Тренинг для родителей детей подготовительной группы "Скоро в школу"
Цель: Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению, повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению.
Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.
Оборудование: мячик, таблички для имен, ручки, плакат с изображением ребенка, бланки опросника, клубок ниток, бумага, магнитная доска, памятки.
Участники: педагог-психолог, родители будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_podgot._gr.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 города Кропоткина
муниципального образования Кавказский район
Тренинг для родителей детей подготовительной группы
«Скоро в школу»
Подготовил:
Педагог-психолог
МБДОУ д/с №1
Калиянц Инна Владимировна
г. Кропоткин, 2023г.
Тренинг для родителей детей подготовительной группы
«Скоро в школу»
Цель: Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению, повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению.
Задачи: дать представление о готовности к школе; познакомить родителей с критериями готовности к школе; дать практические рекомендации по подготовке детей к школе; дать возможность оценить степень готовности своего ребенка к школе.
Оборудование: мячик, таблички для имен, ручки, плакат с изображением ребенка, бланки опросника, клубок ниток, бумага, магнитная доска, памятки.
Участники: педагог-психолог, родители будущих первоклассников.
Ход тренинга:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о психологической готовности вас и ваших детей к обучению в школе. Но сначала, перед обсуждением такой серьезной темы, давайте познакомимся и настроимся на дружескую беседу.
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство, положительный настрой на совместную работу.
Оборудование: маленький мячик, таблички для написания имен, ручки на каждого родителя.
Психолог: Пусть каждый, в чьих руках окажется мячик, назовет свое имя, имя своего ребенка и его главное положительное качество. Затем свое имя родитель записывает на табличке.
Психолог: мы все разные, как и наши дети, но все мы связаны одной нитью, у нас общая задача – подготовить наших детей к школе.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: знакомство, создание дружеской обстановки.
Необходимо похлопать тем, у кого/кто:
- те, у кого дома есть кошка;
- те, кто любит ходить в кино;
- те, у кого трое детей;
- те, у кого один ребенок;
- те, у кого дома есть собака;
- те, кто любит танцевать;
- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
- те, у кого двое детей;
- те, у кого хорошие отношения с детьми;
-те, кто любит своих детей.
Упражнение «Ответ из шляпы»
Цель: создание благоприятной атмосферы.
Оборудование: шляпа, листики с ответами.
Ведущий задает вопрос, родитель достает ответ из шляпы и читает ответ.
Вопросы:
- Что вы делаете, если ваше сокровище, вас не слушается?
- Что вы делаете, если ваш ребенок пригласил домой много друзей?
- Что вы делаете, если ваш ребенок, просит игрушку по цене всей вашей зарплаты?
- Что вы делаете, если ваш ребенок порвал новую куртку?
- Что вы делаете, если у вашего ребенка плохой аппетит?
- Что вы делаете, если ваш ребенок задает много вопросов?
- Что вы делаете, если ваш ребенок не хочет ложиться спать в положенное время?
- Что вы делаете, когда ваш ребенок просит рассказать сказку?
- Что вы делаете, когда в выходной день ребенок вспоминает о детском саде?
- Что вы делаете, если ваш ребенок проснулся в выходной день в 6 утра?
- Что вы делаете, если ваш ребенок разбил ваш фамильный сервиз?
- Что вы делаете, когда ваш малыш закатывает истерику?
- Что вы делаете, если ваш ребенок залез в самую грязную лужу?
- Что вы делаете, если ваш ребенок не хочет заниматься?
- Что вы делаете, если ваш ребенок говорит, что уедет жить к бабушке?
- Что вы делаете, когда ваш ребенок хочет есть только сладости?
Ответы:
- Хлопаю в ладоши.
- Прошу помощи у соседа.
- Убегаю из дома.
- Танцую и пою.
- Еду в игрушечный магазин.
- Сразу веду в детский сад.
- Еду отдыхать в Париж.
- Покупаю чупа-чупс.
- Быстро собираюсь и еду к бабушке.
- Истерически смеюсь.
- Молюсь.
- Целую и крепко обнимаю.
- Звоню его папе.
- Делаю вид, что я не заметил(а).
- Делаю вид, что мы не знакомы.
- Молча улыбаюсь.
Мини-лекция «Понятие психологической готовности к школе»
Что же такое психологическая готовность к обучению в школе? Это комплекс знаний, умений, навыков и моделей поведения, которые позволяют ребенку преуспевать во всех аспектах школьной жизни.
Иногда родители думают, что школьная готовность означает только умение читать, писать и считать, но это не так! В это комплексное понятие входит:
- Социальный навык – умение ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, владеть нормами поведения в обществе, умение организовывать как самостоятельную, так и групповую, деятельность.
- Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями, концентрироваться на поставленных задачах, следовать указаниям и инструкциями учителя, справляться со стрессовыми ситуациями, понимать правила поведения.
- Коммуникативный навык – умение слушать и слышать окружающих, правильно формулировать и доносить свои мысли и потребности.
- Когнитивная зрелость – гармоничное развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
- Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков, мелкой моторики (например, умение держать карандаш и перелистывать страницы книги) и физической координации (например, умение бегать, прыгать, лазать и играть с мячом).
- Независимость – основные навыки управления своим потребностями без помощи взрослого, например, самостоятельный поход в туалет, умение одеваться, самостоятельный прием пищи, умение нести ответственность за свои вещи и так далее.
Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений.
Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Упражнение «Готовы ли вы отдать ребенка в школу»
Цель: продемонстрировать родителям их уровень готовности отправить ребенка в школу.
Оборудование: ручки на каждого родителя, бланки опросника.
Психолог: Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.
Родители получают бланки теста и выполняют задание.
А теперь подсчитайте, какое количество баллов вы набрали. И я помогу вам проинтерпретировать полученные данные.
Итак, 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился, обратитесь к психологу.
5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь с вашими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке.
Упражнение «Портрет идеального первоклассника»
Цель: продемонстрировать родителям, что идеального первоклассника не существует.
Оборудование: листки бумаги, ручки на каждого родителя, магнитная доска, плакат с изображением ребенка.
Родителям предлагается написать на листах бумаги главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс. Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все по очереди зачитывают свои ответы. Психолог собирает ответы родителей и составляет «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника» прикрепляя их к магнитной доске с изображением ребенка.
Упражнение «Прощание»
Цель: прощание, создание благоприятной атмосферы.
Оборудование: клубок ниток.
Родителям дается клубок ниток. Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я …» и оставить себе кончик нитки. Таком образом на столе образуется паутинка. Провести ассоциацию паутины и духовной связи ребенка и родителя.
Психолог: На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу!
Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, чувствам и желаниям.
В завершении нашей сегодняшней встречи мне бы хотелось раздать вам памятки «Рекомендации родителям будущих первоклассников» с некоторыми советами, которые могут вам пригодиться.
Спасибо за внимание!