Организация самостоятельного чтения в начальной школе

Анна Владимировна Овчинникова

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельного чтения младших школьников на начальном этапе обучения, представлены формы и методы, компоненты и этапы организации классного и внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbak_a._b-4dn_statya_neverova_t.a.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Щербак Анна Б-4ДН

Организация самостоятельного чтения в начальной школе

Аннотация: В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельного чтения младших школьников на начальном этапе обучения, представлены формы и методы, компоненты и этапы организации классного и внеклассного чтения.

Ключевые слова: книга, чтение, младший школьник, читательский кругозор, читательская самостоятельность, круг детского чтения.

Что такое книга? На этот вопрос можно ответить по-разному: кто-то скажет, что это материальный объект, содержащий определённую информацию, кто-то ответит, что книга — это листы бумаги, объединённые переплётом и предназначенные для записи информации. И всё это верно. Но что такое книга для истинного читателя и ценителя литературы как искусства? Для такого человека книга – бесценный дар, это способ познания мира, путешествия в мир фантастики, истории, также это отличный вариант для успокоения, отвлечения от серых будней и так далее.

Вопросами формирования познавательного интереса к чтению занимались такие исследователи: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, О.В. Кубасова, В.Н. Зайцев, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Б.А. Цукерман и другие. Несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос о подборе методических форм и методов, направленных на организацию самостоятельного чтения в младшем школьном возрасте.

Целью нашей научной работы является исследованиеформи методов, этапов и технологийдля организации самостоятельного чтения в начальной школе.

Для реализации цели нашего исследования необходимо изучить такие вопросы:

  1. Что такое читательская самостоятельность?
  2. Почему необходима организация самостоятельного чтения? Какую роль оказывает чтение в жизни ребёнка?
  3. Из каких этапов состоит формирование читательской самостоятельности?
  4. Как можно организовать самостоятельное чтение? Какие методы, технологии и формы работы можно использовать в начальной школе?

Книги сопровождают нас на протяжении всей жизни. Начинается наше знакомство с книгой еще в детской колыбели, когда мама или бабушка читают нам первые сказки, потешки, песенки и стихи. Приходя в детский сад, ребенок продолжает свое знакомство с книгой, и в этом ему помогает воспитатель. В этот момент на плечи воспитателя ложится огромная задача-приобщение детей к слушанию и к читательской деятельности.

К сожалению, в современном мире стала актуальна проблема приобщения детей к слушанию и чтению [12, с. 32]. Уже в дошкольном возрасте некоторые дети понимают, что интереснее и лучше посмотреть мультфильм, чем послушать сказку. Такого же мнения придерживаются и некоторые родители, как правило, это родители, которые много работают, сильно заняты или просто не хотят заниматься своими детьми. Как показывает практика, таким детям очень тяжело даётся знакомство с книгой.

В дошкольных образовательных организациях воспитатели приобщают детей к слушанию с помощью: чтения сказок, стихов, потешек; рассматривание, анализ и сравнение иллюстраций в книгах; инсценировка сказок; заучивание наизусть коротких стихов и так далее.

Также в дошкольном возрасте важно сформировать у детей представление о том, что книга это источник интересной и познавательной информации. Для того чтобы грамотно построить знакомство детей с книгой и художественной литературой, воспитателю необходимо всё тщательно продумать, подобрать и изучить необходимый материал.

От уровня сформированности представлений о книге, о чтении и о значимости чтения в жизни зависит дальнейший путь развития ребёнка. Придя в школу, дети переходят на новую ступень знакомства с книгой. Теперь они не просто слушатели, они становятся ещё и читателями. Чтение – это довольно сложный процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

В процессе чтения младший школьник не только развивает свои анализаторы, но и учится воспринимать, анализировать и описывать прочитанный им текст. Чем быстрее происходит знакомство ребёнка с книгой, тем быстрее у ребёнка начинает формироваться читательский кругозор.

В педагогическом наследии К. Д. Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело», - писал он в статье «Воскресные школы» [8, с. 23]. По мнению К. Д. Ушинского, эффективно то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения.

К сожалению, как показывает практика, современные школьники читают намного хуже, чем их сверстники несколько лет назад. По данным социологов число, постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 50% до 25%. Любят читать-43% младших школьников и 17% старших. Не любят читать-7% младших школьников и 33% старших.

Эти данные говорят о том, что в нашей стране существует проблема с детским чтением. Не все дети полностью овладевают навыком чтения, из-за этого снижается уровень успеваемости и понимания материала. Это может быть связанно с тем, что: с ребёнком не занимаются дома; в дошкольном учреждении ребёнок получил недостаточно знаний; низкая мотивация к обучению и так далее.

Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею» [2, с 49]. Интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, и у него есть все способности и силы, необходимые для этого, только в этом случае ребёнок будет действовать самостоятельно. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.

Для того чтобы ребёнку было интересно заниматься читательской деятельностью, педагогу нужно подобрать интересные методы и приёмы [11, с. 56]. Например: словесное рисование, постановка вопросов к тексту самими учащимися, перечитывание, составление портретной характеристики героя, драматизация (чтение по ролям, пантомима, постановка живых картин), специальные упражнения и многое другое.

Исследованиями процесса формирования читательской деятельности занимались такие учёные: О.А. Веселова, И.А. Зимняя, Е.А. Логунова и другие, эти учёные дают нам представление о структуре читательской деятельности. Эти учёные определяют три основных компонента читательской деятельности – технический, смысловой и читательская самостоятельность. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Технический компонент рассматривают как базовый,это обусловлено тем, что читательская деятельность — это целостный процесс восприятия и передачи информации с помощью графических знаков и символов. Для усвоение этого компонента достаточно чтобы дети знали буквы, звуки, их произношение, а также умели озвучивать текст.

Следующим компонентом читательской деятельности является смысловой. Именно смысловой компонент позволяет читателюнайти основную идею произведения, увидеть замысел автора, найти основную тему, увидеть и оценить ту самую особенность произведения, отличающую его от других. Также смысловой компонент способствует формированию собственного отношения к прочитанному тексту, своей точки зрения и позиции.

И наконец, третий компонент, читательская самостоятельность – это индивидуальное общение ребёнка с миром книг без помощи учителя, родителей, библиотекаря.

Также читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, то есть способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать её; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать текст, героев книги и себя в роли читателя. Очень важно для педагога уметь организовать не только чтение на уроке, но и самостоятельное чтение вне урока (на внеклассных занятиях, дома, на перемене и т.д.).

Почему необходима организация самостоятельного чтения в начальной школе? Самостоятельное чтение несёт в себе сразу несколько функций, которые играют важную роль в жизни младших школьников:

  1. Познавательная функция. Благодаря книге ребёнок открывает для себя огромный неизведанный мир. Книги расширяют естественные границы познания, позволяющие ребёнку узнать и увидеть то, чего ему, возможно никогда, не удастся увидеть вживую. Также из книг ребёнок может прочитать дополнительную информацию для подготовки к уроку.
  2. Воспитательная функция. При чтении книг ребёнок невольно учится законам жизни в обществе, усваивает определённые нормы и правила поведения, учится сопереживать и сочувствовать героям книги. Иногда хорошая книга может рассказать ребёнку то, что не могут сказать родители. Или помочь ребёнку вынести для себя урок, глядя на действия персонажей книги.
  3. Поисковая функция. Подготовка проектов, мини-выставок и многого другого требует от ребёнка поиска дополнительной информации, её анализа, синтеза и структурирования, и зачастую это делается самостоятельно самим учеником. Эта функция формирует в ребёнке ещё ряд качеств помимо самостоятельности, например: внимательность, организованность, познавательный интерес, учебная мотивация и др.
  4. Развивающая функция. Книги активно воздействуют на мышление; память; внимание; развивают устную и письменную речь, делают речь более красноречивой и правильной; расширяется словарный запас, также развивается познавательный интерес и многое другое.

Роль книги и самостоятельного чтения в жизни ребёнка не стоит недооценивать. Поэтому в программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника [1]:

  • Библиографическая культура, т.е. книга как особый объект, её элементы, виды и типы, виды информации, содержащиеся в книге. Библиографические умения, т.е. умение ориентироваться в любой книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам и так далее;
  • Круг детского чтения: представленность различных видов книг по разным жанрам (фантастика, история, научно-популярная и справочно-энциклопедическая литература), детские периодические издания (газеты, журналы), основные темы детского чтения;
  • Работа с различными видами текста, поиск информации (обучающей, художественной, научно-познавательной и др.) в различных текстах.

Как показывает практика, круг детского чтения – это определенный объем и список книг, специально созданный для читателей определённого возраста с целью их развития и воспитания. Также детский круг чтения не может и не обязан быть одинаковым для всех учеников. Он может подбираться и корректироватьсяучителем, для того чтобыпомочь начинающему читателю накапливать и равномерно, нопоследовательно расширять собственный читательский кругозор [9, с. 37].

Формирование читательской самостоятельности младшего школьника состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе учитель выясняет уровень сформированности навыков читательской деятельности. А также формирование интереса к детской книге.

Главным методом на уроке является чтение – рассматривание книгикак собеседника. Например, на уроке дети знакомятся с новой книгой, вместе с учителем они осматривают эту книгу: обложку, содержание, наличие картинок и другое.

  1. Начальный этап. Задачей этого этапа является пробудить и сформировать у детей интерес не просто к книге как к собеседнику, а ещё и к самостоятельному чтению. То есть к самостоятельному разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения. Необходимо нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них.

Основное место на занятии внеклассным чтением на начальном этапе занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Чтобы она была эффективной, методика рекомендует: организовывать небольшие книжные выставки, экскурсии в библиотеки, знакомить детей с новыми книгами, на уроках давать индивидуальные задания по рассматриванию книг и так далее.

  1. Основной этап. Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Соответственно целям изменяется руководство самостоятельным чтением учащихся в свободное от уроков время и на уроках. По мнению Н.Н. Светловской, «сущность педагогического руководства самостоятельным детским чтением состоит в том, чтобы указывать детям цель чтения, ближнюю и дальнюю, намечать путь, который они должны пройти за определенный отрезок учебного времени (за неделю, четверть, полугодие, год), и, контролируя способы читательской деятельности учащихся, совершенствовать их…»[10, с. 11].
  2. Заключительный этап. У учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний.

Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка. Ребёнок уже сам может: провести небольшое исследование, подготовить проект, помочь в школьной библиотеке, участвовать в литературных конкурсах и др. Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности [5, с 265].

В своей работе многие педагоги используют разные формы, методики, приёмы, технологии, направленные на организацию читательской деятельности в начальной школе.

Технологии, применяемые педагогами на уроках литературного чтения:

1. Здоровьесберегающая технология. При правильной организации учебного процесса, даже физкультурная разминка может быть направлена не только на укрепление здоровья учеников, но и на запоминание букв, звуков, персонажей и их характеристики. Например: «Чипполино - мальчик ловкий, может быстро убежать…», «Золушка наша умеет работать, вещи зашьёт, постирает, помоет. Вкусно готовит и дом уберёт». Учитель может использовать разные разминки, упражнения, игры и так далее.

2. Исследовательская технология. Эта технология способствует развитию учебной мотивации и познавательной деятельности. При организации исследовательской деятельности на уроках литературного чтения учитель может разработать различные этапы и критерии, и тем самым поспособствовать тому, что в исследование будут вовлечены и сильные и слабые ученики [4, с. 7]. Данная технология предполагает создание и участие в: проведение читательских конференций, участие в дискуссиях, ведение читательского дневника, проектную деятельность, знакомство с историей литературы и писателями разных эпох.

3. Игровые технологии. Учитель может использовать игру как часть урока, а может построить весь урок в игровой форме. Психолого-педагогические исследования многих учёных доказывают, что игра это отличный способ обучения детей. В игре ребёнок преодолевает трудности и усваивает определённые знания и сам того не замечая.

4. Технология продуктивного чтения. Эта технология обеспечивает формирование правильной читательской деятельности детей и состоит из нескольких этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения [7, с. 91].

Методы организации самостоятельного чтения в начальной школе делятся на:

1. Словесные методы: эвристическая беседа; дискуссии; слушание образцов художественного чтения; словарная работа и др.

2. Наглядные методы: просмотр презентаций, видеофрагментов, фотографий; выставки книг, картин, рисунков; экскурсии; драматизация и др.

3. Практические методы: игры; литературные конкурсы; исследовательская и проектная работа; моделирование и др.

Каждый педагог выстраивает организацию самостоятельного чтения в начальной школе индивидуально, исходя из специфики класса, уровня знаний, индивидуальных и возрастных способностей детей. Но существуют общие указания, которые помогут педагогу избежать профессиональных ошибок при обучении детей самостоятельному чтению:

  • Перед тем как начать работать с детьми, педагогу необходимо изучить класс, узнать его специфику. В этом учителя помогут наблюдение и небольшие тестирования;
  • На подготовительном этапе по приобщению детей к самостоятельному чтению учителю не стоит задавать самостоятельное чтение новых произведений и связанные с этим задания на дом;
  • На уроке учителю стоит обращать внимание детей на все три компонента читательской деятельности. Эти три обязательных компонента необходимы для формирования правильной читательской деятельности детей;
  • На подготовительном и начальном этапах учителю не стоит формально оценивать учеников, а также не стоит ругать за невыполнение рекомендаций, связанных с их самостоятельной читательской деятельностью;
  • Учителю не стоит забывать, что детям необходимо время для усвоения нового читательского действия. Как правило, нужно от двух до четырёх недель;
  • Не стоит забывать, что современные технологии обучения – это система указаний, которые были разработаны многими учёными-педагогами, проверены экспериментальным путём и не противоречат законам формирования квалифицированного читателя [6, с. 154].

Таким образом, мы видим, что формирование читательской деятельности начитается с раннего детства. Вначале воспитатель учит детей слушать, запоминать, анализировать, подготавливает основу для читательской деятельности. Учитель даёт детям фундамент, то есть учит читать, понимать, анализировать текст. Формирование читательской самостоятельности детей это приобщение детей к самостоятельному  общению с миром книг, без помощи взрослых. Самостоятельное чтение несёт в себе несколько функций и очень многое даёт детям [3, с. 87]. Например: развивает память, мышление, речь (устную и письменную), формирует познавательный интерес, учебную мотивацию и многое другое. Но для того чтобы ребёнок смог приобрести эти знания, умения и навыки, ему необходимо пройти несколько этапов формирования читательской самостоятельности: подготовительный, начальный, основной и заключительный. Каждый из этих этапов направлен на усвоение и развитие определённых умений и навыков. При организации самостоятельного чтения в начальной школе педагог, исходя из специфики класса и уровня знаний учеников, подбирает и реализует различные методы, приёмы, технологии и формы.

Литература:

  1. ФГОС НОО. Электронный ресурс: https://base.garant.ru/19717/589421daf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 02.01.2021)
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2005.
  3. Логунова Е.А. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (по В.Н. Зайцеву). Допол. и переаб. – М.: Изд-во РАН, 2015 – 290 с.
  4. Мишенина Е.В. Формирование учебной самостоятельности у младших школьников. – Белгород, 2015, МБОУ «Лицей №10».
  5. Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. Кн. для учителя. Исправл. и перераб. - М.: Просвещение, 2014 – 311 с.
  6. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России.–М.: 2000 – 237 с: ил.
  7. Светловская Н.Н, Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению (учебно-методическое пособие) Гриф: УМО ВО М.: Издательство Юрайт, 2017 – 290 с.:илл.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, М., 1974
  9. Жесткова Е.А. Мир детства и способы его воплощения в цикле рассказов В.И. Даля «Картины из быта русских детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. –2014. – № 2 (3). – С.34-38.
  10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа, 2003. – №1. – С.11.
  11. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника деятельности // Начальная школа плюс до и после. 2008 №11. С. 56 – 59.
  12. XXI ВЕК: Русская начальная школа: национальный культурный феномен, общественная значимость которого бесценна: Коллективная монография.– М.: 2017 – 151с.