Методическая разработка "Технология проведения мастер-класса педагога УДОД"

Федорова Татьяна Васильевна

Методические рекомендации составлены в помощь педагогам дополнительного образования. В данных рекомендациях раскрыт алгоритм проведения мастер -класса, подробно рассмотрены технологии проведения МК. 

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_metodicheskie_rekomendatsii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Технология проведения мастер-класса»

Методические рекомендации составлены в помощь педагогам дополнительного образования. В данных рекомендациях раскрыт алгоритм проведения мастер -класса, подробно рассмотрены технологии проведения МК.

      Начнем с понятия мастер-класс. Что это такое?

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

    Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

        Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,
  • различные аспекты и приемы использования технологий,
  • авторские методы применения технологий на практике и др.

         Задачи мастер-класса:

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса.

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
  • кратко характеризуются основные идеи технологии;
  • описываются достижения в работе;
  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  • определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.
  1. Представление системы учебных занятий:
  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
  1. Проведение имитационной игры:
  • педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся  и экспертов, присутствующих на занятии.
  1. Моделирование:
  • педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;
  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
  1. Рефлексия:
  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Смысл мастер-класса.

     Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

     Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

     Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

    Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

      Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

Возможная модель проведения мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. 
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

  • овладение обще интеллектуальными способами деятельности;
  • развитие способности к рефлексии;
  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса

  1. Выберите  ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
  2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
  3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
  4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
  5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
  6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
  7. Составьте подробный план занятия.
  8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
  9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
  10.  Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.

Можно использовать другой вариант:

  1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
  2. Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
  3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию
  4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
  5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
  6. Это занятие не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.
  7. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего занятия.
  8. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
  9. Старайтесь показывать не только себя, но и участников.
  10.  Не бойтесь задавать трудные вопросы.
  11.  Проведите в конце краткий анализ занятия с участниками.

Алгоритм мастер-класса, автор Н.И. Ведерникова

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера 

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий) 

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. МК (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с участниками

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия  в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей занятия слушателями

5. Рефлексия 

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы: 

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.