Семинар-практикум для педагогов "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью"

Елена Александровна Лобанова

Что такое СДВГ? как проявляется СДВГ ? Основные отличия от нарушения поведения. Материал для семира: презетация, буклет для педагогов по ссылке https://vk.com/id310126450

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар на тему

«Синдром дефицита внимания гиперактивность»

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.

2 слайд Что такое гиперактивность?

Основными признаками СДВГ являются: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

СДВГ бывает разным: преимущественно невнимательность; преимущественно гиперактивный/импульсивный; комбинированный

По данным исследований у мальчиков больше встречается преимущественно гиперактивность, а преимущественно невнимательность может встречаться одинаково у мальчиков и у девочек.

3 слайд СДВГ медицинский диагноз

Диагноз СДВГ ставит врач. По сути, данный синдром представляет собой проявление ММД – минимальной мозговой дисфункции, то есть очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы. О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной причиной  появления ММД  является родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется. На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов), травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие.    

Невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим  трудом, часто за счет подрыва здоровья.

4 слайд Особенность умственной деятельности

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога, не воспринимает информацию. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях

Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.  Например: крутить карандаш в руках, волосы накручивать на палец, ерзать на стуле и т.д.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (у такого ребенка физическое утомление может, вообще, отсутствовать), Например: мама водит ребенка в спортивную секцию,  а он все равно не устает, продолжает также скакать, бегать и дома; низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.

5 слайд Как проявляется СДВГ

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить уже в дошкольном возрасте до 4-х лет, однако в этот период они обычно не сказываются отрицательно на развитии ребенка, так как те же проблемы есть у большинства дошкольников. У детей 4-х лет очень сложно определить гиперактивность, у них моет быть и невнимательность и гиперактивность.

Однако у детей с СДВГ  симптомы сохраняются тогда, когда он идет в школу, часто мешая учебной успешности. Обычно СДВГ ставят в 8-10 лет, когда и родители и педагоги уже точно понимают, что ребенку сложно сидеть, воспринимать, понимать.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому  при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего,  будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут (во взрослом возрасте диагноз СДВГ уже не ставится).

6 слайд «Как проявляется СДВГ

  • Повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка.
  • Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий.
  • Нарушение социальной адаптации приводит к формированию и фиксации у ребенка негативной самооценки, враждебности к окружающим, возникновению неврозоподобных и психопатологических расстройств.

7 слайд «Ребенок гиперактивен, если он:

  • Совершает суетливые движения руками и ногами
  • Часто вскакивает со своего места
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
  • Не может играть в «тихие»игры
  • Всегда находится в движении
  • Очень много говорит

8 слайд «Ребенок импульсивен, если он:

  • Отвечает на вопрос, не выслушав его
  • Не может дождаться своей очереди
  • Вмешивается в разговоры и игры других

9 слайд «Гиперактивность может также проявляться речевыми нарушениями

  • Ребенок разговаривает слишком громко и быстро, проглатывает окончания слов, перебивает других, теряет мысль и перескакивает с темы на тему.
  • По этой причине СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: у ребенка страдает произношение звуков, нарушается логика повествования, ему трудно правильно пересказать даже небольшой текст

10 слайд «Выразительная мимика»

Гиперактивные дети, как правило очень эмоциональны и сопровождают речь активной мимикой, иногда начинают кривляться и корчить рожицы без причины.

Если вы заметили, что ребенок скорчил рожицу и удерживает 10 сек., срочно к неврологу. О ваших наблюдениях следует сообщить родителям и посоветовать им обратиться к неврологу.

11 слайд «Основные отличия от нарушения поведения»

Определить достоверно наличие СДВГ можно только специальными психофизиологическими методиками и специальной диагностикой невропатолога. Однако если вы (родитель, педагог) замечаете, что волевые усилия ребенка над собой практически бесполезны, вы можете самостоятельно провести Экспресс – тест «Гиперактивность или непослушание?», на основе которого можно будет сделать вывод, что это СДВГ или же нарушения поведения. Если это СДВГ порекомендовать родителям обратиться к невропатологу, а также обратиться за помощью к психологу ДОУ.

Диагностические критерии включают 9 симптомов невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности.

Для диагностики по критериям необходимо наличие 5 и более симптомов из одной или каждой группы.

Симптомы должны:

часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев,

У ребенка наблюдается одинаковое поведение независимо от ситуации, в любых условиях – дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – ребенок будет вести себя одинакого: бегать, бесцельно двигаться, незадерживаясь надолго на любом , даже самом интересном предмете. Не обращает внимания ни на бесконечные просьбы, ни на уговоры, ни на подкуп.

Также наблюдается провокация на конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни т.д.

Но в ОУ мы не может определить как ребенок ведет себя за пределами детского сада, поэтому в тесте поведенческие реакции должны возникать минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе или в садике),

присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы),

Мешать функционированию дома, в школе или в садике.

12 слайд «Симптомы»

ЭКСПРЕСС – тест «Гиперактивность или непослушание?»

Отметьте галочкой пункты, которые соответствуют вашему ребенку:

  1. Невнимательность
  • 1. С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
  • 2. Часто допускает ошибки из-за небрежности
  • 3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
  • 4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
  • 5. Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
  • 6. Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
  • 7. Часто теряет свои вещи
  • 8. Легко отвлекается на посторонние стимулы

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

  1. Гиперактивность

1. Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

2. Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

3. Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым

  1. Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

3. Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.

4. Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

13 слайд «Результаты»

РЕЗУЛЬТАТЫ:

5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. 

Бланк с экспресс тестом можно распечатать в двух экземплярах для родителей и педагога. В течении 6 месяцев отмечать свои наблюдения, если только заметили.

Помните, что, вовремя выявив такую особенность ребенка как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, Вы  сможете помочь ему достичь  желанного успеха в учебе!

14 слайд «СДВГ у взрослых»

  • нейрофизиологические различия, поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни.

15 слайд «Клиентский случай»

  • Д., 37 лет. Обратилась по поводу терапии депрессивного расстройства (диагностировано 2 года назад, проходит курс фармакотерапии). Образование высшее, преподает в ВУЗе.
  • Жалобы на трудности с самоорганизацией (берет на себя много проектов, не может закончить их), трудности концентрации внимания, раздражительность, прокрастинацию.
  • За последние 10 лет часто меняла место жительства (переезжала из города в город), часто меняла партнеров -не может долго находиться в отношениях.
  • Со слов пациентки, сложности с концентрацией внимания, самоорганизацией наблюдались с самого детства.

Как вы думаете, можно ли сказать, что у этой женщины сохранились симптомы СДВГ?

16 слайд «У взрослых симптомы включают»:

  • трудности с концентрацией внимания, сложности с выполнением задач (нарушение управляющих функций программирования и контроля), перепады настроения, нетерпение, трудности в поддержании отношений.
  • Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста.
  • Во взрослом возрасте СДВГ диагностировать труднее.
  • Симптомы могут быть аналогичны симптомам, характерным для расстройств настроения, тревожных расстройств, а также расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.
  • Так как персональный рассказ о симптомах в детстве может быть ненадежным, врачам может понадобиться просмотреть школьные записи или проинтервьюировать членов семьи, чтобы подтвердить наличие проявлений в возрасте до 12 лет.

17 слайд «Маленькие хитрости»

«Песочные         часы". 
Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.
Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как "течет" время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. А самое главное Самому.

- Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

18 слайд «Игры с гиперактивным ребенком»

Выше, я приводила пример про спортивный зал. Вернемся к этому примеру: И так, СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать)

Например: родители водят ребенка в спортивную секцию, чтобы он много двигался и уставал. Водят на спортивные соревнования, но СДВГ не устает. ОТ чего устает СДВГ? от умственных нагрузок, особенно на логику.

Игры: балансировочная доска (начинает думать мозг). Нужно удержать равновесие ребенку, а если эта доска еще и с игрой «Лабиринт», то это вообще хорошо.

19  слайд «Балансировочная доска для рук»

Также можно использовать межполушарные доски

20 слайд «Балансировочная подушка»

Балансировочный диск или подушка и упражнения на нем:

- сидеть на попе не удерживаясь руками и ногами

- стоять на балансировочной подушке обеими ногами, на одной ноге

-  стоя на подушке можно кидать мяч друг другу

- предавать из одной рука в другую руку мяч.

- кидать мяч и при этом называть цвета, фигуры и т.д.

- если таких балансировочных дисков много, можно ходить по ним.

21 слайд «Игры, направленные на снятие напряженности и сброса энергии гиперактивных детей»

Все игры представленные на слайде описаны в памятке для педагогов, которую я подготовила специально для вас.

Что в памятке: описание взаимодействие с гиперактивным ребенком, конкретные действия педагогов в работе с гиперактивными детьми, игры направленные на снятие  напряжения и сброса энергии у гиперактивных детей.

Надеюсь вам полезна была моя консультация и мои рекомендации вам пригодятся в работе.

22 слайд «Спасибо за внимание»