Этика применения ИИ в образовании.
Рассматриваются вопросы этики ИИ в системе высшего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvennyy_intellekt_v_obrazovanii.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика применения ИИ в образовании.
В конце 2023 года Институт русского языка имени Пушкина определил слово 2023 года. По версии специалистов, им стало «нейросеть». «Искусственный интеллект быстро развивается, и о нем много говорят в этом году», – пояснили составители словаря. Выбор был сделан на основе сбалансированных критериев - анализа больших данных, частотности запросов, оценки ведущих экспертов: лингвистов, социологов и других специалистов", - говорится в сообщении. Это слово набрало более 75% голосов. Данный термин был внесено в Орфографический академический ресурс "Академос". Обращение к ресурсу "Медиалогия" показало, что в 2023 году в СМИ и соцсетях вышло 104 680 сообщений со словом "нейросеть", для сравнения: в 2022 году – 33 438 сообщений, в 2021 году – 31 097 сообщений.
Популярность нейросети связано не только с обсуждением, но и с широким внедрением данных технологий в нашу практическую деятельность. Технологии искусственного интеллекта (далее – ИИ), все активнее внедряются в различные сферы общественной жизни. Так, в «IBM Global AI Adoption Index 2022» говорится, что 35% компаний используют ИИ в своем бизнесе, а 42% изучают ИИ. В России на данный момент применение ИИ в бизнес сфере немного скромнее: так, 13,6% начинающих организаций используют ИИ, 20% развивающихся организаций используют ИИ, 53,1% лидирующих организаций используют ИИ
Использование технологий ИИ в бизнесе и границы данного применения во многом определяется коммерческим интересом и характером деятельности. Но что делать, если идет речь о сфере образования? Своим мнением с нами поделится доцент кафедры экономики и финансов ВИУ РАНхиГС, кандидат экономических наук, Биткина Ирина Константиновна.
Среди возможностей применения ИИ в образовании эксперты выделяют возможность персонализации в обучении, адаптивности и инклюзивной образования. Вместе с тем выделяются и проблемы, связанные со сложность. Отслеживания самостоятельности в выполнении заданий, снижением креативности и критического мышления участников образовательного процесса. Таким образом, вопросы использования ИИ в российском образовании тесно связаны с этикой образовательного процесса.
На данный момент времени наиболее актуальные вопросы, связанные с применением ИИ в образовании, связаны с необходимостью развития системы регулирования, определении и систематизации рисков ИИ в учебном процессе, представлении универсальных рекомендаций в области допустимости использования ИИ, уточнении данных рекомендаций для образовательных организаций различного типа.
В сфере регулирования ИИ разработаны следующие стандарты:
1) Рекомендация по искусственному интеллекту ОЭСР;
2) Рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта ЮНЕСКО;
3) разработки Комитета по искусственному интеллекту Совета Европы.
Данные рекомендации носят общий характер и для их адаптации в сфере образования требуют значительной доработки. При этом некоторые российские вузы уже успели разработать собственные Этические кодексы преподавателей, работников и обучающихся.
На данный момент можно выделить следующие группы мнений по вопросу использования технологии ИИ в образовании:
1. запрет и недопустимость применения ИИ в образовательном процессе ни одной из сторон образовательного процесса. Данная точка зрения связна с требованием самостоятельности исследовательской и практической работы, что отражает этику классического университета. Лучше всего данную точку зрения характеризует следующая цитата: «Давайте признаемся: мы ошиблись, нельзя механизмами лечить недуги человечества. Попробуем начать сызнова. Машины нужны, спору нет, но в судьи, учителя и наставники они нам не годятся».
2. определение областей и сфер, в которых применение искусственного интеллекта не будет сопряжено с нарушением прав и обязанностей участников образовательного процесса - в частности, это относится к выполнении рутинной работы;
#1080;спользование технологии искусственного интеллекта на отдельных этапах учебного процесса – например, при подборе литературы к семинарскому занятию и/или выборе шаблона для презентации – другими словами. для действий, не предполагающих необходимость личного авторства исполнителя.
Какая точка зрения окажется преобладающей и наиболее результативной -покажет время.