ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анна Владимировна Овчинникова

В статье рассматривается вопрос применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности, а также влияние цифровых технологий на обучение и развитие детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shcherbak_statya_pilyugina_e.i.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.032

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Щербак А.В.,

сстудент 4 курса

психолого-педагогического факультета,

Филиал СГПИ в г. Железноводске, Россия

Научный руководитель: Пилюгина Е.И.,

кандидат психологических наук,

доцент, заведующий кафедрой

 педагогики и психологии

Филиал СГПИ в г. Железноводске, Россия

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Shcherbak A.V.,

4th year student

of the Faculty of Psychology and Pedagogy,

Branch of the SSPI in Zheleznovodsk, Russia

Supervisor: E. I. Pilyugina,

Candidate of Psychological Sciences,

Associate Professor, Head of the Department

of Pedagogy and Psychology

SSPI branch in Zheleznovodsk, Russia

Аннотация: В статье рассматривается вопрос применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности, а также влияние цифровых технологий на обучение и развитие детей младшего школьного возраста.

Annotation: The article deals with the use of information and communication technologies in teaching activities, as well as the impact of digital technologies on the learning and development of primary school children.

Ключевые слова: обучение, развитие, цифровые технологии, информационно коммуникационные технологии, младший школьник.

Key words: training, development, digital technologies, information and communication technologies, a high school student.

Мир не стоит на месте, он развивается и в результате человек уже стоит на пороге века информационных технологий. Казалось бы, только в прошлом веке были изобретены печатные машины, а сейчас фактически у каждого человека и дома и на работе стоит компьютер. Появление компьютеров сильно упростило жизнь многих людей. Компьютеризация коснулась всех сфер жизни и существования человека в обществе. Особую актуальность приобретает проблема внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему современного образования.

Исследования в рамках данной проблемы носят не единичный характер и опираются на стремление педагогов повысить результативность учебной работы. Опыт многих учёных показывает, что внедрение информационно-коммуникационных технологий это длительный и трудоемкий процесс, для успеха которого нужна развитая цифровая среда, готовность педагогического коллектива к переменам, включенность учащихся, всесторонняя поддержка родителей и местного сообщества [5, С. 27].

Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологий обучения внесли как отечественные, так и зарубежные учёные: Уваров А.Ю., Гейбл Э.,          Вихрев В.В., Дворецкая И. В, Водопьян Г.М, Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Фрумин И.Д., Ваграменко Я.А., Велихов Е.П., Громов Г.Р., Гриценко В.И., Гершунский Б.С., Зарецкий Д.В., Зворыгин Е.В., Монахов В.М., Пейперт С.,      Клейман Г., Сендов Б., Хантер Б. и др. Многие ученые-практики занимались формированием направлений цифровой трансформации школьного образования.

Например, в трудах Водопьянова Г.М. и Уварова А.Ю. рассмотрены основания и этапы построения К-модели. Эта модель может служить инструментом решения задач, которые возникают в ходе подготовки и реализации программ по информатизации общеобразовательных школ         [3, С. 56]. Различные дидактические проблемы отражены в работах Ершова А.П., Кузнецова А.А., Сергеевой Т.А.; методические – в работах Гершунского Б.С., Машбица Е.И., Талызиной Н.Ф.; психологические – в работах Рубцова В.В., Тихомирова В.В. и других.

Целью нашей научной работы является исследование цифровых технологий, применяемых в обучении и развитии младших школьников.

Для реализации цели нашего исследования необходимо изучить такие вопросы как:

  1. Что такое цифровые технологии?
  2. Какую роль играют цифровые технологии в обучении и развитии младших школьников?
  3. Какие средства и формы работы педагог может использовать в своей практической деятельности?

В соответствии с ФГОС, внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий становится одним из путей развития современного образования в современных условиях. Нынешнее поколение детей очень хорошо разбирается в гаджетах, интернет-ресурсах, социальных сетях и т.д.. Но, чтобы не допустить негативного влияния информационных технологий на личность младшего школьника, педагог должен правильно организовать знакомство ребенка с ИКТ. Давайте рассмотрим, что же такое цифровые технологии более подробно.

Понятия «цифровые технологии», «информационные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии» в педагогике носят общий характер. Все эти понятия обозначают процесс, в котором используется совокупность электронных средств, методов и способов сбора, организации, хранения, обработки и передачи первичной информации, для формирования у педагогов и учащихся новых знаний, умений и навыков.

В общеобразовательных учреждениях существует несколько направлений по использованию информационных технологий [2, С. 95]:

  1. Компьютер и информационные технологии как объект изучения (курс информатики);
  2. Информационные технологии как средство обучения по различным дисциплинам, как инструмент для поддержки предметных уроков и других видов занятий;
  3. Информационные технологии как средство развития и воспитания;
  4. Информационные технологии как средство диагностики различных функциональных систем организма ребёнка.

При правильной работе вышеизложенных направлений ребёнок научится правильно, а главное с пользой использовать информационные технологии. ФГОС НОО также предъявляет требования к выпускнику начальной школы, одним из которых является: ориентировка в информационно-коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять [1].

Применение цифровых средств на разных этапах обучения, позволяет увеличить время активной работы учеников на уроке фактически в 2 раза. Применение информационных технологий в начальной школе способствует формированию у младших школьников таких мыслительных действий как: рефлексия, анализ и планирование своих действий. Также у учащихся развиваются такие познавательные процессы как: воображение, память, восприятие, внимание, мышление и речь. Повышается активность и появляется более устойчивый интерес к изучению окружающего мира.

В своей практической деятельности педагог может использовать различные средства ИКТ. В современном мире они очень разнообразны, но, к сожалению, не всегда доступны. К средствам ИКТ относят не только компьютер, интерактивную доску, но и многое другое. Например: электронные учебники (энциклопедии, справочники, словари и др.), обучающие системы, виртуальные конструкторы, развивающие компьютерные игры и программы, аудио-видео-фото коллекции. Также в связи с эпидемиологической обстановкой стали популярны такие сервисы информационной коммуникации как: электронная почта, электронные телеконференции, различные образовательные платформы находящиеся на просторах сети Интернет [4, С. 78].

Таким образом, можно сказать, что применение цифровых технологий в обучении и развитии младших школьников играет не маловажную роль. Правильное применение средств ИКТ предоставляют как педагогу, так и учащимся безграничные возможности расширения кругозора, углубление знаний, развития навыков работы с информацией и техникой и многое другое.

Список литературы:

1. ФГОС НОО. Электронный ресурс: https://base.garant.ru/19717/589421daf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 20.04.2021)

2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М: НексПринт, 2010. С. 95.

3. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы/ М.: Издатель, 2006.- 424 с.

4. Дворецкая И. В., Уваров А. Ю., Вихрев В. В./ Модели обновления общего образования в развивающейся цифровой среде: Аннотированная библиография — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2020. 122 с.

5. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.] /Трудности и перспективы цифровой трансформации образования; под редакцией А. Ю. Уварова, И Д. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.

List of literature:

1. Federal State educational standard of primary general education. Electronic resource: https://base.garant.ru/19717/589421daf741eb2d1ecc4ddb4c33 (accessed: 20.04.2021)

2. Asmolov A. G., Semenov A. L., Uvarov A. Yu. Russian school and new information technologies: a look into the next decade. Moscow: NeksPrint, 2010. p. 95.

3. Vodopyan G. M., Uvarov A. Yu. On the construction of a model of the school informatization process/ Moscow: Izdatel, 2006. - 424 p.

4. Dvoretskaya I. V., Uvarov A. Yu., Vikhrev V. V. / Models of updating general education in the developing digital environment: Annotated bibliography-Moscow: TORUS PRESS, 2020. 122 p.

5. Uvarov A. Yu., Gable E., Dvoretskaya I. V. [et al.] /Difficulties and prospects of digital transformation of education; edited by A. Yu. Uvarov, and D. Frumin. - Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. economics, 2019. - 342 p.