Методическая разработка "Технология проведения мастер-класса педагога УДОД"
Методические рекомендации составлены в помощь педагогам дополнительного образования. В данных рекомендациях раскрыт алгоритм проведения мастер -класса, подробно рассмотрены технологии проведения МК.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_metodicheskie_rekomendatsii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Технология проведения мастер-класса»
Методические рекомендации составлены в помощь педагогам дополнительного образования. В данных рекомендациях раскрыт алгоритм проведения мастер -класса, подробно рассмотрены технологии проведения МК.
Начнем с понятия мастер-класс. Что это такое?
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий,
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Требования к организации и проведению мастер-класса:
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Алгоритм технологии мастер-класса.
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.
- Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на занятии.
- Моделирование:
- педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;
- мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
- Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Смысл мастер-класса.
Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям:
| Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса
- Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
- Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
- Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
- Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
- Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
- Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
- Составьте подробный план занятия.
- Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
- Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
- Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.
Можно использовать другой вариант:
- Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
- Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
- Нельзя весь мастер-класс читать лекцию
- Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
- Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
- Это занятие не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.
- Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего занятия.
- Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
- Старайтесь показывать не только себя, но и участников.
- Не бойтесь задавать трудные вопросы.
- Проведите в конце краткий анализ занятия с участниками.
Алгоритм мастер-класса, автор Н.И. Ведерникова
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. МК (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с участниками
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей занятия слушателями
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного занятия определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
- 1) Показ программы деятельности и т.п.
- 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- 3) Показ отдельных методов работы
- 4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.