Дистанционное обучение
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение — это образовательный процесс с применением современных интернет - технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта, т.е. учитель и ученик географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.
Дистанционное обучение включает онлайновое (контент, передаваемый через Интернет) и смешанное обучение (с преподавателем и онлайн), а также формы обучения с использованием печатных материалов. Для обучения и преподавания используются печатные материалы, аудиовизуальные устройства, компьютеры и т.д.
Специалисты всемирной ассоциации образовательных технологий делят дистанционное обучение на два вида: синхронное и асинхронное:
- Синхронное обучение — это обучение в реальном времени, когда студенты и преподаватели собираются вместе в определенное время и в определенном месте. Включает в себя и онлайн-занятия.
- Асинхронное обучение – это метод обучения, в процессе которого контакт между обучающим и обучаемым осуществляется с задержкой во времени. Обучаемый сам может выбрать время, место изучения материала. Можно учиться по собственному графику в определенные сроки. Доступ к лекциям, чтению, домашним заданиям и другим учебным материалам можно получить в любое время или в течение определенного времени. Асинхронный формат эффективен, когда необходимо: изучить большой объем информации: можно вернуться к лекции или вебинару, чтобы пересмотреть и разобраться в материале; подготовиться к тестированию; обучить сотрудников, когда каждый изучает регламенты и инструкции в своем темпе.
Плюсы и минусы синхронного обучения
Преимущества учебы в режиме реального времени:
- обучающийся более включен в процесс, и стремится разобраться, переспросить;
- можно легко вступить в разговор с преподавателем, тренером и другими участниками;
- подходит для организации группового получения знаний;
- получение мгновенной обратной связи;
- возможен обмен идеями, мнениями, мозговой штурм в ходе семинара или вебинара;
- импровизированные беседы и обсуждения;
- формирование навыка быстрого принятие решений и формулирования мыслей во время семинаров;
- эмоциональное взаимодействие между участниками группы - возможность поделиться знаниями и мыслями относительно темы;
- возможность проявить себя (но, как правило, это экстраверты);
- можно сразу уточнить содержание материала, задать вопросы и получить ответы;
Недостатки:
- уровень достигнутых результатов зависит от профессионализма преподавателя;
- есть расписание и график. Обучающиеся не могут получить доступ к контенту где и когда им нравится;
- отсутствует гибкость и свобода выбора;
- недостаток внимания от преподавателя ко всем обучающимся из-за групповой динамики. Например, кто-то не разобрался в сложном материале, но лекция продолжается;
- не каждый человек в силу психологических особенностей личности может задать вопрос и уточнить;
- проблема группового мышления, когда люди поддерживают высказанную мысль и не высказывают то, что думают на самом деле.
- персонализация сведена к минимуму.
Ресурсы синхронного обучения:
- оборудованная аудитория;
- вебинары;
- прямые эфиры в соцсетях;
- работа над текстами и презентациями;
- онлайн-доски;
- лекция (в том числе и онлайн);
- презентация (в том числе и онлайн);
- сетевый онлайн встречи;
- чаты.
Плюсы и минусы асинхронного обучения.
Преимущества самостоятельного изучения:
- подходит для людей, плохо воспринимающих устные лекции и тех, кому не комфортно заниматься в группе;
- сосредоточенность на материале, а не на фигуре преподавателя и его точки зрения;
- удобство распоряжения собственным временем, возможность разбить процесс на несколько частей, совмещение работы и учебы или изучение самых важных моментов;
- вовлечение в учёбу интровертов;
- развитие уникального личностного мышления, самостоятельное осмысление изучаемой темы, возможность сформулировать собственную точку зрения. Мышление становится более независимым.
- больше времени на подготовку глубокого продуманного ответа;
- глубокий анализ информации;
- гибкий процесс. Есть определенное время изучения материала и определенные формы контроля (тесты или другие работы). Но асинхронные обучающиеся развиваются в своем собственном темпе и получают доступ к своему курсу в удобное для них время и месте;
- доступность учебных материалов вне зависимости от часового пояса, географического положения, состояния здоровья и настроения;
- меньше расходов на обучение персонала: не нужно нанимать тьютора, снимать аудиторию, тратить время на подготовку и проведение курса;
- большое количество времени на освоение материала. Возможность обдумать, вернуться к материалу, повторить пройденное, переслушать информацию еще раз.
- большой охват аудитории;
- универсальность информации - каждый получит одинаковую информацию, нет вариантов, когда лектор может что-то упустить или забыть;
- подготовка заданий по уровню обучающегося;
- широкий спектр ресурсов.
Самостоятельное асинхронное обучение
Недостатки:
- ограниченность контакта с преподавателем, тренером, инструктором или коучем. Несмотря на то, что доступ к учителю есть, он может быть ограничен. Обучающийся не может задать вопрос мгновенно, а должен дождаться ответа по email или в чате;
- создание цифровой базы знаний, когда материалы нужно переводить в электронный формат и приспосабливать к самостоятельному изучению;
- периодическое обновление материалов в базе знаний, чтобы она всегда была актуальна;
- снижение мотивации. Отсутствие контакта с преподавателем и другими учащимися вызывает чувство одиночества и снижению интереса;
- низкий уровень дисциплины, так как нет постоянного контроля со стороны преподавателя;
- возрастание нагрузка на преподавателя (из-за подготовки материалов и организации курса);
- возможность не завершения курса или его неуспешного завершения из-за низкого самоконтроля и дисциплины. Для асинхронного обучения требуется высокий уровень дисциплины, сосредоточенности, ответственности и контроля;
- возможные проблемы с интернетом или компьютером при работе онлайн;
- отсутствие практики. Для вокала, иностранного языка, управления автомобилем, игры на музыкальном инструменте и для много другого практику приходится организовывать отдельно.
Несмотря на многие минусы, асинхронное обучение становится все более востребованным, как со стороны обучающихся, так и преподавателей и инструкторов.
Ресурсы асинхронного обучения:
- электронная почта;
- электронные рассылки;
- курсы;
- массовые онлайн курсы;
- тренинги в записи;
- электронные тесты;
- база знаний;
- обучающие платформы;
- записи вебинаров и лекций
- форумы и блоги;
- подкасты;
- скринкасты;
- виртуальные игры;
- приложения;
- мессенджеры;
- сетевые хранилища;
- социальные.
В настоящее время дистанционное обучение (синхронное и асинхронное) активно применяется различных направлениях профессионального образования, дополнительного образования, а также в старших классах школы.