Принципы и подходы Л.С.Выготского, актуальные для дошкольного образования. Зона ближайшего развития. (В помощь педагогу.)

Алехина Елена Николаевна

«На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга»… Л.С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_vygodskogo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы и подходы Л.С.Выготского, актуальные

для дошкольного образования. Зона ближайшего развития.

(В помощь педагогу.)

 

«На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга»… Л.С. Выготский

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике намного опередили время.

В настоящее время в новых стандартах образования большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья.

По существу, речь идет об осознанной обществом необходимости направить усилия системы образования на реализацию интеллектуального и личностного потенциала, творческой энергии растущих людей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни.

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

До введения ФГОС ДО  на  первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед  педагогами стоит новая задача: сформировать  компетентную,  социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.  И, конечно же, в реализации такой задачи мы обращаемся к трудам и опыту известнейших педагогов современности.

Таким образом, хотелось бы привести наиболее актуальные сегодня для дошкольного образования принципы, сформулированные Л.С. Выготским.

У каждого ребёнка есть желание учиться.

Свободная игра — основа будущих успехов ребёнка.

Важно то, чему он может научиться (зона ближайшего развития).

Задача взрослых — помогать ребёнку развиваться.

Из наиболее актуальных подходов Л.С. Выготского к педагогическому воспитанию детей, выделим следующие.

 1. Воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он самовоспитывается.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. То есть личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель тогда остаётся в том числе наблюдателем, корректно направляет и регулирует самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

·                ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

·                воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

·                среда между ребенком и воспитателем активна.

2. В отношении характера обучения ребенка в его развитии существуют крайние точки. Первая из этих крайних точек — это обучение ребенка до 3 лет (если понимать в широком смысле слова — так, как понимают его, когда говорят, что ребенок обучается речи между 1,5 и 3 годами). Можно сказать, что особенностью обучения ребенка до 3 лет является то, что ребенок этого возраста учится по своей собственной программе. Это видно на примере речи. Последовательность стадий, которые проходит ребенок, длительность каждого этапа, на котором он задерживается, определяется не программой матери, а в основном тем, что ребенок сам берет из окружающей среды. Конечно, развитие речи ребенка изменяется в зависимости от того, будет ли ребенок иметь вокруг себя богатую или бедную речь, но программу обучения речи ребенок определяет сам. Этот тип обучения принято называть спонтанным.

3. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. Всякое обучение, понимаемое в широком смысле слова (и обучение речи в том числе), связано с возрастом, но обычно, когда говорят о сроках обучения, имеют в виду только нижнюю границу, т.е. понимают, что нельзя, скажем, обучать грамоте шестимесячного младенца, что нельзя обучать грамоте трехлетнего ребенка, иначе говоря, все понимают, что ребенок в своем развитии должен достигнуть известной степени зрелости, он должен приобрести в ходе развития известные предпосылки для того, чтобы самое обучение данному предмету сделалось возможным. Однако обратим внимание на тот первостепенной важности для воспитания факт, что для обучения существует и верхняя оптимальная граница.

4. Факт наличия оптимальных сроков обучения приводит нас к следующему моменту, нужному нам для дальнейшего анализа, мы говорим: для того чтобы началось какое-нибудь обучение, необходимо, чтобы какие-то особенности ребенка, какие-то его качества и свойства созрели уже до известной степени. Но разве развитие определяется только созревшими уже чертами личности ребенка, или же для нас важны и те свойства ребенка, которые находятся еще в стадии созревания, которые еще не дошли до зрелости? Исследование показывает, что для всех процессов воспитания и образования наиболее существенными оказываются именно эти, находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы. Вот чем и объясняется то явление, что слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти еще несозревшие процессы, теряет возможность их организовать, поправить известным образом и т.д. Таким образом мы переходим к пониманию «зоны ближайшего развития» и умению учитывать её в педагогической деятельности.

5. Зона ближайшего развития — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

·         Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).

·         Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

· от потребностей ребенка;

· от его возможностей;

· от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Таким, образом, подводя итог, отметим, что для взрослого стоит задача строить встречу с ребенком на территории игры, образовательной деятельности, непосредственно-эмоционального или личностного общения — и это всегда новая ситуация, как бы ни был искушен взрослый в решении похожих задач.  Задача нова для взрослого потому, что он впервые ищет способ корреляции своего действия с действием именно этого ребенка таким образом, чтобы в месте встречи двух действий возникло нечто новое (и по возможности ничего не было разрушено). Это процесс творческий, требующий, помимо базовых знаний и навыков, умения импровизировать.

Источники:
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2006/n4/Tsukerman_full.shtml [Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития - Культурно-историческая психология - 2006. Том. 2, № 4]

https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600812

https://mel.fm/shkola/7891205-vygotsky_cult

https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564