Индивидуальное логопедическое занятие
Индивидуальное логопедическое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_logoped.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия (5-6 лет)
Тема:
«У лягушки на болоте»
Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].
Задачи:1) Развивать подвижность артикуляционного аппарата
2) Развивать речевой выдох
3) Вызвать звук [Ш]
4) Закрепить изолированное произношение звука [Ш]
5) Развитие фонематического слуха.
Оборудование:игрушка «Лягушка-болтушка», змейка, зеркало, мыльные пузыри, профиль артикуляции звука, предметные карточки со звуком [Ш] (карандаш, малыш, шалаш, камыш, ландыш, шоколад, шина, шалаш, штурвал).
Ход занятия
1. Организационный момент: (Миша, сегодня в гости к нам пришла «Лягушка-болтушка».Лягушка спрашивает:
– Здравствуй, (Миша) Знаешь где живет лягушка?
Ребенок отвечает:
2. Сообщение темы занятия:
Лягушка продолжает:
- Я живу на болоте, на болоте от ветра шумят камыши – ш-ш-ш-ш, а еще на болоте живет моя подружка Змейка, она умеет шипеть, вот так – ш –ш-ш
Логопед:
- сегодня мы будем учиться говорить звук [Ш], а лягушка нам в этом поможет.
3. Артикуляционная гимнастика. Упражнения показывает логопед и Лягушка-болтушка.
Лягушка:
-Для того, чтобы научиться правильно говорить, нужно размять язычок, повторяй за мной!
- «Улыбочка» Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении. Считаем до 10, загибаем пальчики.
- «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Считаем до 10, загибаем пальчики.
- «Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
- «Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
- «Остудим чаек» или «Парус» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
"Фокус" улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Развитие речевого выдоха. Ребенок надувает мыльные пузыри.
Лягушка:
- А давай сделаем себе язычок как у моей подружки змейки.
Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок. На кончик языка по центру прикрепить узкую полосу бумаги и подуть на нее. Полоска бумаги будет подниматься, напоминать язык змеи.
- Молодец, мы с тобой настоящие змейки.
4. Постановка звука
Объяснение правильной артикуляции «Ш»:
Слушай и повторяй за лягушкой! Подними широкий язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на маленькое расстояние и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
-Ребенок пробует произнести звук [Ш]
5. Анализ артикуляции звука:
• В каком положении находятся губы?
• В каком положении находятся зубы?
• Где находится кончик языка?
• Где находятся края языка?
• Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
6. Физ. минутка.
Пришло время немного подвигаться, повторяй за мной!
По ровненькой дорожке, (наклон туловища влево);
По ровненькой дорожке (наклон вправо);
Шагают наши ножки (шаг на месте); Шагают наши ножки
По пням, по кочкам (руки на поясе, прыжки в стороны);
по камушкам (руки на поясе, прыжки вперед – назад);
по камушкам, в ямку – бух! (присесть).
7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Давай сыграем в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши, когда услышишь «Ш».
С Ш Ж Ш З Ч Щ П Ш
АС АШ АЖ ЖА ЗА ШО АЖА АСА АША
СОНЯ КОШКА ШАПКА СУП ЖУК ШУТКА
8. Закрепление звука [Ш]
Лягушка:
- Посмотри кого я встретила! Познакомься это моя подружка Змейка. Змейка попросила помочь добраться ей до домика. Давай поможем.
Ребенок ведет Змейку по лабиринту и произносит звук [Ш]
Змейка, благодарит тебя за помощь
Лягушка:
- (Миша, Давай еще поиграем. Посмотри! Посмотри какие у меня есть картинки. Я буду называть начало слова, а ты его заканчивать звуком Ш.
Каранда. (Ш, малы. (Ш, камы. (Ш, шала. (Ш, ланды. (Ш)
- А теперь наоборот, ты называешь начало слова звуком Ш, а я заканчивать.
(Ш)околад, (Ш)ина, (Ш)алаш, (Ш)турвал
9. Итог:
Наше занятие заканчивается, Лягушка отправляется к себе на болото отдыхать.
Лягушка:
- здорово с тобой поиграли сегодня, давай покажем, чему мы сегодня научились. Пошумим как камыши (вместе с ребенком произносим ш-ш-ш) и пошипим, как настоящая змейка (вместе с ребенком произносим ш-ш-ш).
10. Оценка работы ребенка. Логопед: