Глобальные тенденции современного образования и их отражение в ситуации нашего региона.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globalnye_tendentsii_sovremennogo_obrazovaniya.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Глобальные тенденции современного образования и их отражение в ситуации нашего региона.
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 21-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы
Современными тенденциями развития системы образования являются:
Гуманизация образования – направлена на рассмотрение личности каждого учащегося как высшей ценности современного общества, постановка акцента на воспитание гражданина, имеющего высокие интеллектуальные, моральные и физические качества. Данный принцип является одним из ведущих традиционных дидактических принципов обучения и воспитания детей.
Индивидуализация процесса обучения – осуществляется посредством организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Предполагает комплексный и системный подход к обучению и воспитанию, основанный на естественном развитии каждого ребенка. Особенность данного подхода заключается в том, что в его рамках процесс обучения рассматривается как некая специфическая форма субъектно-субъектных отношений между учителем и учащимся.
Демократизация образования – направлена на создание необходимых предпосылок для эффективного развития у детей активности, инициативности и творческого потенциала, а также широкое привлечение к управлению образованием общественности и родителей учащихся. Одной из особенностей данной тенденции является то, что современная система образования постепенно переходит от привычного единоличного государственного управления к государственно-общественному управлению образованием. Представляется, что такой тип управления будет способствовать совершенствованию системы управления, посредством объединения усилий общества и государства в вопросах решения актуальных проблем образования.
Вариативность образования – предполагает одновременное развитие разнообразных типов образовательных учреждений, с целью углубления процесса изучения отдельных учебных дисциплин. Данная тенденция проявляется не только в изменении структуры системы образования, но и в изменении качества предоставляемых образовательных услуг. Опора делается на преемственность между всеми звеньями образовательной системы и создание комплексных учебных заведений, например: «Детский сад – Школа», «Школа – ВУЗ».
Интегративность образования – направлена на структурные изменения образовательной системы. Предполагается, что осуществление качественного образования возможно только в условиях действительной преемственности всех этапов образовательной системы. Данная тенденция проявляется в усилении межпредметных связей, на основании которых создаются и внедряются разнообразные интегративные курсы в различных видах образовательных учреждений.
Психологизация образовательного процесса – предусматривает не только его интеграцию, но и самостоятельный выбор направления дальнейшего самостоятельного развития. Эта тенденция позволяет не только значительно повысить социальный интерес к вопросам психологии образования, но и значительно влияет на формулировку ведущих педагогических задач.
Переход к активным методам обучения – предполагает включение в образовательный процесс таких элементов как проблемность, научный поиск, самостоятельная деятельность учащихся, отказ от строгого регламента контроля за учебно-воспитательным процессом в пользу всестороннего творческого развития личности. Актуальность данной тенденции развития современной системы образования обусловлена тем, что в настоящее время достаточно высока потребность в специалистах, имеющих высоких потенциал в решении разнообразного спектра проблем и задач. Творческий подход к решению вопросов является одним из ведущих профессиональных характеристик специалиста.
Стандартизация содержания образования – характеризуется созданием единого уровня общего образования вне зависимости от типа учебного заведения. Она представляет собой единую систему параметров, которые приняты в качестве нормы на государственном уровне. Данная норма содержит в себе общественный идеал образованности.
Индустриализация системы образования – предполагает компьютеризацию процесса обучения, его технологизацию, позволяющую создавать и реализовывать инновационные модели обучения и адекватные методы контроля его результативности. Помимо этого, компьютеризация значительно расширяет возможности не только очного и заочного обучения, но и получение образования дистанционно, что особенно актуально для тех, кто в силу различных причин не имеет возможности самостоятельно посещать образовательные учреждения. Использование компьютеров в процессе обучения оказывает положительное влияние на повышение оперативности передачи учебной информации от педагога к учащимся, а также эффективности контроля по ее усвоению.
Все современные аспекты глобализации образования выступают в качестве катализаторов развития системы высшего образования, а именно:
- Возникновение инновационных провайдеров в системе образования, таких как: медиакорпорация, корпоративный университет, мультинациональная компания и т.д. - Появление новых форм по обеспечению системы образования: прямое, виртуальное, дистанционное. Данные формы могут предоставляться как государственными образовательными учреждениями, так и частными.
- Повышение диверсификации документов о полученном образовании и квалификации (дипломы, свидетельства и т.д.).
- Повышение мобильности учащихся, студентов, образовательных программ, проектов и провайдеров, каждый из которых может выходить за рамки национальных границ. Акцентирования на значение получения образования, актуализация на самообразование и самосовершенствование на протяжении всей жизни. Повышение количества частных компаний, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального и высшего образования.
Среди ключевых тенденций, которые определяют современное образовательную организацию, эксперты назвали обеспечение технологического суверенитета, а значит, усиление естественно-научной составляющей, а также раннюю профориентацию и выстраивание цепочки «школа-вуз-предприятие».
Среди продолжающихся образовательных тенденций в Петербурге, одной из ключевых является процесс укрупнения школ. По мнению ряда педагогов, укрупнение школ дает детям более равномерный доступ к развитой образовательной инфраструктуре.
Важным элементом укрупнения является обеспечение школы квалифицированными сотрудниками.
Пандемия дала толчок развитию и другого долгосрочного тренда — росту спроса на частное образование.
При этом запрос к частным школам меняется. Если раньше при выборе частных школ родители ориентировались на психологический комфорт для детей, то сейчас родители ищут в частных школах в первую очередь качество образования. Идет интеграция общего и дополнительного образования.
К основным тенденциям, влияющим на развитие российской образовательной системы, относятся:
- ускорение темпов развития общества;
- переход к постиндустриальному обществу (экономика знаний);
- глобальный характер социально-природных проблем;
- демократизация общества.
Современное развитие общества требует новой системы образования — "инновационного обучения", которое призвано формировать у учащихся способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности.
Российская система образования постепенно утрачивает свои конкурентные преимущества, а также сталкивается с проблемами социального характера, что становится главными вызовами для ее развития. Очевидно, проявилась необходимость усиления роли государства в развитии образования и реализации национальной политики в сфере образования.