Глоссарий по теме "Методическая деятельность в ДОО"
Термины и описание их значения по теме "Методическая деятельность в ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glossariy.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Глоссарий по теме «Методическая деятельность в ДОО»
№ п/п | Термин | Значение термина |
Ведущая деятельность | (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. | |
Возраст | Это объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика, и стадия развития индивида в онтогенезе. | |
Возрастная психология | Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. | |
Возрастное психическое развитие | это процесс становления психики (ее роста, развития) ребенка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости. | |
Возрастные кризисы | особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития | |
Воспитание | одна из основных категорий педагогики. | |
Гендерная педагогика | исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. | |
Геронтопсихология | отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь. | |
Детская психология | отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. | |
Деятельность | это активная форма отношения субъекта к объекту. | |
Дошкольное образование | образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей. Д.О. закладывает основы физического, социально-нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. | |
Дошкольное образовательное учреждение | Тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. | |
Дошкольное учреждение в режиме развития | это ДОУ, внедряющее в учебно-воспитательный процесс инновации и новшества. | |
Дошкольное учреждение в режиме функционирования | традиционное ДОУ, решающее вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. | |
Закономерность | объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие. | |
Знания | это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. | |
Индивидуальная форма организации и обучения | включает в себя работу педагога с ребенком-дошкольником один на один, т. е. индивидуально. | |
Коллективная форма организации и обучения | совместное выполнение задания несколькими детьми, например, общая аппликация и др. | |
Контроль в ДОУ | это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. | |
Лечебная педагогика | разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку. | |
Методическая работа | это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства | |
методология | это логика, философия науки. | |
Навыки | это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. | |
Новообразования | Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период | |
Образование | Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, целостных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. | |
Образовательная программа ДО | это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности. | |
Образовательная программа ДО | это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности. | |
Образовательная ситуация | основная единица образовательного процесса в ДОУ. | |
Образовательная технология | общепринятый термин для обозначения педагогической технологии. | |
Образовательный процесс | это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта. | |
Образовательный процесс | это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы (соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия и обучения). | |
Обучение | это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. | |
Общая педагогика | это базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. | |
Педагогическая деятельность | особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель, например, научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как патриотизм, и т. д. | |
Педагогическая диагностика | это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. | |
Педагогическая диагностика | это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования. | |
Педагогическая система | это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. | |
Педагогическая система | это совокупность множества компонентов, взаимодействие которых приводит к появлению новых свойств, ранее не присущих этим компонентам. | |
Педагогическая технология | специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. | |
Педагогический анализ | функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. | |
Педагогический диагноз | это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций. | |
Педагогический закон | это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы. | |
Педагогический контроль в ДОУ | это система научно-обоснованной проверки, выявления и оценки результатов образования, а также факторов, его обусловивших. | |
Педагогический принцип | это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности. | |
Педагогический совет | это коллективная постоянно действующая форма методической работы, которой принадлежит ведущая роль в процессе совершенствования педагогического мастерства воспитателей, это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. | |
Педагогическое правило | это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения. | |
Планирование | это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. | |
Планирование | Это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. | |
Подгрупповая форма организации и обучения | предусматривает проведение занятий с подгруппой детей не более 6 человек. | |
Преподавание | это процесс деятельности преподавателя в ходе обучения. | |
Профессиональная педагогика | изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. | |
Психологический возраст | Это возраста не связанный с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек. | |
Психология зрелого возраста | изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста. | |
Психология юности | отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению. | |
Развевающая предметная среда | это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модулирующая содержание развития его духовного и физического облика. | |
Развитие | это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. | |
Самостоятельная форма организации и обучения | самообучение ребенка в развивающейся среде. | |
Семейная педагогика | разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье. | |
Социализация | это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. | |
Социальная педагогика | изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. | |
Специальная педагогика | разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. | |
Сравнительная педагогика | исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. | |
Средства социализации | это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста. | |
Сущность | это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. | |
Теория | основное содержание добытого наукой знания об изучаемых явлениях. | |
Технология | представляет собой приложение научных знаний к практической деятельности человека, в нашем случае – педагогов: родителей, учителей и воспитателей. | |
Технология | от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)». | |
Умения | это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. | |
Управление дошкольным образовательным учреждением | процесс активного полисубъектного взаимодействия, направленный на создание условий для саморазвития личности (ребёнка, педагога, руководителя) и обеспечение целесообразного развития всех участников педагогического процесса и педагогической системы в целом. | |
Управленческие функции | это циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение цели; эффективное функционирование; сохранение и развитие организации. | |
Учение | это процесс деятельности ученика в ходе обучения. Учение происходит также и во время самообразования. | |
Формирование личности | это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности. | |
Фронтальная форма организации и обучения | занятие со всей группой, выполнение всеми детьми одинаковых заданий. | |
Функция управления | это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности. | |
Хронологический возраст | паспортный возраст, т. е. зафиксированная дата рождения. | |
Этнопедагогика | исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания, пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. | |
Явления | это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. |