Развитие речи и художественная литература в дошкольном образовательном учреждении
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Сюда же относится и развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника. К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы. Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.: − развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок); − самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).
Во второй младшей группе: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности; − развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).
В средней группе: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения); − способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога; − создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).
В старшей и подготовительной группах: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы); − способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов); − пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний); − создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.). При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе: − формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности; − повышается речевая активность детей; − дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_hudozhestvennaya_literatura_v_dou.docx | 14.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и художественная литература в дошкольном образовательном учреждении
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Сюда же относится и развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для успешного развития ребёнка дошкольного возраста необходимо создавать условия, которые будут оснащены разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Для благоприятного речевого развития ребенка немаловажную роль играет и речь взрослого, которая воздействует на развитие речи дошкольника. К основным компонентам речевой развивающей среды можно отнести правильную речь педагога и материальное оснащение для каждой возрастной группы. Способы и средства для речевого развития детей, материальное оснащение подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
В первой младшей группе характерными принципами речевого развития являются: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, подсказки, речь по образцу, сопряжённая речь и др.: − развитие умения слушать и слышать (рекомендуется чтение рассказов, сказок); − самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи).
Во второй младшей группе: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения. Можно использовать такие приемы как поручения, образцы речевого взаимодействия в разных видах деятельности; − развитие умения слушать и слышать (беседы, чтение рассказов, сказок).
В средней группе: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (желание воспринимать и обсуждать новую информацию; развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения); − способы и средства, направленные на развитие умения слушать и слышать (выслушивание товарища, уточнение ответов детей; рассказы педагога; − создание в группе Уголка экспериментирования (демонстрационный материал (картинки, фотографии, открытки), лупы, кинетический песок, магниты, зеркала и др.).
В старшей и подготовительной группах: − правильная речь педагога; − способы и средства, направленные на формирование речи как средства общения (развитие речевого взаимодействия со сверстниками; знакомство с правилами речевого общения, формирование вопросно-ответных форм высказываний, умение поддерживать несложные беседы); − способы и средства, направленные на формирование навыков монологической речи (пересказ и составление рассказов); − пополнение уголка в «Уголке экспериментирования» (расширение знаний и представлений об окружающем мире, обсуждение полученных знаний); − создание в группе Речевого уголка (атрибуты для выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений и т. д.). При таких характерных принципах речевого развития в каждой возрастной группе: − формируются хорошие условия для развития речевой активности детей в специально организованной и самостоятельной деятельности; − повышается речевая активность детей; − дети овладевают речевыми умениями и навыками в естественной разговорной среде. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.