Индивидуальное логопедическое занятие

Алехина Елена Николаевна

Индивидуальное логопедическое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya_logoped.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия (5-6 лет)

Тема:

«У лягушки на болоте»

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш].

Задачи:1) Развивать подвижность артикуляционного аппарата

2) Развивать речевой выдох

3) Вызвать звук [Ш]

4) Закрепить изолированное произношение звука [Ш]

5) Развитие фонематического слуха.

Оборудование:игрушка «Лягушка-болтушка», змейка, зеркало, мыльные пузыри, профиль артикуляции звука, предметные карточки со звуком [Ш] (карандаш, малыш, шалаш, камыш, ландыш, шоколад, шина, шалаш, штурвал).

Ход занятия

1. Организационный момент: (Миша, сегодня в гости к нам пришла «Лягушка-болтушка».Лягушка спрашивает:

– Здравствуй, (Миша) Знаешь где живет лягушка?

Ребенок отвечает:

2. Сообщение темы занятия:

Лягушка продолжает:

- Я живу на болоте, на болоте от ветра шумят камыши – ш-ш-ш-ш, а еще на болоте живет моя подружка Змейка, она умеет шипеть, вот так – ш –ш-ш

Логопед:

- сегодня мы будем учиться говорить звук [Ш], а лягушка нам в этом поможет.

3. Артикуляционная гимнастика. Упражнения показывает логопед и Лягушка-болтушка.

Лягушка:

-Для того, чтобы научиться правильно говорить, нужно размять язычок, повторяй за мной!

- «Улыбочка» Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении. Считаем до 10, загибаем пальчики.

- «Блинчик» Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Считаем до 10, загибаем пальчики.

- «Вкусное варенье» Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

- «Чашечка» Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

- «Остудим чаек» или «Парус» Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.

"Фокус" улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Развитие речевого выдоха. Ребенок надувает мыльные пузыри.

Лягушка:

- А давай сделаем себе язычок как у моей подружки змейки.

Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок. На кончик языка по центру прикрепить узкую полосу бумаги и подуть на нее. Полоска бумаги будет подниматься, напоминать язык змеи.

- Молодец, мы с тобой настоящие змейки.

4. Постановка звука

Объяснение правильной артикуляции «Ш»:

Слушай и повторяй за лягушкой! Подними широкий язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на маленькое расстояние и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

-Ребенок пробует произнести звук [Ш]

5. Анализ артикуляции звука:

• В каком положении находятся губы?

• В каком положении находятся зубы?

• Где находится кончик языка?

• Где находятся края языка?

• Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

6. Физ. минутка.

Пришло время немного подвигаться, повторяй за мной!

По ровненькой дорожке, (наклон туловища влево);

По ровненькой дорожке (наклон вправо);

Шагают наши ножки (шаг на месте); Шагают наши ножки

По пням, по кочкам (руки на поясе, прыжки в стороны);

по камушкам (руки на поясе, прыжки вперед – назад);

по камушкам, в ямку – бух! (присесть).

7. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай сыграем в игру «Ловишки». Хлопни в ладоши, когда услышишь «Ш».

С Ш Ж Ш З Ч Щ П Ш

АС АШ АЖ ЖА ЗА ШО АЖА АСА АША

СОНЯ КОШКА ШАПКА СУП ЖУК ШУТКА

8. Закрепление звука [Ш]

Лягушка:

- Посмотри кого я встретила! Познакомься это моя подружка Змейка. Змейка попросила помочь добраться ей до домика. Давай поможем.

Ребенок ведет Змейку по лабиринту и произносит звук [Ш]

Змейка, благодарит тебя за помощь

Лягушка:

- (Миша, Давай еще поиграем. Посмотри! Посмотри какие у меня есть картинки. Я буду называть начало слова, а ты его заканчивать звуком Ш.

Каранда. (Ш, малы. (Ш, камы. (Ш, шала. (Ш, ланды. (Ш)

- А теперь наоборот, ты называешь начало слова звуком Ш, а я заканчивать.

(Ш)околад, (Ш)ина, (Ш)алаш, (Ш)турвал

9. Итог:

Наше занятие заканчивается, Лягушка отправляется к себе на болото отдыхать.

Лягушка:

- здорово с тобой поиграли сегодня, давай покажем, чему мы сегодня научились. Пошумим как камыши (вместе с ребенком произносим ш-ш-ш) и пошипим, как настоящая змейка (вместе с ребенком произносим ш-ш-ш).

10. Оценка работы ребенка. Логопед: