Глоссарий по теме "Методическая деятельность в ДОО"

Петухова Ирина Сергеевна

Термины и описание их значения по теме "Методическая деятельность в ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Глоссарий по теме «Методическая деятельность в ДОО»

№ п/п

Термин

Значение термина

Ведущая деятельность

(англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Возраст

Это объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика, и стадия развития индивида в онтогенезе.

Возрастная психология

Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.

Возрастное психическое развитие

это процесс становления психики (ее роста, развития) ребенка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости.

Возрастные кризисы

особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития

Воспитание

одна из основных категорий педагогики.

Гендерная педагогика

исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки.

Геронтопсихология

отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Детская психология

отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как

личности.

Деятельность

это активная форма отношения субъекта к объекту.

Дошкольное образование

образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей. Д.О. закладывает основы физического, социально-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

Дошкольное учреждение в режиме развития

это ДОУ, внедряющее в учебно-воспитательный процесс инновации и новшества.

Дошкольное учреждение в режиме функционирования

традиционное ДОУ, решающее вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Закономерность

объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие.

Знания

это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Индивидуальная форма организации и обучения

включает в себя работу педагога с ребенком-дошкольником один на один, т. е. индивидуально.

Коллективная форма организации и обучения

совместное выполнение задания несколькими детьми, например, общая аппликация и др.

Контроль в ДОУ

это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Лечебная педагогика

разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.

Методическая работа

это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства

методология

это логика, философия науки.

Навыки

это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Новообразования

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период

Образование

Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, целостных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Образовательная программа ДО

это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Образовательная программа ДО

это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Образовательная ситуация

основная единица образовательного процесса в ДОУ.

Образовательная технология

общепринятый термин для обозначения педагогической технологии.

Образовательный процесс

это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс

это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы (соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия и обучения).

Обучение

это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Общая педагогика

это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Педагогическая деятельность

особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель, например, научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как патриотизм, и т. д.

Педагогическая диагностика

это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Педагогическая диагностика

это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования.

Педагогическая система

это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая система

это совокупность множества компонентов, взаимодействие которых приводит к появлению новых свойств, ранее не присущих этим компонентам.

Педагогическая технология

специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогический анализ

функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения.

Педагогический диагноз

это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

Педагогический закон

это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Педагогический контроль в ДОУ

это система научно-обоснованной проверки, выявления и оценки результатов образования, а также факторов, его обусловивших.

Педагогический принцип

это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности.

Педагогический совет

это коллективная постоянно действующая форма методической работы, которой принадлежит ведущая роль в процессе совершенствования педагогического мастерства воспитателей, это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников.

Педагогическое правило

это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения.

Планирование

это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей.

Планирование

Это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Подгрупповая форма организации и обучения

предусматривает проведение занятий с подгруппой детей не более 6 человек.

Преподавание

это процесс деятельности преподавателя в ходе обучения.

Профессиональная педагогика

изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности.

Психологический возраст

Это возраста не связанный с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Психология зрелого возраста

изучает закономерности механизмов развития человека

на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста.

Психология юности

отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению.

Развевающая предметная среда

это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модулирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Развитие

это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Самостоятельная форма организации и обучения

самообучение ребенка в развивающейся среде.

Семейная педагогика

разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье.

Социализация

это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социальная педагогика

изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

Специальная педагогика

разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика.

Сравнительная педагогика

исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

Средства социализации

это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста.

Сущность

это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы.

Теория

основное содержание добытого наукой знания об изучаемых явлениях.

Технология

представляет собой приложение научных знаний к практической деятельности человека, в нашем случае – педагогов: родителей, учителей и воспитателей.

Технология

от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

Умения

это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Управление дошкольным образовательным учреждением

процесс активного полисубъектного взаимодействия, направленный на создание условий для саморазвития личности (ребёнка, педагога, руководителя) и обеспечение целесообразного развития всех участников педагогического процесса и педагогической системы в целом.

Управленческие функции

это циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение цели; эффективное функционирование; сохранение и развитие организации.

Учение

это процесс деятельности ученика в ходе обучения. Учение происходит также и во время самообразования.

Формирование личности

это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.

Фронтальная форма организации и обучения

занятие со всей группой, выполнение всеми детьми одинаковых заданий.

Функция управления

это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности.

Хронологический возраст

паспортный возраст, т. е. зафиксированная дата рождения.

Этнопедагогика

исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.

Явления

это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.