Языковая способность как проблема научного исследования
Языковая способность - Это?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovaya_sposobnost_kak_problema_nauchnogo_issledovaniya.pptx | 484.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О главление Языковая способность –это? Проблема определения природы языковой способности Природа языковой способности Компоненты языковой способности Интеллектуальный компонент языковой способности Языковой компонент Речевой компонент языковой способности Структура языковой способности Заключение Список литературы
Изучение языковой способности играет важную роль для определения методических предпосылок успешного обучения, определения ключевых моментов в формировании языковой личности. Реализация коммуникативных потребностей личности строится посредством иерархически организованного конструкта (собственно языковой способности), состоящего из фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, семантического компонентов.
Языковая способность –это? Существуют две противоположные точки зрения относительно понимания языковой способности. 1. Языковая способность - наследуемое человеком образование (Н. Хомский, Е. Ленненберг и другие). Человек уже рождается с заложенным в него языковым материалом, но в течение жизни, развития человека он обогащается и расширяется. 2. Будучи социально обусловленным образованием, языковая способность формируется на основе нейрофизиологических предпосылок, которые в процессе реализации коммуникативных потребностей личности развиваются и обогащаются (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович и другие). Данная точка зрения восходит к трудам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна и содержит важнейшие положения о сущности (формировании, развитии, взаимодействии) языка и мышления у детей. В ходе практической деятельности, социокультурного взаимодействия с другими людьми посредством речевой деятельности, человек овладевает языковыми механизмами, развивается и совершенствуется его языковая способность.
Проблема определения природы языковой способности Генетические и социальные корни языковой способности Значение деятельности в развитии языковой способности Языковая способность и познавательная активность
Природа языковой способности В. А. Крутецкого , А. И. Мещерякова, Б. М. Теплова и др., которые экспериментально доказали, что: 1) ребенок овладевает языком в ходе предметной деятельности; 2) источником языкового развития является не врожденная схема, а деятельность и правила деятельности; 3) языковая способность детерминируется практической деятельностью ребенка, а не врожденными структурами; 4) языковая способность имеет социальный, а не врожденный характер; 5) в формировании языковой способности природные факторы играют определенную роль.
Концептуальные основы собственно «языковой личности», её «языковой способности» раскрываются в трудах Ю. Д. Апресяна, А. А. Леонтьева, А. М. Шах- наровича . «Понятие языковой личности весьма ограничено и может служить объяснением только части проблем, связанных с тем, как человек мыслит и говорит. Большей объяснительной силой в широком круге проблем речевой деятельности, в особенности в онтогенетическом аспекте обладает... понятие языковой способности». Это понятие возникло как часть триады система-процесс-механизм и может рассматриваться только в связях и отношениях с другими компонентами системы. Включение механизма в эту систему определяет его как динамическое образование, что принципиально важно при анализе совокупности психолингвистических правил пользования языком с целью реализации коммуникативных задач
Компоненты языковой способности Под компонентным составом языковой способности А. М. Шахнарович понимает некий иерархически организованный конструкт, состоящий из фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, семантического компонентов, связанных определенными правилами, которые позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей. Особая роль отводится семантическому компоненту языковой способности, формирующемуся в ходе овладения ребенком предметным миром. Каждый компонент языковой способности представлен определенной структурой из умений и способностей (схема 1).
Интеллектуальный компонент языковой способности 1) умения, связанные с логическим мышлением: владение логико-языковыми операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, дифференциации; 2) умения, связанные с образным мышлением: умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы.
Языковой компонент 1) осмысление языковой теории (семантики языковых понятий, смысла лингвистических текстов); 2)восприимчивость к семантике языковых единиц (к лексическим значениям (эмоционально окрашенной лексике, тропам, фигурам речи, комическому в языке), к грамматическим значениям (владение лексикосемантическими группами частей речи, учет морфемной семантики при грамматическом анализе, использование грамматических значений при дифференциации грамматических категорий)).
Речевой компонент языковой способности 1) способность к звуко - и словотворчеству; 2) владение умением построения связного лингвистического высказывания; 3) умение строить художественный текст, насыщенный тропами, фигурами речи; 4) владение средствами интонационной выразительности устной речи (тоном, тембром, темпом, мелодикой, логическим ударением); 5) владение средствами эмоциональной выразительности письменной речи.
Структура языковой способности Е. Н. Пузанкова представляет структуру языковой способности через показатели языковой способности (схема 2) Способность имеет существенное значение при выполнении определенной деятельности и оценивается в зависимости от требований, которые предъявляются конкретным видом деятельности к психофизиологическим особенностям личности. В русле данного определения «речевые способности следует рассматривать как общие, поскольку речь является универсальным орудием познания и человеческого общения»
Речевая деятельность предполагает наличие целого комплекса разнообразных способностей: 1. Способность адекватно воспринимать и оценивать вербально выраженное содержание и выражать в слове собственные мысли в соответствии с темой и замыслом высказывания. 2. Способность к оценочному восприятию чужих и собственных речевых произведений и корректировке плана содержания и плана выражения своего речевого произведения. 3. Способность эмоционального сопереживания и самовыражения при общении с текстом. 4. Способность к вероятностному прогнозированию, к планированию своих речевых действий при восприятии и создании текста. 5. Способность к обогащению своего жизненного и речевого опыта, а также к его сознательному использованию при общении с текстом.
Заключение Таким образом, языковая способность - это многоуровневая, иерархически организованная функциональная система, включающая интеллектуальный (общий) и специальный - лингвистический (состоящий из языковой и речевой частей) - компоненты, которые позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей. Каждый компонент языковой способности обладает определенной структурой из умений и способностей, без которых становится невозможным создание эффективных моделей обучения. Речевая способность является компонентом языковой способности и оказывает значительное воздействие на формирование личности в целом.
Список литературы: ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Е. А. Хованская https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-yazykovoy-sposobnosti-psihologo-pedagogicheskiy-i-metodicheskie-aspekty ( 15.12.22) 2. К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ В.А. Пищальникова https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-yazykovoy-sposobnosti (14.12.22)
Спасибо за внимание!