Курсовая работа Тема: "Логопедический массаж: показания и противопоказания к проведению, методика проведения расслабляющего и активизирующего массажа"

Чернова Екатерина Геннадьевна

Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.

      Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии. Массаж также показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Содержание

  1. Общие сведения о массаже.
  2. Логопедический массаж, как одно из средств коррекции в логопедической практике.
  3. Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
  4. Методика проведения расслабляющего массажа.
  5. Методика проведения активизирующего массажа.
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: "Логопедический массаж: показания и противопоказания к проведению,

методика проведения расслабляющего

 и активизирующего массажа"

Выполнила: слушатель программы «Логопедический массаж»

Чернова Е.Г.

Содержание

  1. Общие сведения о массаже.
  2. Логопедический массаж, как одно из средств коррекции в логопедической практике.
  3. Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа.
  4. Методика проведения расслабляющего массажа.
  5. Методика проведения активизирующего массажа.
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы.

1. Общие сведения о массаже

     Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.

      Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии. Массаж также показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

     В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В. Заблудовский, М.К. Барсов, В.В. Гамолицкий, Е.Н. Залесова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Каллистов, А.В. Янченко, И.М. Саркизов-Серазини.

     Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И.В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи, с чем его по праву называют отцом современного массажа.

     Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубровский и др.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

     Для получения от массажа максимального эффекта необходимы:

•методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж;

• условия для проведения процедуры;

• правильное положение ребенка во время массажа;

•информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка;

• продолжительные сеансы и курсы массажа.

     Методическая подготовленность логопеда предусматривает внимательное прочтение и изучение специальной литературы по общему массажу.

Технические навыки массажа формируются в процессе его проведения.

2. Логопедический массаж, как одно из средств коррекции в логопедической практике

     Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

     При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

     При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического маcсажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-патогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

      Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Основные задачи логопедического массажа:

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).

2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Уменьшение гиперсаливации.

6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

     Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

В коррекционной работе используются следующие виды лечебного массажа:

– Сегментарный – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или на нем.

– Точечный – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на БАТ (биологически активные точки) соответственно показаниям.

     Выделяют следующие виды логопедического массажа:  классический (ручной). Приемы такого массажа: поглаживание (движения без напряжения в любом направлении); растирание (небольшая сила давления); разминание (сдавление, сжимание, раскатывание, раздавливание); растягивание (разновидность разминания);  точечный — разновидность лечебного массажа (воздействие на активные (биологические) точки (зоны). Приемы подбираются индивидуально;  аппаратный — с помощью вибрационных приборов воздействия.

     Особый вид массажа — зондовый. Выполняют логопеды с использованием специальных инструментов (зондов), массаж направлен на нормализацию тонуса мышц, стимуляцию кинестетических ощущений, активизацию мышц речевого аппарата.

Для зондового массажа Е.В. Новиковой созданы восемь специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц:  зонд 1 (вилочковый) — используется для массажа языка, щек, губ, мягкого неба;  2 («восьмерочка») — для скул, щек, губ, языка; —  3 («большие саночки»), 4 («средние саночки»), 5 («малые — саночки») — для скул, щек, губ, мягкого неба;  6 («топорик») — для языка, щек, губ; —  7 («крестовина») — для щек, губ; —  8 («толкачик») — для губ, мягкого неба. — Приемы логопедического массажа лучше повторять 3—4 раза, положение ребенка: сидя на стуле или лежа на кушетке.

     Прежде чем приступить к зондовому массажу, логопед проводит ручной массаж для активизации речевого аппарата и развития мелкой моторики. Упражнения способствуют более интенсивному воздействию. Перед зондовым массажем, проводимым только логопедом, используют артикуляционные упражнения. Продолжительность зондового массажа от 15 до 30 мин. Зондовый массаж проводится индивидуально. Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики можно проводить индивидуально и с подгруппой детей. Система логопедического массажа должна быть адаптирована к условиям практической работы логопеда и вписываться в регламент занятия.

     Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.

     Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры.

Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.

     Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот — свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Основные цели логопедического массажа:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у
которых имелась недостаточная сократительная активность;

- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

3. Показания и противопоказания к проведению логопедического массажа

Показания к проведению логопедического массажа.

     Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

     Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

     Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный). Но, даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование строения органов артикуляции и состояния мышечного тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказания к проведению логопедического массажа.

· Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка

· гематомы на массируемом участке тела

· активная форма туберкулеза

· болезни крови и капилляров

· тромбоз сосудов

· острая крапивница, отек Квинке в анамнезе

· онкологические заболевания

· инфекционные раны

· фурункулез

· ОРЗ

· гиперчувствительность

· эпилепсия

· дети с эписиндромом (применять с большой осторожностью) особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.

· если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

· конъюнктивит.

4. Методика проведения расслабляющего массажа

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

1.  Массаж проводится в медленном темпе.

2.  Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

3.  Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные
ощущения тепла и покоя.

4.  Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

5.   Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

     Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

     Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 —45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе
одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

1. мышцы шеи и плечевого пояса,

2. мимическая мускулатура,

3. мышцы губ,

4. мышцы языка.

МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ

     Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти.

Массируемый должен быть обнажен до половины груди. Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений.

Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук (попеременно то правой, то левой рукой) сверху вниз по боковым областям горла. Движение начинается от края нижней челюсти к грудине (избегать надавливания на область щитовидной железы).

Медленно поглаживать боковую поверхность шеи попеременно, то с правой, то с левой стороны. Поместить ладонь одной руки на боковую часть шеи так, чтобы большой палец находился у угла нижней челюсти. Ладонь движется сверху вниз до яремной ямки, а затем параллельно ключице по плечу либо вниз до подмышечной впадины. Этот массажный прием снимает тонус с грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Для большего расслабления грудино-ключично-сосцевидной мышцы рекомендуется повернуть подбородок пациента вверх и в сторону массируемой мышцы.

Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, руки скользят по задней и боковой частям шеи вниз по направлению к ключицам по плечу, либо до подмышечной впадины. Этот массажный прием снимает тонус с трапециевидной мышцы.

Дополнительно к приемам массажа можно использовать пассивные и активные упражнения, которые также направлены на расслабление мышц шеи.

1.  Ребенок лежит на спине, при этом голова вне опоры и несколько
свешивается назад. Логопед одной рукой поддерживает голову ребенка сзади, другую помещает на лобно-теменную область, осуществляя:

а)  круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки;

б)  наклоны головы вперед — назад, вправо — влево.

2.  Эти же движения могут осуществляться в положении ребенка сидя.
Ладонь правой руки логопед кладет на область темени, а ладонь левой располагает под подбородком и производит:

а)  круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки;

б)  наклоны головы ребенка вперед — назад, вправо — влево. Все движения должны быть медленными и плавными.

Ряд упражнений, способствующих расслаблению мышц шеи, ребенок может выполнять самостоятельно или с некоторой помощью логопеда.  Голову «уронить» вперед — «уснули». Голову слегка запрокинуть назад, из этого положения покачать ею вправо — влево, опустить вниз. Голову опустить вперед, а затем «уронить».

МАССАЖ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Массаж лица рекомендуется проводить двумя руками. Движения должны быть симметричны и ритмичны. Массаж в области лица может проводиться всеми пальцами сразу (кроме большого, поскольку он играет роль опоры), либо подушечкой большого или среднего пальца, либо двумя пальцами — средним и безымянным.

Массажные линии на лице имеют вполне определенные направления:

·   от середины лба к виску,

·   от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему,

·   от корня носа к височной области,

·   от угла рта к козелку ушной раковины.

Массаж в области лба

Массаж оказывает воздействие на лобную и височную мышцы. 

1. Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев (кроме большого) в направлении:

а)   от середины лба к височным областям. На висках проводят круговые
поглаживания в виде спирали ;

б)  от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием.

2. Поглаживание в направлении снизу вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы. Движения проводятся попеременно ладонной поверхностью всех пальцев правой и левой рук либо одновременно подушечками 2 —4-го пальцев обеих рук).

Массаж в области глаз

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу глаза и мышцу, сморщивающую бровь. Массаж проводят при закрытых глазах. Массажные движения в области глазниц должны быть очень нежными, проводятся без большого нажима и сдвигания кожи.

1. Поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук. Движение от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза; затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску; при этом средний палец ложится под бровью, а указательный — над бровью.

2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производят поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходят на верхнее веко и поглаживают его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Массаж в области щек и подбородка

Массаж оказывает воздействие на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы, а также мышцы, изменяющие положение губ (мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; мышца, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные и височные мышцы, так как от их состояния зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

      Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха. (Большие пальцы в движении не участвуют).

Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком. Движение осуществляется от середины губ к височным впадинам с фиксацией пальцев вуглублениях у козелка и мочки уха.

Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка.

Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук. Движение начинается от середины подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, а затем вниз через щеки к середине подбородка.

Легкое потряхивание щек осуществляется пальцами обеих рук. Массажные движения 1, 2, 3 могут проводиться с использованием приема легкой вибрации.

Массаж мышц губ

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта: мышцу смеха; мышцу, поднимающую угол рта; мышцу, опускающую угол рта; мышцу, опускающую нижнюю губу.

1.      Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к  середине.

2.      Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине.

Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта.

Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом.

Массаж мышц языка

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.).

Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности.

При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

1.      дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок;

2.      при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.;

3.      массаж, как правило (но необязательно), проводится при положении языка вне полости рта. Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой;

4.      массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном;

5.      если имеется отклонение языка в сторону при высовывании его вперед, то массажные движения следует выполнять в большей степени на той стороне, в которую язык отклоняется.

При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

1.  расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

2.  движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

3.  перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

4.  при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 — 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии);

5.  если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

6.  перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня:

·   произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой большого или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка;

·    указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки;

·    захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону;

·   захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений.

После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

1.  Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой.

2. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.

3.  Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.

4.  При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.

5.  Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.

6.  Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).

7.  После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.

8.  Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.

9.  Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой.

5. Методика проведения активизирующего массажа

Методические указания к проведению активизирующего массажа

1.  Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

2.  Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.

3.  Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с
растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

4.  Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.

5.  На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.

6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

7.  Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у
массируемого.

8.  Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:

-  мимическая мускулатура,

-   мышцы губ,

-   мышцы языка,·

-    мышцы шеи и плечевого пояса.

МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ

Массажные движения производят в направлении снизу вверх, используя приемы поглаживания и растирания. Поколачивание и вибрация этих отделов противопоказаны.

Движение проводится одновременно или попеременно обеими руками. Ладонь движется от ключицы либо от подмышечных впадин  вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти.

Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

Для активизации и укрепления мышц рекомендуется массаж сочетать со следующими упражнениями.

1.  Ребенок сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают отклонить голову назад, при этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению. Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы.

2. Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на лбу. Ребенку предлагают наклонить голову вперед, в то время как рука взрослого оказывает активное противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы

3.  Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части го
ловы слева. Ребенку предлагают повернуть голову влево в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу.

4.   Ребенок сидит. Рука специалиста располагается на височной части головы справа. Ребенку предлагают повернуть голову вправо, в то время как специалист противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу

МАССАЖ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Массаж в области лба

Растирание, то есть полукружные или спиралевидные движения в направлении от средней линии лба к вискам. Разминание, т.е. сжатие складки кожи двумя пальцами — большим и  указательным, или прерывистое надавливание. Прерывистая вибрация, или пунктирование (постукивание), подушечками указательного и среднего пальцев попеременно в быстром темпе.

Массаж в области щек и подбородка

 Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости. То же движение можно осуществлять и подушечками 2 — 4-го пальцев. Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к носу.

В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание. Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направлении.

Захватывают в складку кожу щек между большим и указательным пальцами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания.

Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном,
поперечном, круговом направлениях.

Поколачивание подушечками пальцев (кроме большого) производится непрерывно обеими руками по массажным линиям.

Для активизации мышц дополнительно к основным приемам массажа можно использовать массажер с функцией вибрации. Движения с использованием массажера осуществляются в тех же направлениях. В качестве дополнительных средств воздействия можно также использовать шпатели с ребристой поверхностью (или ручку зубной щетки с рифленой поверхностью). Ими осуществляются постукивания в области щек или движения с небольшим нажимом в направлении от уха к углу рта.

Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. При этом логопед может своей рукой, прикоснувшись к области подбородка, помочь в осуществлении этих движений.

К активному движению открывания рта можно перейти, используя непроизвольное «зевание», которое вызывается по подражанию, а затем имитируется по словесной инструкции.

Массаж мышц губ

Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения
по верхней губе от углов рта к середине. Такие же движения — по нижней
губе от угла рта к середине.

2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.
Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.

3. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы. Более мелкий захват губы может осуществляться и в той части, которая находится между ее серединой и углом рта. Тот же прием выполняется на нижней губе, таким же образом можно перетирать область носогубных складок.

4. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и
осуществляют прием пощипывания.

5.  Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают
вокруг губ.

6.  Дополняя основные приемы массажа, можно использовать массажер с функцией вибрации, шпатели с рифленой поверхностью.

Движения шпателем в виде поглаживания с надавливанием и постукиванием в области губ осуществляются в следующих направлениях:

·    от носа к линии верхней губы,

·    от подбородка к линии нижней губы,

·    вокруг губ по часовой и против часовой стрелки,

·     по носогубным складкам.

Кроме этого можно проводить разминание мышц губ с захватом губы изнутри. Для этого большой палец вводится под губу, со стороны слизистой. Указательный палец располагается сверху. Осуществляются следующие движения.

7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным
пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а
затем нижней губы.

8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным
пальцами по верхней, а затем по нижней губе.

9.  Движение, осуществляемое указательным пальцем от основания носа
вниз, к губе (по губному желобку), а также от крыльев носа по  носогубным складкам к углам рта, большой палец при этом находится под верх
ней губой. Аналогичным образом движения осуществляются на нижней губе.

10.  Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху.

11. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами.

При нарушении двигательной функции губ после массажа рекомендуется проводить пассивную артикуляционную гимнастику в виде следующих упражнений.

12. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся
между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.

13. Аналогичное движение осуществляется на верхней и нижней губах одновременно. При этом указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю. При движении пальцев к середине губы собираются в трубочку.

14. Указательные пальцы в том же исходном положении. Движение направлено вверх, при этом поднимается верхняя губа, обнажаются верхние зубы. Таким же образом проводится опускание нижней губы.

15. Аналогичным образом проводится поднимание верхней и опускание
нижней губы одновременно. При этом движении указательные пальцы помещаются на верхнюю губу, а средние пальцы — на нижнюю губу. Обратным движением осуществляется смыкание губ, при этом вырабатывается кинестетическое ощущение закрытого рта.

16. Указательные и средние пальцы специалист располагает около углов
рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы
возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные. Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

Массаж мышц языка

При выполнении активизирующего массажа следует обратить внимание на следующие моменты:

1.  движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;

2. в основном используются приемы разминания и перетирания;

3. как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;

4. если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;

5. при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

1.  Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.

2.  Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.

3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.

4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.

5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.

6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.

7.  Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).

8.  Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.

Общие рекомендации при проведении массажа следующие:

1. массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;

2. массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;

3. массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

1.  Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверхности мягкого нёба. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки.

2.  Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным
пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном
направлениях.

По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.

3.  Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.

В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.

Массаж уздечки языка

В случае укорочения уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба

В ряде случаев у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса может наблюдаться слабость кинестетических ощущений. В таких случаях с целью преодоления расстройств артикуляционного праксиса в комплекс массажных движений включают массаж слизистой оболочки твердого нёба и десен.

1.  Рот ребенка открыт. Большой палец расположен на внешней стороне
верхней десны, а указательный — на внутренней стороне. Энергично нажимая на дёсны, производить движения справа налево, а затем слева направо сначала по верхней, а потом аналогичным образом по нижней десне.

2.  Большим или указательным пальцем энергично проводить по твердому
нёбу, начиная от передних верхних зубов, по направлению к мягкому нёбу
до границы с мягким нёбом и обратно.

ЗОНДОВЫЙ МАССАЖ

При массаже языка дополнительно могут использоваться такие приспособления, как постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В.Новиковой, шпатели, зубные щетки (используется щетинистая поверхность или рифленая поверхность ручки), массажер для языка, а также специальные приспособления, имитирующие зубные щетки для детей первого года жизни, выпускаемые фирмой «Чикко».

Массаж с использованием этих приспособлений, как правило, хорошо дополняет ручной массаж, но не заменяет его, поскольку, опираясь только на собственные тактильные ощущения, логопед достаточно точно может определить изменения в состоянии мышц, возникающие в результате массажного воздействия.

Инструментальные методы воздействия чаще всего используются при массаже языка. При использовании логопедических зондов, шпателя или зубных щеток массажные движения выполняются в трех направлениях:

1.  горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;

2.  вертикальном: ритмичное надавливание на язык;

3.  поперечном: направление справа налево и обратно по каждой половине языка.

Воздействие осуществляется с помощью следующих действий: поглаживание; штрихование, рубление; надавливание, вибрация (легкая и сильная); постукивание, ввинчивание.

В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать следующее:

1. при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая вибрация), щетинистые поверхности зубных щеток не используются;

2.  при активизирующем массаже, напротив, движения должны быть энергичными (штрихование, рубление, надавливание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).

6. Заключение

     Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

     Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

7. Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: «Астрель», 2008 г.

2. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный.– М., 2008.

3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб., 2005.

4. Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.

5. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: «Медицина», 2011.

6. Вербов А.Ф. Лечебный массаж.- М.: «Селена + », 2006.

7. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. – СПб., 2007.

8. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: «Академия», 2003.

9. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю.  Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста.  — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 64 с. (Библиотека Логопеда)

Приложение 1

Схема логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта
Массаж лба
1. Направление движения: от середины лба к вискам.



2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.




3. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.  

          

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

 




5. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.




Массаж щек

6. Направление движения: от углов рта к вискам по щечной мышце.





7. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.




Массаж носа
8. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.




Массаж носогубной складки
9. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.



Массаж рта
10. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.





11, Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.





Массаж подбородка
12. Направление движения: от подбородка к углу рта.


Массаж шеи

13. Направление движения: вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.




Схема логопедического массажа язычной мускулатуры

Массируемые мышцы языка

Направление движения

Тип движения

Продольные мышцы


От корня или средней части к кончику

поглаживающие

Вертикальные мышцы


От корня языка к кончику и обратно

Ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щётки

Поперечные мышцы


Из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

поглаживающие

Активизация мышц


От корня к кончику

Вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

Подъязычная уздечка

Снизу вверх до лёгких болевых ощущений

потягивание