Дистанционное обучение

Кузнецова Елена Владимировна

Дистанционное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение — это образовательный процесс с применением современных интернет - технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта, т.е. учитель и ученик географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса.

Дистанционное обучение включает онлайновое (контент, передаваемый через Интернет) и смешанное обучение (с преподавателем и онлайн), а также формы обучения с использованием печатных материалов. Для обучения и преподавания используются печатные материалы, аудиовизуальные устройства, компьютеры и т.д.

Специалисты всемирной ассоциации образовательных технологий делят дистанционное обучение на два вида: синхронное и асинхронное:

  • Синхронное обучение — это обучение в реальном времени, когда студенты и преподаватели собираются вместе в определенное время и в определенном месте. Включает в себя и онлайн-занятия.
  • Асинхронное обучение – это метод обучения, в процессе которого контакт между обучающим и обучаемым осуществляется с задержкой во времени. Обучаемый сам может выбрать время, место изучения материала. Можно учиться по собственному графику в определенные сроки. Доступ к лекциям, чтению, домашним заданиям и другим учебным материалам можно получить в любое время или в течение определенного времени. Асинхронный формат эффективен, когда необходимо: изучить большой объем информации: можно вернуться к лекции или вебинару, чтобы пересмотреть и разобраться в материале; подготовиться к тестированию; обучить сотрудников, когда каждый изучает регламенты и инструкции в своем темпе.

Плюсы и минусы синхронного обучения

Преимущества учебы в режиме реального времени:

  • обучающийся более включен в процесс, и стремится разобраться, переспросить;
  • можно легко вступить в разговор с преподавателем, тренером и другими участниками;
  • подходит для организации группового получения знаний;
  • получение мгновенной обратной связи;
  • возможен обмен идеями, мнениями, мозговой штурм в ходе семинара или вебинара;
  • импровизированные беседы и обсуждения;
  • формирование навыка быстрого принятие решений и формулирования мыслей во время семинаров;
  • эмоциональное взаимодействие между участниками группы - возможность поделиться знаниями и мыслями относительно темы; 
  • возможность проявить себя (но, как правило, это экстраверты);
  • можно сразу уточнить содержание материала, задать вопросы и получить ответы;

Недостатки:

  • уровень достигнутых результатов зависит от профессионализма преподавателя;
  • есть расписание и график. Обучающиеся не могут получить доступ к контенту где и когда им нравится;
  • отсутствует гибкость и свобода выбора;
  • недостаток внимания от преподавателя ко всем обучающимся из-за групповой динамики. Например, кто-то не разобрался в сложном материале, но лекция продолжается;
  • не каждый человек в силу психологических особенностей личности может задать вопрос и уточнить;
  • проблема группового мышления, когда люди поддерживают высказанную мысль и не высказывают то, что думают на самом деле. 
  • персонализация сведена к минимуму.

Ресурсы синхронного обучения:

  • оборудованная аудитория;
  • вебинары;
  • прямые эфиры в соцсетях;
  • работа над текстами и презентациями;
  • онлайн-доски;
  • лекция (в том числе и онлайн);
  • презентация (в том числе и онлайн);
  • сетевый онлайн встречи;
  • чаты.

Плюсы и минусы асинхронного обучения.

Преимущества самостоятельного изучения:

  • подходит для людей, плохо воспринимающих устные лекции и тех, кому не комфортно заниматься в группе;
  • сосредоточенность на материале, а не на фигуре преподавателя и его точки зрения;
  • удобство распоряжения собственным временем, возможность разбить процесс на несколько частей, совмещение работы и учебы или изучение самых важных моментов;
  • вовлечение в учёбу интровертов;
  • развитие уникального личностного мышления, самостоятельное осмысление изучаемой темы, возможность сформулировать собственную точку зрения. Мышление становится более независимым.
  • больше времени на подготовку глубокого продуманного ответа;
  • глубокий анализ информации;
  • гибкий процесс. Есть определенное время изучения материала и определенные формы контроля (тесты или другие работы). Но асинхронные обучающиеся развиваются в своем собственном темпе и получают доступ к своему курсу в удобное для них время и месте;
  • доступность учебных материалов вне зависимости от часового пояса, географического положения, состояния здоровья и настроения;
  • меньше расходов на обучение персонала: не нужно нанимать тьютора, снимать аудиторию, тратить время на подготовку и проведение курса;
  • большое количество времени на освоение материала. Возможность обдумать, вернуться к материалу, повторить пройденное, переслушать информацию еще раз.
  • большой охват аудитории;
  • универсальность информации - каждый получит одинаковую информацию, нет вариантов, когда лектор может что-то упустить или забыть;
  • подготовка заданий по уровню обучающегося;
  • широкий спектр ресурсов.

Самостоятельное асинхронное обучение

Недостатки:

  • ограниченность контакта с преподавателем, тренером, инструктором или коучем. Несмотря на то, что доступ к учителю есть, он может быть ограничен. Обучающийся не может задать вопрос мгновенно, а должен дождаться ответа по email или в чате;
  • создание цифровой базы знаний, когда материалы нужно переводить в электронный формат и приспосабливать к самостоятельному изучению;
  • периодическое обновление материалов в базе знаний, чтобы она всегда была актуальна;
  • снижение мотивации. Отсутствие контакта с преподавателем и другими учащимися вызывает чувство одиночества и снижению интереса;
  • низкий уровень дисциплины, так как нет постоянного контроля со стороны преподавателя;
  • возрастание нагрузка на преподавателя (из-за подготовки материалов и организации курса);
  • возможность не завершения курса или его неуспешного завершения из-за низкого самоконтроля и дисциплины. Для асинхронного обучения требуется высокий уровень дисциплины, сосредоточенности, ответственности и контроля;
  • возможные проблемы с интернетом или компьютером при работе онлайн;
  • отсутствие практики. Для вокала, иностранного языка, управления автомобилем, игры на музыкальном инструменте и для много другого практику приходится организовывать отдельно.

Несмотря на многие минусы, асинхронное обучение становится все более востребованным, как со стороны обучающихся, так и преподавателей и инструкторов.

Ресурсы асинхронного обучения:

  • электронная почта;
  • электронные рассылки;
  • курсы;
  • массовые онлайн курсы;
  • тренинги в записи;
  • электронные тесты;
  • база знаний;
  • обучающие платформы;
  • записи вебинаров и лекций
  • форумы и блоги;
  • подкасты;
  • скринкасты;
  • виртуальные игры;
  • приложения;
  • мессенджеры;
  • сетевые хранилища;
  • социальные.

В настоящее время дистанционное обучение (синхронное и асинхронное) активно применяется различных направлениях профессионального образования, дополнительного образования, а также в старших классах школы.