Но сначала, перед обсуждением такой серьезной темы, давайте познакомимся и настроимся на дружескую беседу.

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство, положительный настрой на совместную работу.

Оборудование: маленький мячик, таблички для написания имен, ручки на каждого родителя.

Психолог: Пусть каждый, в чьих руках окажется мячик, назовет свое имя, имя своего ребенка и его главное положительное качество. Затем свое имя родитель записывает на табличке.

Психолог: мы все разные, как и наши дети, но все мы связаны одной нитью, у нас общая задача – подготовить наших детей к школе.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: знакомство, создание дружеской обстановки.

Необходимо похлопать тем, у кого/кто:

- те, у кого дома есть кошка;

- те, кто любит ходить в кино;

- те, у кого трое детей;

- те, у кого один ребенок;

- те, у кого дома есть собака;

- те, кто любит танцевать;

- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;

- те, у кого двое детей;

- те, у кого хорошие отношения с детьми;

-те, кто любит своих детей.

Упражнение «Ответ из шляпы»

Цель: создание благоприятной атмосферы.

Оборудование: шляпа, листики с ответами.

Ведущий задает вопрос, родитель достает ответ из шляпы и читает ответ.

Вопросы:

- Что вы делаете, если ваше сокровище, вас не слушается?

- Что вы делаете, если ваш ребенок пригласил домой много друзей?

- Что вы делаете, если ваш ребенок, просит игрушку по цене всей вашей зарплаты?

- Что вы делаете, если ваш ребенок порвал новую куртку?

- Что вы делаете, если у вашего ребенка плохой аппетит?

- Что вы делаете, если ваш ребенок задает много вопросов?

- Что вы делаете, если ваш ребенок не хочет ложиться спать в положенное время?

- Что вы делаете, когда ваш ребенок просит рассказать сказку?

- Что вы делаете, когда в выходной день ребенок вспоминает о детском саде?

- Что вы делаете, если ваш ребенок проснулся в выходной день в 6 утра?

- Что вы делаете, если ваш ребенок разбил ваш фамильный сервиз?

- Что вы делаете, когда ваш малыш закатывает истерику?

- Что вы делаете, если ваш ребенок залез в самую грязную лужу?

- Что вы делаете, если ваш ребенок не хочет заниматься?

- Что вы делаете, если ваш ребенок говорит, что уедет жить к бабушке?

- Что вы делаете, когда ваш ребенок хочет есть только сладости?

Ответы:

- Хлопаю в ладоши.

- Прошу помощи у соседа.

- Убегаю из дома.

- Танцую и пою.

- Еду в игрушечный магазин.

- Сразу веду в детский сад.

- Еду отдыхать в Париж.

- Покупаю чупа-чупс.

- Быстро собираюсь и еду к бабушке.

- Истерически смеюсь.

- Молюсь.

- Целую и крепко обнимаю.

- Звоню его папе.

- Делаю вид, что я не заметил(а).

- Делаю вид, что мы не знакомы.

- Молча улыбаюсь.

Мини-лекция «Понятие психологической готовности к школе»

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе? Это комплекс знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые позволяют ребенку преуспевать во всех аспектах школьной жизни.

Иногда родители думают, что школьная готовность означает только умение читать, писать и считать, но это не так! В это комплексное понятие входит:

- Социальный навык – умение ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, владеть нормами поведения в обществе, умение организовывать как самостоятельную, так и групповую, деятельность.

- Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями, концентрироваться на поставленных задачах, следовать указаниям и инструкциями учителя, справляться со стрессовыми ситуациями, понимать правила поведения.

- Коммуникативный навык – умение слушать и слышать окружающих, правильно формулировать и доносить свои мысли и потребности.

- Когнитивная зрелость – гармоничное развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

- Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков, мелкой моторики (например, умение держать карандаш и перелистывать страницы книги) и физической координации (например, умение бегать, прыгать, лазать и играть с мячом).

- Независимость – основные навыки управления своим потребностями без помощи взрослого, например, самостоятельный поход в туалет, умение одеваться, самостоятельный прием пищи, умение нести ответственность за свои вещи и так далее.

Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.

Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Упражнение «Готовы ли вы отдать ребенка в школу»

Цель: продемонстрировать родителям их уровень готовности отправить ребенка в школу.

Оборудование: ручки на каждого родителя, бланки опросника.

Психолог: Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.

Родители получают бланки теста и выполняют задание.

А теперь подсчитайте, какое количество баллов вы набрали. И я помогу вам проинтерпретировать полученные данные.

Итак, 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился, обратитесь к психологу.

5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь с вашими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке.

Упражнение «Портрет идеального первоклассника»

Цель: продемонстрировать родителям, что идеального первоклассника не существует.

Оборудование: листки бумаги, ручки на каждого родителя, магнитная доска, плакат с изображением ребенка.

Родителям предлагается написать на листах бумаги главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс. Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все по очереди зачитывают свои ответы. Психолог собирает ответы родителей и составляет «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника» прикрепляя их к магнитной доске с изображением ребенка.

Упражнение «Прощание»

        Цель: прощание, создание благоприятной атмосферы.

Оборудование: клубок ниток.

Родителям дается клубок ниток. Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я …» и оставить себе кончик нитки. Таком образом на столе образуется паутинка. Провести ассоциацию паутины и духовной связи ребенка и родителя.

Психолог: На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, чувствам и желаниям.

В завершении нашей сегодняшней встречи мне бы хотелось раздать вам памятки «Рекомендации родителям будущих первоклассников» с некоторыми советами, которые могут вам пригодиться.

Спасибо за внимание!