Статья «Современные тенденции развития организации проектной деятельности»

Магалимова Гузель Расиловна

В данной статье рассматриваются современные тенденции развития организации проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные тенденции развития организации проектной деятельности»

Магалимова Гузель Расиловна, учитель

МБОУ «Нижнемактаминсая СОШ №1» Альметьевского муниципального района

Современный образовательный процесс предполагает внедрение новых технологий обучения, для организации учебной деятельности детей. Этап становления проектной деятельности прошел достаточно тяжелый этап развития в Отечественной педагогике, поскольку он был гоним и не востребован. Проектные методы создают условия, для удовлетворения требований, которые предъявляются современным обществом к образовательным учреждениям.

Развитию современных технологий способствовало изучения советских педагогов. Несмотря на то, что в советское время, проектная деятельность не была увенчана успехом, в современном мире они приобрели широкую популярность и применение в педагогической практике.

В зарубежной педагогике, проектная деятельность применяется, как замена внеурочной работе, а в современной России данный метод применятся в внеклассных мероприятиях (другими словами можно сказать, это метод организации внеучебной деятельности). Являясь методом, проектная деятельность предполагает совокупность учебно-познавательных приемов. Проектная деятельность осуществляется не только групповой форме, но и индивидуальной. Познавательные приёмы, которые входят в метод проектов, позволяют детям решить ту или иную проблему.  

Основным направлением проектной деятельности является развитие познавательных навыков, умения самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, развитие критического мышления. Методы проектов можно рассмотреть в качестве процесса достижения дидактической цели, путем детальной разработки проблемы, на основе чего достигается определенный результат. Проектная деятельность всегда предполагает самостоятельную деятельность детей, которая может проводиться в индивидуальной, групповой, парной форме.

Проектная деятельность должна носить творческий характер. Для создания творческой обстановки в образовательном процессе можно ориентироваться на рекомендации, которые были предложены С. Парнса. На сегодня данные рекомендации применяются в мировой практике организации учебной деятельности.

На основе анализа исследований С. Парнса можно выделить следующие рекомендации: создать благоприятные и свободные условия для творческого проявления; уделять большое внимание работе подсознания; воздерживаться от оценок (необходимо создать условия свободного размышления над проблемой).

Для снятия усталости и напряжения, поддержания активности и интереса детей, необходимо проводить умственную разминку. Новая учебная обстановка может вызвать у учеников растерянность, поэтому, их нужно подготовить, дать возможность освоиться в новой ситуации. Так, для этого могут быть использованы развивающие упражнения, которые связаны с предстоящей деятельностью и с заданиями.

Несмотря на то, что проявление фантазии считается незрелостью мышления, в проектной деятельности необходимо поддерживать фантазию учеников. Важно, поддержать свободное воображение школьников в учебном процессе, поскольку оно является фундаментом творческого мышления.

В проектной деятельности, ученики должны чувствовать, что их высказывания, мнения важны, и они ими должны поделиться с окружающими (которые занимаются совместной деятельностью). На основе чего, можно отметить важность формирования восприимчивости, открытости детей к окружающему. С учениками должна проводиться системная работа по расширению знаний. В свою очередь, имеющиеся знания детей являются базой для создания новых идей.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом проектная деятельность способствует формированию «способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач». Методические вопросы организации проектной деятельности школьников старших классов получили обоснование в работах Е.Н. Ковалевской, Е.В. Ларентьевой, Л.В. Парменовой, Л.И. Поздняковой и других.

В современных условиях проектная деятельность способствует достижени. социально-значимых и культурных ценностей. На основе современных исследований, проектную деятельность можно рассмотреть в качестве активной, самостоятельной деятельности обучающихся. В настоящее время проектная деятельность проводится в массовых и конкурсных формах. Массовые формы проектной деятельности предполагают разработку проектов в рамках образовательных учреждениях. Разработка проектов осуществляется всеми школьниками или группой. При такой форме проектной деятельности учащиеся знакомятся с методологией, определяют сферу интересов, готовят собственный проект, публично его защитить. Конкурсная форма проектной деятельности является более сложной формой, поскольку, рамки ее организации выходят за пределы школы. Инициатором организации проектной деятельности могут быть высшие учебные заведения, крупные предприятия и другое.

Анализ источников литературы позволяет выделить этапы работы над проектом: на первом этапе проводится постановка и анализ проблемы. Данный этап можно сказать является самым сложным, поскольку, перед учащимися встает задача определить научную тему. Успешность данного этапа зависит от наставника. На втором этапе проводится научная и теоретическая проработка темы исследования. На данном этапе целесообразно изучить научную литературу не только на русском, но и на иностранных языках. На третьем этапе проводится разработка и реализация самого исследования: составляется план работы, выбираются методы и объекты исследования. Третий этап вызывает у учащихся больше заинтересованности, поскольку, именно данный этап позволяет теоретические знания применить на практике. Трудность проведения проектной деятельности заключается в том, что многие Российские школы не в состоянии провести полноценную инновационно-исследовательскую деятельность.

На четвертом этапе учащиеся готовят материал для защиты своего проекта. В основном, результатом проекта является не текстовый документ, а объекты, которые в перспективе могут быть запатентованы. Собственно, публичная защита проводится на пятом этапе. Цель пятого этапа является формирование и развитие коммуникативных навыков, умения отстаивать и защищать свою точку зрения; развитие навыков проведения научной дискуссии. На основе результатов публичной защиты определяются призеры, которые награждаются грамотами и дипломами. Данный этап также позволяет проанализировать дальнейшую работу, наметить план следующих действий. Анализ источников литературы показал, что пятый этап является завершающим. При этом, для завершения проектной деятельности требуется еще один этап (шестой) – публикация результатов в научных изданиях.

 При проведении проектной работы на уроках перед учителями могут возникнуть ряд проблем. К таким проблемам относится: организационные, проблемы мониторинга, личностные и трудности в создании успешно действующих групп. Подготовка организационной деятельности детей на уроке требует от учителя больших усилий и трудоемкой работы. При проектной деятельности учеников нельзя сильно контролировать, так они не смогут выразить свои идеи. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика (отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы).

Сложно учителям создать активные группы на уроках, но, несмотря на это, групповая работа носит более творческий характер, нежели индивидуальный. Во время занятия необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними.

Таким образом, метод проектов прошел большой путь к развитию, был несправедливо задвинут в сторону, но изучения советских педагогов позволилb выстроить современную систему организации проектной деятельности. Несмотря на свою эффективность, в современных школах сложно организовать проектную деятельность учащихся, поскольку, для этого требуется оборудования, электронные библиотеки. На основе того, что метод проектов, несмотря на свою, практически вековую историю, для современных педагогов, учеников и родителей является инновационной технологией, и принимаются ими сопротивлением. Проектная деятельность обладает колоссальными возможностями в развитии и воспитании детей, поэтому, на этапе становления данного метода, необходимо согласованные шаги по его развитию. Для этого необходимо проводить просветительскую работу со всеми субъектами образовательного процесса; включать в образовательную программу предмет «Основы проектной деятельности»; развивать данное направление в масштабе региона в сотрудничестве с другими социальными институтами. 


Список литературы

  1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2015. – 267с.
  2. Бертрак, Р. Человеческое познание: его сфера и границы / Р. Бетрак. – М.: ТЕРРА; Республика, 2020. – 278с.
  3. Дудина, М.Н.  Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям / М.Н. Дудина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 151 с.
  4. Каргополов, И.С. Проектная деятельность в школе / И.С. Каргополов // Молодой ученый. – М., 2019. – № 46 (284). – С. 277-279.
  5. Килпатрик, В.Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе / В.Х. Кильпатрик. – М., 2018. – 367с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2020, – 367 с.
  7. Паркхерст, Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Е. Паркхерст. – Москва, 2021. – 232 с.
  8. Парменова, Л.В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета / Л.В. Парменова // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С.77–82
  9. Полонский, В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований: автореф. дисс. на соискании ученой степени докт. пед. наук / В.М. Полонский. – М., 1988.
  10. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская
  11. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М.: Академический Проект, 2017. – 320 с.
  12. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  13. Цветков, В.Я. Информационные модели и информационные ресурсы / В.Я. Цветков // Геодезия и аэрофотосъемка, – М., 2015. – №3. – с. 85-91
  14. Цветков, В.Я. Концептуальная модель управления качеством образования / В.Я. Цветков, Н.М Оболяева // Дистанционное и виртуальное обучение. – М.,  2017. – №5 (59).  – с.22- 27.
  15. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 2020. – 265с.