Статья "Проектная деятельность в школе как направление повышения качества образования"

Магалимова Гузель Расиловна

Статья посвящена проектной деятельности в школе, которая рассматривается как направление повышения качества образования на примере Нижнемактаминской общеобразовательной школы №1 Республики Татарстан. Охарактеризовано влияние использования этого метода на развитие личностного потенциала школьников, умственных способностей и повышения мотивации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magalimova_guzel_rasilovna_statya.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.5

Магалимова Гузель Расиловна, учитель технологии

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»,

Альметьевский муниципальный район, Россия

e-mail: thebest-9292@mail.ru

Проектная деятельность в школе как направление повышения качества образования

Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности в школе, которая рассматривается как направление повышения качества образования на примере Нижнемактаминской общеобразовательной школы №1 Республики Татарстан. Охарактеризовано влияние использования этого метода на развитие личностного потенциала школьников, умственных способностей и повышения мотивации обучения.

Ключевые слова: учебная деятельность, технология обучения, метод, метод проектов, качество образования, модель проектной деятельности, мотивация.

G.R. Magalimova, technology teacher

Nizhnemaktaminskaya secondary school № 1

Almetyevsk municipal district, Russia

Abstract. The article is devoted to project activities at the school, which is considered as a direction of improving the quality of education on the example of Nizhnemaktamin secondary school No. 1 of the Republic of Tatarstan. The influence of the use of this method on the development of personal potential of schoolchildren, mental abilities and increased motivation for learning is characterized.

Key words: educational activity, learning technology, method, project method, quality of education, model of project activity, motivation.

На сегодняшний день современные педагоги сталкиваются с трудностями при организации учебного процесса. Перед педагогами встает задача организовать интересную и увлекательную учебную деятельность, при этом, что бы она носила всесторонне развивающий и воспитывающий характер. Для достижения данной цели и соответствия требованиям, которые сейчас предъявляются образованию современным обществом, необходимо подобрать наиболее эффективные и оптимальные технология обучения. К таким технологиям относится метод проектов. Сегодня, среди педагогов особой популярностью пользуется методика обучения в сотрудничестве, частью, которой является метод проектов. Метод способствует развитию активного и самостоятельного мышления учеников, развивать познавательные процессы, которые способствуют успешному овладению учебным материалом, формированию умения применять теоретические знания на практике [3].

Педагогический опыт современных педагогов показывает, что нетрадиционные формы позволяют повысить учебную мотивацию и познавательный интерес современных учеников. Нестандартные формы обучения позволяют повысить интерес учеников к изучаемому предмету, развивать творческую самостоятельность, формировать навыки работы с различными знаниями [4].

Основой проектной деятельности является проблема, задача, решение которой осуществляется путем исследовательского поиска. Несмотря на то, что развитие метода проекта имеет достаточно богатую историю, которая начала зарождаться еще в Советский период. На сегодняшний день данная технология является инновационной. Метод проектов начинает приобретать большую популярность среди педагогов, но все же, педагоги сталкиваются с трудностями организации. Поскольку, организация проектной деятельности требует наличия оборудования и электронной библиотеки, которые, в свою очередь, отсутствуют во многих школах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, важной задачей является внедрение в массовую практику школы эффективные методы, формы и средства обучения, к которым также относится методы проектов [2].

Американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х. Килпатрик стали авторами «метода проектов». Э. Коллингс экспериментально доказал преимущество методов проектов перед традиционным обучением.

Особенно большой вклад в разработку метода проектов в отечественную педагогику внес П.П. Блонский [1].

В педагогической практике использование проектной деятельности может целенаправленно решать различные задачи индивидуально-ориентированного образования. Смысл в том, что дети сами выбирают проблему, которая их интересует, источники информации и способы ее решения. Проектная деятельность соответствует способностям детей и направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных [5, с.119].

Объект исследования: организация проектной деятельность учащихся старшей школы.

Предмет исследования: пути и способы совершенствования организации проектной деятельности и повышения качества образования.

Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнемактаминская СОШ № 1» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании были задействованы 60 учеников 9 класса, два класса были разделены на контрольную и экспериментальную группу.

Для анализа основных проблем повышения качества образования, нами была проведена диагностика уровня мотивации обучения и лидерских способностей. Решение поставленных задач было достигнуто на основе проведенного исследования, которое было проведено в три этапа:

На первом этапе была проведена первичная диагностика уровня мотивации обучения и личностных особенностей, которые являются условием успешного социального функционирования в современном обществе. Основываясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, с экспериментальной группой была проведена разработанная модель проектной деятельности. С контрольной группой проектная деятельность была проведена в соответствии с планом учителя.

Разработанная модель проектной деятельности была проведена во внеурочное время. В ходе реализации проектной деятельности нами были созданы условия, в которых обучающиеся сами изучали особенности той или иной профессии. В проектной деятельности каждый обучающийся смог проявить себя в коллективной и индивидуальной форме работы. В ходе реализации проекта мы старались использовать то, что интересно обучающимся. Так у них была возможность использовать мобильные приложения, Интернет ресурсы, различные программы и другое. Реализация проектной деятельности обучающихся осуществлялось во внеурочное время. Результат своей проектной работы, обучающиеся оформляли в виде разных видов художественного творчества.

Реализуемая модель проектной деятельности включал в себя характеристики различных видов проектов. Так, мы реализовали исследовательские, творческие и информационные проекты.

На контрольном этапе была проведена вторичная диагностика с целью выявления эффективности и результативности проведенной работы на формирующем этапе. Результаты контрольной диагностики свидетельствуют об эффективности модели проектной деятельности, которая была проведена с экспериментальной группой. У испытуемых экспериментальной группы отмечается высокий уровень мотивации в обучении. Обучение они стали рассматривать как источник удовлетворения социальных потребностей. Уроки стали для них не просто источником времяпровождения, а стали источником получения новых знаний, условием раскрытия потенциальных возможностей. Обучающиеся экспериментальной группы в своих действиях стали более уверенными, они научились планировать и регулировать свою деятельность. В коллективной работе обучающиеся стали проявлять больше понимания и терпения. Основываясь на данные результаты можно сказать, что разработанная модель проектной деятельности может быть реализована как условие повышения качества образования. Поскольку, нам удалось достичь эффективных условий для развития личностного потенциала школьников, умственных способностей и повышения мотивации обучения.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что проектная деятельность в школе создает условия для повышения качества образования при соблюдении следующих условий:

- будут учтены возрастные особенности и интересы школьников;

- будут использованы разнообразные методы и средства исследовательской деятельности;

- будут сочетаться индивидуальные и групповые формы работы.

Список литературы

  1. Блонский, П.П.  Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 184 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-12064-6. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/491185
  2. Вентцель, К.Н.  Педагогика творческой личности / К.Н. Вентцель. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 206 с.
  3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.
  4.  Резник, М. Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых / Митчел Резник; пер. с англ. Е. Лалаян. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
  5. Чернявская, А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. – 311с.