Презентация "Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба"
Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_metody_i_sistema_issledovaniya_lits.pptx | 956.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности структуры речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами губы и неба Первичные нарушения Вторичные нарушения
Первичные нарушения Нарушение питания с самого рождения Нарушение функционирования органов артикуляции Нарушение дыхания Снижение слуха Высокий уровень предрасположенности к различным заболеваниям Нарушение качественных характеристик голоса
Вторичные нарушения Речевые особенности Интеллектуально-познавательные особенности Особенности эмоционально-волевой сферы
Исследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин нёба, губы базируется на следующих принципах:
принцип комплексности Обследования предполагает, что каждый ребенок с небной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами.
принцип многоплановости Ребенка необходимо обследовать в разных аспектах: и с точки зрения исследования строения и с точки зрения функции речевого аппарата, интеллекта, речи, систем, обслуживающих реализацию речевого акта, и с точки зрения всей психической функции.
Принцип направленности Обследования предусматривает, с одной стороны, анализ процесса возникновения дефекта, с другой – взаимосвязь первичных дефектов и вторичных наслоений.
Принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании Предполагает необходимость выяснения в первую очередь компенсаторных возможностей данного ребенка, определение зоны его ближайшего развития.
Принцип наглядности и эмоциональности обследования. Обследование ребенка, страдающего ринолалией , должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции.
План логопедических занятий с детьми с врожденными несращениями неба и верхней губы.
До операции: 1. Обследование речи и речевых органов. 2. Активизация небной занавески. 3. Развитие моторики артикуляционного аппарата. 4. Восстановление речевого дыхания. 5. Развитие фонематического слуха. 6. Развитие слухового внимания, восприятия звуков. 7. Постановка гласных звуков. 8. Введение гласных звуков в слоги в сочетании с согласными, не нарушенными в произношении.
После операции: 1. Активизация небной занавески. 2. Развитие речевого аппарата. 3. Артикуляционные упражнения. 4. Постановка согласных звуков. 5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах. 6. Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах.
Качественные особенности детей с врождёнными расщелинами: Нарушен тембр голоса. Нарушены сила, высота, громкость и модуляция голоса.
Первый этап-обследование тембра голоса. Исследуются: Наличие и степень гиперназализации . Наличие назальной эмиссии: отсутствует / беззвучная / слышимая.
Второй этап- проводится обследование силы и высоты голоса и возможности его модуляции. Выявляются такие качества как: Наличие охриплости или осиплости голоса. Наличие глухости голоса. -Наличие напряжённости фонации. -Уровень изменения громкости голоса. -Уровень изменения высоты голоса.
третий этап. Полученные результаты анализируются.
Таким образом, врождённые расщелины губы и нёба обусловливают появление патологических особенностей структуры речевого дефекта у детей. Врождённые расщелины являются предпосылкой к появлению тяжёлой речевой патологии, имеющей название открытая органическая ринолалия .
Список литературы: 1. Булатовская , Б. Я. Влияние врожденных расщелин верхней губы и нёба на развитие ребенка / Б. Я. Булатовская . // Педиатрия. - 1959. - № 6. - С. 63-67. 2. Воронцова, Т. Н. Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба. / Т. Н. Воронцова / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия . Дизартрия. — С. 75-90. 3. Водолацкий , В. М. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте. / В. М. Водолацкий , Г. Н. Соломатина. // Логопед. - 2008. - № 2. — С. 40-52. 4. Дубов, М. Д.Клиническая картина при расщелинах нёба. / М. Д. Дубов. / Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия . Дизартрия. — С. 20-32. 5. Зайцева Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - Мн.: НМЦентр , 1994. - 20 с. — С. 11-22. 6. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия : Учеб. пособие для студентов дефектол . фак. пед . ин- тов / Под ред. О. Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. - 95 с. 7. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 1997. - 464 с. — С. 177-182. 8. www.medportal.ru 9. www.logopedam.ru
Спасибо за внимание!