"Наставничество, как проектная модель эффективного сопровождения участников «Школы молодого педагога».

Евгения Александровна Педе

Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»


                           (М. Квинти)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставничество, как проектная модель эффективного сопровождения участников «Школы молодого педагога»

Слайд 2«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»

(М. Квинтилиан)

Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов. Необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование образовательной организации и кадров (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года №497).

В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.

Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

Слайд 3А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Инновационность заключается в целостном междисциплинарном подходе к поддержке всех участников образовательных отношений, учитывая: многообразие педагогического труда и методологическую базу непрерывного образования, с одной стороны; проектный менеджмент и менеджмент знаний, интегрирующих в себе наиболее продуктивные идеи, принципы, способы развития организации, с другой.

Проект « Школа молодого педагога» придуманный мной. нацелен на удовлетворение социальных, экономических, поликультурных, профессиональных и образовательных потребностей участников образовательных отношений, но в первую очередь молодого педагога.

Слайд 4Являясь активным участником, реализации проекта «Школа молодого педагога» в качестве педагога-наставника понимаю, что основная цель работы наставника с молодым педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования.

Я учитель математики с педагогическим стажем 19 лет. В 1999 году закончила ОмГПУ. За время работы сменила две школы. В течение долгих лет сталкивалась с работой завуча по УВР, вожатой, руководителя кружков и секций, руководителя МО «Естественно - научного цикла», МО «Классных руководителей». В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. За время работы в школе, у меня накопился богатый опыт профессиональных педагогических умений и навыков, я не только в теории, но и на практике владею инновационными технологиями обучения и воспитания. Мной проведен не один мастер-класс, открытый урок, выиграны множество конкурсов, напечатано огромное количество статей, представлен опыт работы на конференциях и семинарах. Все эти профессиональные умения и навыки в первую очередь присущи, конечно же, мне - учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?»

Тамара Вадимовна - молодой специалист, работающая в МБОУ «Красноярская СОШ» третий год, по специальности учитель биологии. Образование высшее. Администрацией школы и мной было решено курировать и оказывать помощь в становлении педагогической деятельности Вагнер Тамаре Вадимовне.

Слайд 5Цель проекта : организовать работу с молодым учителем, оказать методическую помощь в профессиональном становлении

Открыть в каждом человеке создателя, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда – эта задача становится сегодня первоочередной в практической работе школы. В. Сухомлинский

Слайд 6 Задачи : - удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и оказать помощь в преодолении различных затруднений;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога;

- помочь молодому специалисту внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс

Слайд 7Принципы наставничества

- Добровольность - Гуманность - Соблюдение прав молодого специалиста - Конфиденциальность - Ответственность - Искреннее желание помочь в преодолении трудностей - Взаимопонимание - Способность видеть личность

Слайд8Проблемы анкетирования и беседы с Тамарой Вадимовной

- Отсутствие мотивации к работе - Отношения с коллегами - Отношения с детьми - Отношения с родителями - Неумение обеспечить дисциплину - Неумение планировать урок - Незнание современных форм и методов работы на уроке - Неуверенность в себе - Непонимание, как вести себя на уроке - Несоблюдение логической структуры урока - Неумение организовать воспитательную работу в классе.

Выявленные Причины - Отсутствие допрофессиональной подготовки - Преобладание теории над практикой в вузах - Нет опыта работы - Отсутствует преемственность между школой и вузом - Не оказана своевременная методическая помощь - Формальное наставничество

Так как молодой педагог считается в течение 3 лет, мы разделили деятельность на 3 этапа.

Слайд 9Этапы деятельности наставника

1й этап – адаптационный. (1 год работы)

Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный).

(2 год работы)

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. (3 год работы)

Тема «Выбор индивидуальной линии»

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На каждый год был написан план работы по достижению цели как для наставника, так и для молодого учителя. Для этого использовались различные формы работы:

Слайд 10Формы работы - наставничество; - консультации; - взаимопосещение уроков; - проведение мастер-классов; - анкетирование; - самообразование; - беседы; - психологические тренинги; - творческие лаборатории; - психологопедагогические деловые игры; - диспуты; - конкурсы; - круглые столы совместно с родителями и учениками; - «мозговые штурмы»; - разработка и презентация моделей уроков

Слайд 11

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним. 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий. 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем. 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе. 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Слайд 13

C:\Documents and Settings\Home\Рабочий стол\slide_7 (1).jpg

Слайд14

C:\Documents and Settings\Home\Рабочий стол\план работы с молодым специалистом.jpg

Наши результаты совместной работы «Педагог наставник + молодой специалист»:

Конкурс

Тема

Форма

Уровень

1

5 районный педагогический форум «Педагог и инновации: идеи, опыт, практика» Шербакуль, май 2018

«Приемы использования интернет- ресурсов для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по биологии»

выступление

Муниципальный

2

5 районный педагогический форум «Педагог и инновации: идеи, опыт, практика» Шербакуль, май 2018

«Приемы использования интернет - ресурсов для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по биологии»

публикация

Муниципальный

Работа с одаренными детьми

3

Всероссийский образовательный портал

Сценарий урока «Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

публикация

Всероссийский

4

Всероссийская олимпиада школьников 2016

Подготовка призера муниципального этапа по биологии

Вагнер М

муниципальный

5

Всероссийская олимпиада школьников2017/2018

Подготовка призера муниципального этапа пол биологии

Полковничев Олег

муниципальный

6

Областная научно- практическая конференция «Исследователи природы»

Исследователи природы

«Воздействие и взаимоотношение человека с окружающей средой»

Вагнер Виктория

Муниципальный

7

Активное участие в общественной жизни Красноярского с/поселения

Глава Красноярского с/ поселения

8

Зимняя Спартакиада

3 место в соревновании по лыжным гонкам

Муниципальный

9

Районный фестиваль компьютерного творчества

Презентация «Использование вторичного сырья»

Неклюдова Мария, Климова Екатерина, Степанова Виктория

Муниципальный

10

Организация сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады

Олимпус Осенняя Сессия, 2016

Всероссийский

11

Победитель районного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья – 2017»

Номинация «Самая находчивая семья»

Муниципальный

12

Муниципальный слет обучающихся и педагогов

Аграрный форум, руководитель площадки

Муниципальный

13

Всероссийская олимпиада школьников

Член жюри муниципального этапа по биологии

Муниципальный

14

Курсовая подготовка

Методика подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ»

Региональный

15

Соискание молодежной премии

1 место

Представление и защита

Муниципальный

16

Проект ИРООО

4 фрагмента урока по подготовке ОГЭ и ЕГЭ

Региональный

Воспитательная работа классного руководителя

1

Игровая программа Дня здоровья

Вокруг света, 2017

Школьный

2

Соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, в рамках патриотического воспитания, 2018 – 3 место

Школьный

3

Школьный конкурс «Самый здоровый класс»

Школьный

4

Конкурсно- игровая программа «Девицы- красавицы»

Школьный

5

Конкурсно- игровая программа «Богатырские забавы»

Школьный

6

Спортивное школьное соревнование «Осеннее многоборье»

Школьный

Выписка из отзыва родителей на учителя биологии Вагнер Тамару Вадимовну:

Организуя учебную деятельность, уделяет большое внимание развитию самостоятельности, способности конструктивного мышления, творчества и интереса к предмету биологии у школьников. Уроки педагога технологически грамотны, динамичны, разнообразны по форме, интересны по содержанию, эффективны. Наблюдается тщательное и систематическое планирование работы на каждое предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущими и последующими занятиями.

Выписка из представления на Вагнер Тамару Вадимовну Администрации Красноярского сельского поселения:

Вместе с классом проводят трудовые десанты на стадионе, принимают участие в акции «Открытка ветерану», в классных часах совместно с специалистом по работе с молодежью «Перерыв на войну», «Мир во всем мире», «Масленица».

Выписка из отзыва о классном руководителе Вагнер Тамаре Вадимовне:

Уравновешенный характер, умение улаживать ссоры и конфликты, не смотря на малый стаж работы, делают Тамару Вадимовну незаменимым другом в жизни класса. Ее важная черта, как педагога,- умение слышать и чувствовать других.

Слайд 15Цели которые я поставила реализованы положительно Вот результат:

  1. Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
  2. Совершенствование системы научно-методической работы.
  3. Повышение качества образования.
  4. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Учебный год еще не подошел к завершению, и проект «Школа молодого педагога» находится на 3 заключительном этапе реализации и у нас впереди аттестация молодого педагога на первую категорию, сдача и подготовка обучающихся к ЕГЭ, и пополнение портфолио личностных достижений. Пожелайте нам удачи !!!

Слайд 16«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )

И я верю и вижу, что молодой педагог Вагнер Т.В действительно, профессионально растёт, добиваясь намеченной цели, т.е. происходит профессиональное становление личности моего молодого педагога»

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.

Слайд 17 «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Красноярская СОШ» Шербакульского района Омской области Наставничество, как проектная модель эффективного сопровождения участников «Школы молодого педагога» Педе Евгения Александровна- педагог наставник Вагнер Тамара Вадимовна – молодой специалист

Слайд 2

Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (М. Квинтилиан )

Слайд 3

«Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». А. Макаренко

Слайд 4

Проект «Школа молодого педагога» Педе Е.А- наставник Вагнер Т.В. – молодой педагог

Слайд 5

Цель проекта : организовать работу с молодым учителем, оказать методическую помощь в профессиональном становлении

Слайд 6

Задачи : - удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и оказать помощь в преодолении различных затруднений; - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога; - помочь молодому специалисту внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс

Слайд 7

Принципы наставничества - Добровольность - Гуманность - Соблюдение прав молодого специалиста - Конфиденциальность - Ответственность - Искреннее желание помочь в преодолении трудностей - Взаимопонимание - Способность видеть личность

Слайд 8

Проблемы анкетирования - Отсутствие мотивации к работе - Отношения с коллегами - Отношения с детьми - Отношения с родителями - Неумение обеспечить дисциплину - Неумение планировать урок - Незнание современных форм и методов работы на уроке - Неуверенность в себе - Непонимание, как вести себя на уроке - Несоблюдение логической структуры урока - Неумение организовать воспитательную работу в классе.

Слайд 11

Администрация школы Педагог-наставник Педагогический коллектив. Создание индивидуального маршрута педагогического совершенствования

Слайд 12

М Молодой специалист Непрерывное образование Совершенствование педагогической деятельности Активная внеурочная деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах Участие в районных и городских семинарах для молодых специалистов Участие в школьных педагогических советах и семинарах Поисковая работа, работа с ветеранами

Слайд 15

Результат проекта Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста. Совершенствование системы научно-методической работы. Повышение качества образования. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Слайд 16

«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )

Слайд 17

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)

Слайд 18

Молодому педагогу оказана помощь - в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности -в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности - в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.