Методы формирования информационной грамотности и основ кибербезопасности младших школьников

Анна Владимировна Овчинникова

В статье рассматриваются вопросы использования различных средств и методов формирования информационной грамотности и основ кибербезопасности у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Формирование этих компетенций у младших школьников, позволит им в дальнейшем более свободно ориентироваться в информационном пространстве, а также работать с информацией на различных носителях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shcherbak_28.01.22.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.В. Щербак

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: И.С. Буракова,

к.п.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Филиал СГПИ в г. Железноводске

METHODS OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY AND THE BASICS OF CYBERSECURITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Shcherbak

Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Scientific adviser: I. S. Burakova,

Ph. D., associate Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines

Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования различных средств и методов формирования информационной грамотности и основ кибербезопасности у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Формирование этих компетенций у младших школьников, позволит им в дальнейшем более свободно ориентироваться в информационном пространстве, а также работать с информацией на различных носителях.

Annotation: the article discusses the use of various means and methods of forming information literacy and the basics of cybersecurity in primary school students in extracurricular activities. The formation of these competencies in younger schoolchildren will allow them to navigate more freely in the information space in the future, as well as work with information on various media.

Ключевые слова: информацтонная грамотность, кибербезопасность, информационная культура, информационная безопасность.

Key words: information literacy, cybersecurity, information culture, information security.

Формирование основ кибербезопасности предполагает и параллельное формирование у детей информационной грамотности, и культуры. Термин «информационная грамотность» представляет собой совокупность умений по работе с различными сведениями, то есть с работа информацией. Формировать эти умения можно: на уроках по предметам, во время внеурочной деятельности, при выполнении проектов, в кружковой деятельности, а также можно предлагать младшим школьникам выполнять задания, направленные на поиск, обработку и организацию информации.

Для противостояния информационным угрозам учащиеся должны знать основы кибербезопасности. В психолого-педагогической литературе термин «кибербезопасность» обозначает реализацию мер по защите систем, сетей и программных приложений от цифровых атак. Также стоит отметить, что термин «кибербезопасность» это одна из составляющих информационной безопасности [2, c. 46].

В соответствии с ФГОС НОО реализация основной образовательной программы общеобразовательной школы на этапе начальной ступени образования реализуется не только посредством учебной деятельности, но и средствами внеурочной деятельности [1, c. 15]. Проведение внеурочных мероприятий, например в форме классных часов, поможет учителю познакомить младших школьников с различными опасностями и проблемами в сети Интернет, но к сожалению такой подход не даёт гарантий формирования должного уровня знаний, умений и навыков в области информационной безопасности.

Более целесообразным представляется организация систематических внеурочных мероприятий, которые охватывают не одно занятие, а целый блок. Кроме того, разработка отдельного блока, посвящённого изучению правил безопасного пребывания в сети Интернет, продиктована тем, что учебники начальной школы практически не представляют материала для изучения данной темы. При формировании основ кибербезопасности, а также информационной грамотности и культуры во внеурочной деятельности могут использоваться такие методы как:

1. Метод поиска правильного решения. В процессе реализации этого метода младшие школьники научатся: составлять планы получения информации; классифицировать предметы, объединять и разделять по определённым признакам и многое другое.

2. Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач. Может проходить в форме дополнительных занятий, бесед во время проведения экскурсий, а также в форме дополнительных письменных и устных заданий, выполнение которых требует специальной индивидуальной подготовки.

3. Метод диалогового обучения. Может проводиться в форме бесед, дебатов, литературных вечеров, психологических тренингов, деловых игр и многого другого. В процессе использования этого метода, учащиеся младших школьников продолжат совершенствовать регулятивные, коммуникативные и личностные УУД [4, c. 56].

4. Метод интеллектуального развития. При применении этого метода у младших школьников формируются: новые способы запоминания, формирующие способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера.

5. Метод проектов. Этот метод довольно распространён в начальной школе. Ученики по мере прохождения тем по основам кибербезопасности и информационной грамотности могут создавать стенгазеты и листовки с разной информацией. По завершению проекта стенгазеты можно разместить на видном месте в школе. Таким образом, занятия начинает охватывать не только учащихся, которые посещали эти занятия и родителей данных учащихся, но и учеников других классов [5, c. 32].

Также на внеурочных занятиях можно использовать средства информационно-коммуникационных технологий, например: компьютеры, проекторы, интерактивные доски и многое другое. На начальном этапе обучения для формирования основ кибербезопасности учителю необходимо создать специальные условия [3, c. 88]. Для этого учителю необходимо тщательно продумать план работы, отобрать темы и подобрать содержание занятий, которые будут значимы и интересны для младших школьников.

Таким образом, при формировании информационной грамотности и культуры педагог одновременно прививает младшим школьникам основы кибербезопасности. Происходит это как во время уроков, так и во время внеурочной деятельности. В своей работе педагог может использовать различные методы организации внеурочной деятельности для усвоения основ кибербезопасности, информационной культуры и грамотности.

Список литературы (список по алфавиту):

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2011. - №1. – С. 4 –25.
  2. Буракова И.С., Перепелкина Н.А. Организация дистанционного обучения в образовательных организациях (часть 1) Учебно-методическое пособие/ И.С. Буракова, Н.А. Перепелкина. – Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2021. – 46 с.
  3. Буракова И.С., Концевич Г.Е., Бочаров С.С. Вопросы кибербезопасности обучающихся в условиях цифровизации образования./ И.С. Буракова, Г.Е. Концевич, С.С. Бочаров – Майкоп. – Издательство Магарин О.Г. - типография ИП Магарин О. Г., 2022. – 88 с.
  4. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дисс. канд. пед. Наук. – Москва: Иркутск. – 2015. – 56 с.
  5. Межуева, Ю.В. Информационная компетенция младших школьников современном образовании / Ю.В. Межуева. – Саратов: Лицей, 2015. – 32с.

References (alphabetical list):

  1. Federal State educational standard of primary general education - 2011. - No. 1. - p. 4 -25.
  2. Burakova , Perepelkina Organization of distance learning in educational organizations (part 1) Educational and methodical manual / Burakova, Perepelkina. - Stavropol: Publishing house "Timchenko ;, 2021. - 46 p.
  3. Burakova , Kontsevich , Bocharov Issues of cybersecurity of students in the conditions of digitalization of Burakova, Kontsevich, Bocharov - Maykop. - Publishing house Magarin - printing house IP Magarin O. G., 2022. - 88 p.
  4. Malykh Pedagogical conditions for the development of information security of a junior schoolboy: abstract. diss. cand. ped. Sciences'. - Moscow: Irkutsk. - 2015. - 56 p
  5. Mezhuyeva, Information competence of junior schoolchildren in modern education / Mezhuyeva. - Saratov: Lyceum, 2015. - 32s.