ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В перечень национальных приоритетов РФ в период до 2030 года включена цифровая трансформация как общего, так и дополнительного образования. Ограничительные меры, наложенные в период эпидемии COVID-19, охватили школы и университеты, но также привели и к развитию новых форматов дополнительного образования. Безусловно, практика реализации дистанционных программ существовала и до пандемии, но масштабы развития дополнительных онлайн-программ достигли максимума в период эпидемии. Цифровая экономика предъявляет новые требования к квалификации педагогов, а также требует перехода на более качественный уровень представления знаний детям и подросткам. В соответствии с прогнозами, около 70% рабочих мест потребуют от персонала овладения техническими навыками [2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_balasanyan_i.a._2_1_1.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Баласанян И.А.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Статья рекомендована к публикации

научным руководителем, к.п.н. Ждановым А.В.

Введение. В перечень национальных приоритетов РФ в период до 2030 года включена цифровая трансформация как общего, так и дополнительного образования. Ограничительные меры, наложенные в период эпидемии COVID-19, охватили школы и университеты, но также привели и к развитию новых форматов дополнительного образования. Безусловно, практика реализации дистанционных программ существовала и до пандемии, но масштабы развития дополнительных онлайн-программ достигли максимума в период эпидемии.

Цифровая экономика предъявляет новые требования к квалификации педагогов, а также требует перехода на более качественный уровень представления знаний детям и подросткам. В соответствии с прогнозами, около 70% рабочих мест потребуют от персонала овладения техническими навыками [2].

Принимая во внимание вышесказанное, во многих странах осознается возможность перехода к качественно новому образовательному процессу, поскольку именно образование является ключевым инструментом воздействия на дальнейшее устойчивое благосостояние граждан.

Результаты исследования. В ходе проведения исследования нами были опрошены 30 сотрудников учреждения дополнительного образования «Кванториум». В исследовании приняли участие как педагоги, так и руководители учреждения дополнительного образования.

Как показали результаты опроса, большинство опрошенных руководителей центра «Кванториум» хорошо осознают цели и миссию центра «Кванториум». Руководители центра также указывают, что в центре запускаются дополнительные программы, создаются новые рабочие места, происходит обновление материально-технической базы.

Среди особенностей работы в центре «Кванториум» педагогами выделяется 1) непрерывное бесплатное обучение педагогов; 2) увеличение функциональных площадей учреждения дополнительного образования; 3) участие «Кванториум» в реализации инновационных программ образования.

По мнению руководителей и педагогов центра «Кванториум», в настоящее время существуют значительные предпосылки для формирования собственного бренда в дополнительном образовании, а также возможности для участия в федеральных программах образовательной направленности.

Необходимо также сделать акцент на том, что в центре «Кванториум» организуются дистанционные программы обучения для детей с ограниченными возможностями, что соответствует требованиям государственных программ по обеспечению занятости лиц с индивидуальными потребностями в обучении. При этом программы обучения в центре «Кванториум» соответствуют приоритетным направлениям развития естественно-научных программ.

Одним из приоритетных направлений в развитии центра является работа с одаренными детьми, занятия для которых организуются как в очном, так и в дистанционном формате.

В учреждениях дополнительного образования в отличие от школ, где проводятся государственные программы, программ данного вида поддержки от государства не существует. Инфраструктура в данном случае развивается по остаточному принципу или за счет спонсорских средств, что подтверждается и данными проведенного опроса. Как показывают данные опроса руководства и педагогов центра «Кванториум», ими отмечается недостаточный уровень компьютеризации для развития естественно-научных программ, для которых требуется внедрение новейших информационных технологий [3].

Однако одной из самых значительных проблем является не оснащение центра оборудованием и лицензионным программным обеспечением, а готовность педагогов дополнительного образования к использованию цифровых технологий. Около четверти педагогов дополнительного образования оценивают свой уровень цифровой грамотности как низкий и очень низкий. Около 50% педагогов отмечают, что уровень цифровой грамотности является средним. При этом стоит отметить, что после пандемии COVID-19 уровень цифровой грамотности педагогов значительно повысился за счет того, что у них была возможность проходить курсы дистанционного обучения [2].

Педагогами и детьми высказывались следующие проблемы с организацией дистанционного обучения: материально-техническое оснащение центра, наличие высокоскоростного доступа в Интернет, трудности с отсутствием контакта с преподавателями и сверстниками. Самую большую трудность у педагогов вызывает необходимость адаптации учебных материалов в онлайн-формат. Также возникают проблемы с методическим сопровождением проведения занятий в онлайн-формате [4].

Основная проблема возникает с родителями детей и подростков, которые высказывают негативное отношение к дистанционному формату образования. Менее 10% родителей положительно относятся к обучению в онлайн, более 50% родителей предполагают, что дистанционное обучение негативным образом скажется на самореализации и раскрытии таланта детей.

Рассмотрим основные изменения, которые происходят при переходе к новым форматам дополнительного образования детей и подростков:

1. Институциональная трансформация. Переход учреждений дополнительного образования в цифровое пространство приводит к изменениям системы дополнительного образования – закрепление некоторых образовательных событий в цифровой среде на постоянной основе.

2. Доступность и равенство возможностей: курс но повышение и снижение. В настоящее время отмечается повышение доступности дополнительного образования для получателя услуг с особыми образовательными потребностями, проживающими в сельской местности.

3. Индивидуализация дополнительного образования. Пандемия COVID-19 стала катализатором усиления процессов индивидуализации дополнительного образования, расширив возможности выбора тематики, продолжительности занятий и количества онлайн-курсов.

При этом необходимо отметить, что массовая индивидуализация дополнительного образования сводит на нет коллективные формы обучения, что обращает внимание исследователей на изучение возрастной психологии и ориентации индивидуализации обучения на становление персональной ответственности.

В настоящее время социальные и экономические изменения в общественном развитии предъявляют новые требования к специалистам, которые занимаются воспитанием и образованием молодого поколения. В связи с этим повышение квалификации педагогов в новых форматах дополнительного образования становятся одним из самых важных вопросов [2].

Целью повышения квалификации педагогов является создание наилучших условий для развития обучающихся, включающее в себя овладение новыми навыками, а также обновление и совершенствование существующих компетенций.

Повышение квалификации педагогов предполагает обучение непосредственно на рабочем месте, принятие участия в профессиональных тренингах и конкурсах, а также прохождение стажировок и мастер-классов у более опытных коллег. Обновление программы обучения, внедрение инновационных методов работы и использование современных технологий является неотъемлемой частью процесса повышения квалификации. Необходимо отметить, что повышение квалификации педагогов представляет собой не только обновление знаний, умений и навыков, но и развитие профессиональных компетенций. К педагогам в системе дополнительного образования предъявляются высокие требований к личностным качествам, таким как толерантность, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность и умение работать в коллективе.

Существует значительное количество программ, направленных на повышение квалификации педагогов. В частности, Министерством просвещения разработаны образовательные программы для различных возрастных категорий и областей знаний. В дополнение к официальным государственным программам также существуют негосударственные организации, занимающиеся повышением квалификации.

В частности, Е.Н.Медынский отмечал особенности подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования, основу которой должны составлять следующие компоненты [3]:

- теория дополнительного образования (понимание задач, сущности и значения дополнительного образования, знание методов дополнительного образования, целостное восприятие системы дополнительного образования);

- психология проведения мероприятий (знание техники и методики, библиографии специальной литературы);

- широкое общее образование (руководство большим коллективом людей с различной степенью развития и направленности интересов).

В работах отечественных ученых можно проследить направления организации дополнительного образования, опора в организации обучения на интересы обучающихся.

Исследователями также выделяется сущностная характеристика воспитательного пространства учреждения дополнительного образования, вытекающая из того, что [4]:

- обучающихся объединяют в разные группы, основываясь на общности интересов и склонностей к определенному виду творческой деятельности, а не исходя из возрастных групп;

- занятия производятся на добровольной основе;

- деятельность педагогов основана на концепции учреждения дополнительного образования, а не на рамках образовательного стандарта;

- формами организации деятельности обучающихся отличаются разнообразием в зависимости от направленности образовательных программ;

- педагоги учреждений дополнительного образования обеспечивают психологический комфорт для обучающихся;

- педагоги и обучающиеся реализуют совместные творческие инициативы;

- оценка результатов деятельности обучающихся осуществляется посредством выявления и развития творческих способностей каждого в сравнении с самим собой, а не со «средним» обучающимся, что позволяет каждому из обучающихся испытать ситуацию успеха;

- специфика деятельности учреждений дополнительного образования предъявляет особые требования к педагогам по психолого-педагогической поддержке обучающихся.

Ограничение на очные мероприятия и стимулирование онлайн-обучения стимулировали снижение уровня готовности заниматься определенными видами деятельности и демонстрировать достижения высокого уровня.

В центре «Кванториум» ситуация введения полного формата дистанционного обучения наглядно продемонстрировала, что его привлекательность для детей и подростков тесно связана с осуществлением очной деятельности и общением.

Однако существуют основания предполагать, что новые условия не всегда подходят для нового формата образовательных отношений. Педагоги осваивают новые навыки, адаптируют или трансформируют профессиональные и учебные стратегии.

Но предполагается, что опыт работы в современных условиях не является бесследным для всех участников образовательных отношений. Участники образовательных отношений освоили новые знания и навыки, адаптировали профессиональные и учебные стратегии. Появились новые образовательные программы, возник ряд новых направлений.

Есть основания предполагать, что опыт работы в новых форматах образовательных программ не пройдет бесследно для участников образовательных отношений. Новые форматы образовательных программ обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными.

Заключение. Подводя итоги проведенному исследованию, стоит отметить, что в системе дополнительного образования в настоящее время происходят значительные изменения, ориентированные на цифровизацию обучения. В системе дополнительного образования производится «пересборка» содержания процесса под цифровизацию.

В условиях дополнительного образования возрастают приоритеты здоровья обучающихся и проблема обеспечения кибербезопасности.

Основными трендами трансформации дополнительного образования являются педагогический дизайн и «оцифрованная диагностика». Простой перенос содержания и структуры очных занятий в онлайн-среды без потери качества не представляется возможным.

Список использованной литературы

  1. Канянина Т.И. Цифровая образовательная среда как фактор развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях // Нижегородское образование. 2019. № 4. С. 4–11.
  2. Симчера М. И. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики / М. И. Симчера. // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 322-325. — URL: (дата обращения: ).
  3. Синельников И. Ю. Обновление образования в цифровую эпоху: вызовы, возможности, риски // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4(64). С. 73–80.
  4. Шульмин С.А., Лутфуллин Ю.Р. Инновационные подходы в системе современного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 25-30.