Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриоты Кубани»

Рубан Яна Сергеевна

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных задач государства и общества.

Духовно-нравственная и патриотическая работа с детьми – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в Россию, свою малую Родину – Кубань.

Долгосрочной задачей программы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании является защита ума, души и чувств подрастающего поколения от массированного, негативного, информационно-психологического воздействия, создания образа защитника Отечества, вдохновляемого исконно присущими ценностями нашей истории и культуры.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Патриоты Кубани» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для духовно-нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Принята на заседании

педагогического совета

от «25» августа 2023 г.

Протокол № 6

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

ГКУ СО КК

«Каневской СРЦН»

«25» августа 2023г. № 140

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриоты Кубани»

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок реализации: 1 год

Объем программы: 53 часа

                                                        Составители программы:

                                                        Иващенко Лариса Александровна,

                                                        воспитатель отделения диагностики

                                                        и социальной реабилитации;

                                                        Рубан Яна Сергеевна,

                                                        воспитатель отделения диагностики

                                                        и социальной реабилитации;

                                                        Французова Ольга Александровна

                                                        воспитатель отделения диагностики

                                                        и социальной реабилитации

                                                

        

ст. Новоминская

2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных задач государства и общества.

Духовно-нравственная и патриотическая работа с детьми – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в Россию, свою малую Родину – Кубань.

Долгосрочной задачей программы в духовно-нравственном и патриотическом воспитании является защита ума, души и чувств подрастающего поколения от массированного, негативного, информационно-психологического воздействия, создания образа защитника Отечества, вдохновляемого исконно присущими ценностями нашей истории и культуры.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Патриоты Кубани» имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для духовно-нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 628-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года;

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2023 год);

Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Каневской СРЦН»;

Устав ГКУ СО КК «Каневской СРЦН».

Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, военно-спортивные игры) и диагностических методик, по оценке качества патриотического воспитания.

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних выносится на верхние планки государственными органами власти, создаются различные программы по этому роду деятельности, также в связи с тем, что современная молодежь далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Адресат программы: несовершеннолетние 7-18 лет

Объем программы: общее количество – 52 часа

Режим занятий: 1 раз в неделю по 45 минут (1 академический час)

Форма занятий: индивидуальные и групповые.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств на основе отечественных историко-культурных ценностей.

Задачи программы:

Обучающие:

формировать у воспитанников представления об истоках русской духовной культуры, основах православия, о жизни и подвигах доблестных военачальников, кубанских казаков, почитаемых святых.

Развивающие:

развивать в сознании воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Воспитательные:

воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к традициям, патриотизм и любовь к родному краю.

Коррекционные:

раскрыть положительные качества ребенка;

формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

1.3. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Патриоты Кубани»

п/п

Название модулей

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Модуль 1. Патриот

18

9

9

2.

Модуль 2. Истоки православия

17

8,5

8,5

3.

Модуль 3. Кубанский курень

18

9

9

ВСЕГО

53

26,5

26,5

1.4. Содержание программы

Модуль 1 «Патриот»

Занятие 1.1. Государственная символика России

Теоретическое занятие:  презентация «Символика России. История происхождения флага, герба, гимна».

Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Символика России».

Занятие 1.2. О доблести, о подвиге, о славе

Теоретическое занятие: беседа «Героизм, храбрость и мужество русской армии». Презентация «Доблесть и подвиги солдат».

Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Мужество и подвиги».

Занятие 1.3. Герои земли русской

Теоретическое занятие: презентация «Герои русской земли, викторина «Герои земли русской».

Практическое занятие: конкурс рисунков на тему «Герои земли русской».

Занятие 1.4. День народного единства

Теоретическое занятие:  презентация «Россия – моя страна».

Практическое занятие: игра - путешествие «Мы едины».

Занятие 1.5. Моя земля – моя Россия, в единстве наша сила

Теоретическое занятие: презентация «В единстве наша сила».

Практическое занятие: создание видеоролика «День народного единства», презентация видеоролика.

Занятие 1.6. Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить

Теоретическое занятие: правила техники безопасности во время спортивных мероприятий.

Практическое занятие: спортивно – патриотическая игра «Родине служить».

Занятие 1.7. Боевая техника войны 

Теоретическое занятие:  презентация «Военная техника. Изменения техники со временем».

Практическое занятие: изготовление поделок, конкурс рисунков «Боевая техника».

Занятие 1.8. Поверь в свои силы

Теоретическое занятие: правила техники безопасности во время спортивных мероприятий.

Практическое занятие: военно-патриотическая игра по станциям «Быстрее, выше, сильнее».

Занятие 1.9. Никто не забыт, ничто не забыто

Теоретическое занятие: презентация «Русская военная история, воинская традиция».

Практическое занятие: изготовление стенгазеты на военную тематику.

Занятие 1.10. Родина моя – Россия

Теоретическое занятие:  видеоролик «Моя Родина – Россия».

Практическое занятие: игра «Достопримечательности нашей Родины.

Занятие 1.11. Тимуровцы

Теоретическое занятие: презентация «Основные направления деятельности тимуровского движения».

Практическое занятие: игра-путешествие «Тимур и его команда».

Занятие 1.12. Салют Победы! 

Теоретическое занятие: беседа  «Великая Победа».

Практическое занятие: спортивно-патриотическая игра «Салют Победы».

Занятие 1.13. Подвигу народа жить в веках

Теоретическое занятие:  видеоролик  «Подвиги женщин в годы Великой Отечественной войны»

Практическое занятие: игра – путешествие  «Подвиги народа».

Занятие 1.14. Зарница

Теоретическое занятие: правила техники безопасности во время спортивных мероприятий.

Практическое занятие: спортивно-патриотическая игра «Зарница».

Занятие 1.15. Пионеры-герои Великой Отечественной войны

Теоретическое занятие: беседа «Дети-герои Великой Отечественной войны»,  викторина «Пионеры-герои».

Практическое занятие: изготовление коллажа «Дети-герои».

Занятие 1.16 Солнечный круг

Теоретическое занятие:  презентация  «Солнечный круг».

Практическое занятие: конкурс военно-патриотической песни «Солнечный круг».

Занятие 1.17 Мир планете Земля!

Теоретическое занятие: видеокруиз «Мир на земле».

Практическое занятие: изготовление тематического коллажа «Мир на планете».

Занятие 1.18  Никто не забыт, ничто не забыто

Теоретическое занятие: видеокруиз «Никто не забыт, ничто не забыто».

Практическое занятие: изготовление тематического коллажа «Никто не забыт».

Модуль 2 «Истоки православия»

Занятие 2.1. Рождество Пресвятой Богородицы

Теоретическое занятие: рассказ В. Николаева «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Практическое занятие: кейс-игра «Рождество Богородицы».

Занятие 2.2. Мой небесный покровитель

Теоретическое занятие: беседа-диалог. Кто такие ангелы? Кто является небесным покровителем человека? Явление ангелов людям. Кто может увидеть ангела? Чтение сказки О. Таутько «Небесный гость».

Практическое занятие: конкурс рисунков «Мой ангел».

Занятие 2.3. Что в имени моем

Теоретическое занятие: беседа «Значение имени и фамилии, почему нужно дорожить своим именем», рассказ Е. Кумагерчик «Весна в душе», викторина «Мое имя».

Практическое занятие: игра «Мое имя».

Занятие 2.4. День Святого Георгия Победоносца

Теоретическое занятие: рассказ «Подвиг  Святого Георгия Победоносца. Храм Христа Спасителя».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.5. Сила материнской любви

Теоретическое занятие: рассказ «Женщины, прославленные в лике святых. Молитва матери», сказка «Кукушка», устный опрос «Сила любви».

Практическое занятие: кейс - игра «Сила любви».

Занятие 2.6. Рождество Христово

Теоретическое занятие: презентация «История праздника Рождества Христова и народные традиции».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.7. Живая вода

Теоретическое занятие: беседа «Значение праздника Крещения Господня и народные обычаи», рассказ И.С. Шемелева «Лето Господне», устный опрос «Живая вода».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.8. Женщины – святые Руси

Теоретическое занятие: беседа «Женщины, прославленные в лике святых, их кротость, мудрость, преданность, любовь и способность ценить все самое прекрасное в мире», притча «Лучшая учительница»

Практическое занятие:  конкурс рисунков «Лучшая учительница».

Занятие 2.9. О прощении

Теоретическое занятие: познавательная беседа «Обычай покаяния в «прощеный день», рассказ З. Кистеневой «Прощение».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.10. О любви к животным

Теоретическое занятие: беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили». Отношение к животным христианских святых, о народном обычае выпускать птиц на праздник Благовещения. Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Ромашка», устный опрос «Забота о животных».

Практическое занятие: конкурс рисунков «Мы в ответе за животных».

Занятие 2.11. Пасхальная радость 

Теоретическое занятие: беседа  «Воскресение Христово».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.12. Крашенки

Теоретическое занятие: викторина «Пасхальная радость».

Практическое занятие: творческая мастерская, изготовление пасхальных яиц в различных техниках, выставка детских творческих работ, участие в конкурсе в сети Интернет.

Занятие 2.13. Святая Троица

Теоретическое занятие: презентация «Традиции праздника «Святая Троица».

Практическое занятие: чтение стихов о березе, игра «Береза-символ красоты», народные игры, хороводы.

Занятие 14. Святая любовь

Теоретическое занятие: просмотр мультфильма «Сказания о Петре и Февронии». Обсуждение.

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.15. Крещение Руси

Теоретическое занятие:  видеоролик «История Крещения Руси, игра «Я знаю свою историю».

Практическое занятие: фольклорная программа «История праздника».

Занятие 2.16. Яблочный Спас 

Теоретическое занятие: презентация «Яблочный Спас».

Практическое занятие: фольклорная программа. «История праздника».

Занятие 2.17. Святая Матрона

Теоретическое занятие: презентация «Житие блаженной старицы Матроны».

Практическое занятие:  конкурс рисунков «История праздника».

Модуль 3 «Кубанский курень»

Занятие 3.1. Кубань родимая земля

Теоретическое занятие:  видеоролик «Мой край – моя Кубань». Природные богатства Кубани: горы, леса, реки, озера и моря края. Водопады и пещеры, на территории Кубани. Районы, города и станицы кубанской земли. Достопримечательности Краснодарского края. Викторина «Родина моя».

Практическое занятие:  игра «Мой край родной».

Занятие 3.2. Государственные символы Краснодарского края

Теоретическое: презентация «Символы Краснодарского края».

Практическое занятие: игра-путешествие по станциям  «Моя Кубань»

Занятие 3.3. Краснодар – столица Кубани

Теоретическое занятие: виртуальная экскурсия по г. Краснодару, видеоролик  «Памятники г. Краснодара». Викторина: «Главный город Кубани».

Практическое занятие: игра-путешествие «Столица Кубани».

Занятие 3.4. Кубань моя, степная дочь России!

Теоретическое занятие: презентация «Природный и животный мир Кубани», мозговой штурм «Кто где живет»

Практическое занятие: конкурс рисунков «Природный мир Кубани».

Занятие 3.5. Кубань – родная сторона, Кубань – казачий край

Теоретическое занятие: презентация «Быт и традиции черноморских и линейных казаков. Одежда казаков. Лошадь в жизни казака. Казачий говор».

Практическое занятие: составление альбома «Быт и культура кубанских казаков».

Занятие 3.6. Традиции празднования Нового года на Кубани

Теоретическое занятие: презентация «История празднования Нового года».

Практическое занятие: игры-эстафеты «Гонки на лыжах», «Катание на санках», «Взятие снежной крепости».

Занятие 3.7. Ты, Кубань, ты наша Родина

Теоретическое занятие:  видеоролик «Атамань». История создания этнографического комплекса «Атамань», устный опрос.

Практическое занятие: фольклорная программа  «Атамань».

Занятие 3.8. Кубань – жемчужина России

Теоретическое занятие: викторина «Культура Кубани, традиции казаков, фольклорных жанрах, видеокруиз «Моя Кубань».

Практическое занятие: игра «Жемчужина России».

Занятие 3.9. Цвети, Кубань, родимая земля!

Теоретическое занятие: викторина «Цвети, Кубань!».

Практическое занятие: фольклорная программа  «Моя малая Родина».

Занятие 3.10. О своем крае мы все узнаем

Теоретическое занятие: презентация «Свой край».

Практическое занятие: инсценировка народных пословиц и поговорок, загадки, игры «У куцой Бабы», «Ярок».

Занятие 3.11. Казачьему роду – нет переводу

Теоретическое занятие: видеокруиз «Казачьему роду – нет переводу».

Практическое занятие: спортивные  игры «Казачий край».

Занятие 3.12. Край мой – вдохновенья колыбель 

Теоретическое занятие: презентация: «Художники, писатели, ученые Кубани, внесшие огромный вклад в развитие и процветание региона». Викторина: «О ком идёт речь?».

Практическое занятие: конкурс рисунков «Край мой».

Занятие 3.13. Лишь запоет Кубанский хор

Теоретическое занятие: жизнь и творчество руководителя хора В. Захарченко. Презентация «История Кубанской песни». Слушание песен в исполнении Кубанского Казачьего хора, устный опрос.

Практическое занятие: фольклорная программа «История кубанского хора».

Занятие 3.14. Казачий костюм

Теоретическое занятие: презентация «Одежда казака: парадный, военный костюм».

Практическое занятие: конкурс рисунков казачьей одежды .

Занятие 3.15. Спортивные надежды Кубани

Теоретическое занятие: презентация «Спорт Кубани».

Практическое занятие: спортивные состязания «Сила и спорт Кубани».

Занятие 3.16. Живи и процветай кубанский край! 

Теоретическое занятие: дискуссия   «Моя малая Родина».

Практическое занятие: фольклорная программа «История малой Родины».

Занятие 3.17. Молодежь Кубани – это сила! 

Теоретическое занятие:  презентация «Мы – молодые, мы – сильные». Заочное знакомство с передовой молодежью края.

Практическое занятие: танцевальный флеш-моб  «Молодежь Кубани».

Занятие 3.18. Кубань – родная сторона

Теоретическое занятие: викторина «Просторы Кубани».

Практическое занятие: игра – путешествие  «Просторы Кубани».

1.5.        Планируемые результаты

Воспитанники будут знать об истоках русской духовной культуры, основы православия, о жизни и подвигах доблестных военачальников, кубанских казаков, почитаемых святых.

Несовершеннолетние будут уметь  проявлять патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Обучающиеся будут владеть чувством гордости за свой народ, уважением к традициям, патриотизмом и любовью к родному краю.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Патриоты Кубани»

№ п/п

Дата проведения

Название модулей и тем

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятия

Практи-

ческие

занятия

Модуль 1 «Патриот»

18

9

9

1.

Занятие 1.1. «Государственная символика»

1

0,5

0,5

2.

Занятие 1.2. «О доблести, о подвиге, о славе»

1

0,5

0,5

3.

Занятие 1.3. «Герои земли русской»

1

1

0,5

4.

Занятие 1.4. «День народного единства»

1

1

0,5

5.

Занятие 1.5. «Моя Земля – моя Россия, в единстве наша сила»

1

0,5

0,5

6.

Занятие 1.6. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить»

1

0,5

0,5

7.

Занятие 1.7. «Боевая техника войны»

1

0,5

0,5

8.

Занятие 1.8. «Поверь в свои силы»

1

0,5

0,5

9.

Занятие 1.9. «Никто не забыт, ничто не забыто»

1

0,5

0,5

10.

Занятие 1.10. «Родина моя – Россия»

1

0,5

0,5

11.

Занятие 1.11. «Тимуровцы»

1

0,5

0,5

12.

Занятие 1.12. «Салют Победы!»

1

0,5

0,5

13.

Занятие 1.13. «Подвигу народа жить в веках»

1

0,5

0,5

14.

Занятие 1.14. «Зарница»

1

0,5

0,5

15.

Занятие 1.15. «Пионеры – герои ВОВ»

1

0,5

0,5

16.

Занятие 1.16. «Солнечный круг»

1

0,5

0,5

17.

Занятие 1.17. «Мир планете Земля!»

1

0,5

0,5

18.

Занятие 1.18. «Никто не забыт, ничто не забыто»

1

0,5

0,5

Модуль 2 «Истоки православия»

17

8,5

8,5

19.

Занятие 2.1. «Рождество Пресвятой Богородицы»

1

0,5

0,5

20.

Занятие 2.2. «Мой небесный покровитель»

1

0,5

0,5

21.

Занятие 2.3. «Что в имени моем»»

1

0,5

0,5

22.

Занятие 2.4. «День Георгия Победоносца»

1

0,5

0,5

23.

Занятие 2.5. «Сила материнской любви»

1

0,5

0,5

24.

Занятие 2.6. «Рождество Христово»

1

0,5

0,5

25.

Занятие 2.7. «Живая вода»

1

0,5

0,5

26.

Занятие 2.8. «Женщины – святые Руси»»

1

0,5

0,5

27.

Занятие 2.9. «О прощении»

1

0,5

0,5

28.

Занятие 2.10. «О любви к животным»

1

0,5

0,5

29.

Занятие 2.11. «Пасхальная радость»

1

0,5

0,5

30.

Занятие 2.12. «Крашенки»

1

0,5

0,5

31.

Занятие 2.13. «Святая Троица»

1

0,5

0,5

32.

Занятие 2.14. «Святая любовь»

1

0,5

0,5

33.

Занятие 2.15. «Крещение Руси»

1

0,5

0,5

34.

Занятие 2.16. «Яблочный Спас»

1

0,5

0,5

35.

Занятие 2.17. «Святая Матрона»

1

0,5

0,5

Модуль 3 «Кубанский курень»

18

9

9

36.

Занятие 3.1. «Кубань – родимая земля!»

1

1

-

37.

Занятие 3.2. «Государственные символы Краснодарского края»

1

-

1

38.

Занятие 3.3. «Краснодар – столица Кубани»

1

1

-

39.

Занятие 3.4. «Кубань моя, степная дочь России!»

1

1

-

40.

Занятие 3.5. «Кубань – родная сторона, Кубань – казачий край»

1

0,5

0,5

41.

Занятие 3.6. «Традиции празднования Нового года»

1

-

1

42.

Занятие 3.7. «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

1

1

-

43.

Занятие 3.8. «Кубань – жемчужина России»

1

1

-

44.

Занятие 3.9. «Цвети, Кубань, родимая земля!»

1

1

45.

Занятие 3.10. «О своем крае мы все узнаем»

1

1

46.

Занятие 3.11. «Казачьему роду – нет переводу»

1

1

47.

Занятие 3.12. «Край мой – вдохновенья колыбель»

1

1

-

48.

Занятие 3.13. «Лишь запоет кубанский хор»

1

1

-

49.

Занятие 3.14. «Казачий костюм»

1

0,5

0,5

50.

Занятие 3.15. «Спортивные надежды Кубани»

1

1

51.

Занятие 3.16. «Живи и процветай кубанский край!»

1

1

-

52.

Занятие 3.17. «Молодежь Кубани – это сила!»

1

0,5

0,5

53.

Занятие 3.18. «Кубань – родная сторона»

1

0,5

0,5

ВСЕГО

53

26,5

26,5

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

детская и специальная литература необходимой тематики;

мультимедийное оборудование;

интерактивная доска;

фотоаппарат;

музыкальный центр;

дидактические и наглядные пособия;

записи с песнями военных лет;

карты, атлас Российской Федерации и Краснодарского края;

символика Российской Федерации, Краснодарского края и Каневского района.

  1. Формы контроля (аттестации) планируемых результатов

Программой «Патриоты Кубани» предусматривается текущий вид контроля. Результативность образовательной деятельности определяется способностью воспитанников расширять круг знаний, приумножать умения и практические навыки.

Оценка результатов усвоения программы предполагает:

педагогическое наблюдение за процессом выполнения заданий;

ежедневное краткое подведение итогов;

опрос;

самостоятельная работа;

педагогический мониторинг – ведение журнала посещаемости;

выставки детских творческих работ воспитанников;

участие воспитанников в творческих конкурсах, выставках, фестивалях муниципального, регионального, федерального уровней, в том числе в сети Интернет;

фотоотчёт;

презентации.

2.4. Оценочные материалы

Диагностика результативности прохождения программы:

Приложение 1. Модуль 1 «Патриот»

Проверочный тест «Патриот».

Анкета «Государственные праздники России. Государственная символика России» (Метод «Незаконченное предложение»).

Приложение 2. Опросы. Модуль 2 «Истоки православия»

Приложение 3. Модуль 3 «Кубанский курень»

Анкетирование «Что такое малая Родина» (Метод незаконченных предложений).

Анкета «Мы - граждане России» (Метод «Незаконченное предложение»).

Анкета «Достопримечательности нашей малой Родины» (Метод «Незаконченное предложение»).

Диагностика  воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств.

2.5. Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

принцип единства коррекционных и развивающих задач;

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;

принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;

принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;

принцип доступности и последовательности предполагает построение обучающего процесса от простого к сложному.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

игровой.

Формы работы:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, в ходе которой излагаются сведения, которые иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами, поэтическими и музыкальными примерами.

Практические занятия, где дети занимаются изготовлением различных поделок, принимают участие в выставках.

Фольклорные программы, спортивные мероприятия, в ходе проведения которых дети развивают двигательную активность, приобщаются к занятиям спортом.

Использование разнообразных форм позволяет оптимизировать нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат в группе, высокую мотивацию на изучение материала, через практическую деятельность.

Педагогические технологии используемые при реализации программы

№ п/п

Название

Цель

Механизм

Результат 

применения

1.

Технология развивающе

го обучения

Развитие личности и ее способностей

Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы»

Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом

2.

Личностно-ориентиро-

ванная технология

Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности

Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения

Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей

3.

Здоровьесбе

регающая технология

Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья

Создание совокупности организационных, обучающих условий

Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления

4.

Игровая технология

Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта

Включение обучающихся в процесс игровой деятельности

Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника

Кадровое обеспечение:

        Программа реализуется педагогами, имеющими педагогическое образование, образовательный ценз которых подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации.

Прошли профессиональную переподготовку с присвоением квали-фикации «Педагог дополнительного образования», 2020 год.

Прошли курсы повышения квалификации в ГКУ КК «Краевой методический центр» по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика, и методика дополнительного образования детей и взрослых: актуальные технологии», 2023 год.

Раздел 3. Список используемой литературы

Основная литература

        1. Александр Худошин Бисер небесный. Рассказы о святых для детей, Москва, 2019.

        2. Дорофеева, Т.Г. Русская Православная Церковь и патриотическое воспитание: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. – Пенза: РИО ПГАУ, 2018. – 220 с. – ISBN 978-5- 94338-896-5. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/654779 (дата обращения: 07.04.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользо-вателей. – Текст: электронный.

        3. Литвинская С. А. «Красная книга» кубанской степи / С. А. Литвинская. – Краснодар: Традиция, 2014. – 256 с.

        4. Лотышев И. П. Кубанские легенды / И. П. Лотышев, И. В. Жерноклёв. – Майкоп: ООО Полиграф-ЮГ, 2016. – 192 с.

                

Дополнительная литература

5. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / главный редактор Л. П. Кураков. – Чебоксары: ЧГИКИ, 2020. – 376 с. – ISBN 978-5-9903572-0-4. – URL: https://e.lanbook.com/book/165927 (дата обращения: 07.04.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.

6. Слободчиков, Виктор. Патриотизм - диалог о самом важном: сегодня и всегда: беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором Виктором Ивановичем Слободчиковым / В. Слободчиков, // Воспитание школьников. - 2021. - № 3. - С. 3-12.

7. Усанов Д.А. составитель. Патриотизм как феномен современной общественной жизни: сборник статей / Сарат. нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского; предисловие А. Н. Чумаченко. – 2-е издание, дополненное. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2018. – 88, [3] с.: фото. – ISBN 978-5-292-04521-2. Место хранения: ОХФ, ОУООПН-ЧЗ 13

8. Юров, И. А. Формирование гражданских и патриотических ценностных ориентаций у молодежи: монография / И. А. Юров. – Москва: Русайнс, 2020. – 132 с. – ISBN 978-5-4365-5976-6. – URL: https://www.book.ru/book/939529 (дата обращения: 07.04.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный

Интернет-ресурсы

        1. http://reshma.nov.ru

        2. http://www.portal-slovo.ru

        3. http://www.7ya.ru/

        4. http://www.gospatriotprogramma/ru/

5. http://rospatriotcentr.ru/

Приложение 1.

Проверочный тест  модуль 1 «Патриот»

Цель: проверить уровень сформированности у воспитанников первоначальных знаний о своей семье, родном городе, государственных символах страны.

Критерии оценки знаний воспитанников

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – высокий уровень;

8-9 баллов – средний уровень ;

6-7 баллов - низкий уровень;

менее 6 баллов – не сформированы понятия.

1. Закончи предложение: Наша страна называется _____________

2. Выбери и отметь правильный ответ: Столица России – город:

а) Москва;                                                в) Екатеринбург;

 б) Санкт-Петербург;                              г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ. Главой нашего государства является:

а) король;                                                    в) мэр;

б) губернатор;                                             г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ. Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                         в) Всеобщая декларация прав человека;

 

б) Конвенция о правах ребёнка.

 

5. Закончи предложение: Гимн, флаг, герб – это __________________________________________________________________

6. Выбери и отметь правильный ответ. Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                             в) Всеобщая декларация прав человека.

 

б) Конвенция о правах ребёнка;

7. Раскрась российский флаг в его цвета: 

8. Обведи правильный ответ. Человек считается ребёнком до:

а) 14 лет;                                      в) 18 лет;

б)16 лет;                                       г) 20 лет.

9. Закончи предложение: Я имею право на _____________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале? __________________________________________________________________

12. Соедини линиями дату и название праздника: 

23 февраля                                                 День России

4 ноября                                                    День защитника Отечества

12 июня                                                     День согласия и примирения

Анкета «Государственные праздники России.

Государственная символика России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1.    Какие государственные праздники ты знаешь?

Я знаю ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................…………………………………………………………….

2.    Какого числа наша страна празднует свой День рождения?

Свой День рождения Россия празднует …………………………………………………………………………………............................…………………………………………………………………………..

3.    Кто управляет нашей страной?

Нашей страной управляет ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4.    Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.

Президенты России: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.    Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.

Государственные символы

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6.    Какие символы есть у нашего города?

У нашего города есть

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение 2.

Опросы. Модуль 2 «Истоки православия»

Вопрос № 1. Что в православном учении имеет высшую ценность?

Ответы:

А. Поступки.

В. Мысли.

С. Душа.

Д. Тело.

Вопрос № 2. Что такое внутренний мир человека?

Ответы:

А. Мысли, желания, мечты, знания.

В. Разум, свобода, любовь, творчество.

С. Поступки и поведение.

Д. Воспитание и образование человека

Вопрос № 3. Что лечит душу человека?

Ответы:

А. Добрые мысли

В. Добрые бескорыстные дела.

С. Добрые мысли и бескорыстные дела.

Д. Поступки, которые совершает человек для других.

Вопрос № 4. Когда человеку стыдно за свой поступок, он краснеет. Обычно в таких случаях говорят:

Ответы:

А. «Душа болит»

В. «Душа плачет»

С. «Душу не обманешь»

Д. «Совесть не обманешь»

Вопрос № 5. Что значит «болит душа»?

Ответы:

А. Когда человек стал злым и бессердечным.

В. Когда человеку никого не жаль.

С. Когда человеку небезразлична чужая боль.

Д. Когда человек стал жадным.

Вопрос № 6. В Библии идёт речь о создании человеческой души . Откуда у человека душа?

Ответы:

А. От Бога.

В. От Земли.

С. От скотов и гадов.

Д. От космических сил.

Тема: Совесть и раскаяние

Вопрос № 1. Что, по канонам православной веры считается грехом?

Ответы:

А. Недобрый поступок, за который человека могут лишить свободы.

В. Недобрый поступок, за который человеку бывает стыдно.

С. Недобрый поступок, за который человека осуждают другие люди

Д. Недобрый поступок, который отдаляет человека от добра.

Вопрос № 2. Как звали одного из апостолов, который отрёкся от Иисуса Христа?

Ответы:

А. Пётр

В. Павел

С. Иоанн

Д. Матфей

Вопрос № 3. Какая роль определена для совести?

Ответы:

А. Уберегать от общения с плохими людьми.

В. Учить, как избежать наказания.

С. Подсказывать человеку правильное поведение.

Д. Учить молчать и ничем ни с кем не делиться.

Вопрос № 4. Что, по канонам православной религии называется раскаянием?

Ответы:

А. Признание своих плохих поступков

В. Желание исправить поступок.

С. Выталкивание состояния греха из своей памяти.

Д. Выталкивание состояния греха из своего сердца

Вопрос № 5. Какую молитву приносят верующие Богу в раскаянии?

Ответы:

А. Благодарственную

В. Покаянную

С. Просительную

Д. Славословие

Вопрос №6 Что значит, по канонам православной религии искупить грех?

Ответы:

А. Покаяться и забыть о нём.

В. Покаяться и сделать что-то хорошее.

С. Покаяться и больше ничего подобного не делать

Д. Забыть о грехе и ничего подобного не делать

Тема «Милосердие и сострадание»

Вопрос № 1. Что значит милосердие?

Ответы:

А. Неравнодушие к чужой беде.

В. Сострадание  к своим близким

С. Неравнодушие к беде своей семьи.

Д. Переживание за всех людей на земле

Вопрос № 2. К чему призывал Бог людей? (Вспомни дословно)

Ответы:

А. Помогать ближнему в беде.

В. Люби ближнего своего, как самого себя.

С. Не обижай ближнего.

Д. Отдай ближнему последнюю рубашку.

Вопрос № 3. Кого из людей по учению Бога можно считать ближним?

Ответы:

А. Любого человека, у которого появились проблемы.

В. Близких людей и родственников.

С. Родители.

Д. Любого человека, у которого случилась беда.

Вопрос № 4. Что такое милостыня?

Ответы:

А. Деньги, которые подают бедным людям

В. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу родителей

С. Любое милосердное дело, которое сделано по приказу начальника

Д. Любое милосердное дело, которое сделано бескорыстно

Вопрос № 5. Что значит  помогать бескорыстно?

Ответы:

А. Не сообщая никому

В. Не требуя благодарности взамен

С. За небольшую плату

Д. Бесплатно, но взамен получать  дружбу.

Вопрос № 6. Кто такие сёстры милосердия?

Ответы:

А. Женщины, которые трудятся бесплатно.

В. Монахини, которые ухаживают за больными

С. Женщины, которые помогают больным деньгами

Д. Монахини, которые трудятся в больницах, домах престарелых, сиротских приютах

Тема. Зачем творить добро?

Вопрос № 1. Как звучит золотое правило этики?

Ответы:

А. «Как с вами поступают, так и вы поступайте»

В. « Плати той же монетой, что и тебе заплатили»

С. «Как хотите, чтобы с вами поступали с люди, так поступайте и вы с ними»

Д. «Если хотите, чтобы с вами поступали хорошо, так поступайте хорошо и вы с ними»

Вопрос № 2. Кого император Нерон обвинил в поджоге города?

Ответы:

А. Жителей города.

В. Армию противника.

С. Апостола Петра

Д. Верующих христиан.

Вопрос № 3. Кого встретил апостол Пётр, когда уходил из Рима?

Ответы:

А. Императора Нерона.

В. Апостола Андрея.

С. Иисуса Христа.

Д. Персидского царя.

Вопрос № 4. Кого называют «святым»?

Ответы:

А. Верующий, в душе которого появилась надежда.

В. Верующий, в душе которого появился духовный опыт.

С. Верующий, в душе которого появилась вера в Бога.

Д. Верующий, в душе которого появилась радость .

Вопрос № 5.  Зачем человеку творить добро?

Ответы:

А. Добро совершённое для кого-то приносит душе пользу.

В. Добро совершённое для кого-то приносит душе  плату.

С. Добро совершённое для кого-то приносит душе  радость.

Д. Добро совершённое для кого-то приносит душе  удовольствие.

Вопрос № 6. Как дикарь воспринял благодарность царя за спасение?

Ответы:

А. Как бесполезный дар.

В. Как наказание.

С. Как чудесный подарок.

Д. Как великую милость.

Приложение 3

Анкетирование  «Что такое малая Родина»

(Метод незаконченных предложений)

1.    Что такое Родина?

Родина  - это ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………

Малая  Родина – это ……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

2.    Как называется твоя Родина?

Моя Родина называется ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3.    Как называется твоя малая Родина?

Моя малая Родина называется ……………………………………………................................…………………….

4.    Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Свою Родину я ……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

5.    Что значит «любить свою Родину»?

Любить свою Родину – это значит

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.    Что значит «защищать свою Родину»?

Защищать свою родину, значит ……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

7.    Какой должна быть твоя Родина?

Моя Родина должна быть ………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

8.    Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Для своей Родины я могу ………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Анкета «Мы - граждане России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1.    Гражданин – это ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2.    Закон – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.    Конституция – это ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.    Что значит быть гражданином?

Быть гражданином – значит ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.    Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет

6.    Какие права имеет гражданин?

Гражданин имеет право ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7.    Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.

8.    Какие обязанности имеет гражданин?

Гражданин имеет обязанности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Анкета «Достопримечательности нашей малой Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

1.    Какие города России ты знаешь?

Я знаю ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.    Какие реки России ты знаешь?

Я знаю ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.    Что такое достопримечательность?

Достопримечательность – это …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4.    Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Я бы хотел(а) узнать о ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.    Если ты приедешь в незнакомый город,  то как ты будешь знакомиться с ним?

Я буду ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6.    Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Краснодаром и его окрестностями?

Я бы повел своих гостей ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Таблица 1 - Диагностика воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств

Фамилия, имя ребёнка

1. Знание основных праздников

2. Умение проявлять сочувствие

3.Уважительное

отношение к православным праздникам

4.Отношение к своей малой Родине

5.Отношение к близким, окружающим людям

6.Устойчивое стремление к результату

 

НИЗКИЙ А - результативность  деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого.

СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в деятельности.