"Наставничество, как проектная модель эффективного сопровождения участников «Школы молодого педагога».
Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинти)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий к выступлению | 269.82 КБ |
презентация к выступлению. | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество, как проектная модель эффективного сопровождения участников «Школы молодого педагога»
Слайд 2«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)
Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов. Необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование образовательной организации и кадров (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года №497).
В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.
Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.
Слайд 3А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».
Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
Инновационность заключается в целостном междисциплинарном подходе к поддержке всех участников образовательных отношений, учитывая: многообразие педагогического труда и методологическую базу непрерывного образования, с одной стороны; проектный менеджмент и менеджмент знаний, интегрирующих в себе наиболее продуктивные идеи, принципы, способы развития организации, с другой.
Проект « Школа молодого педагога» придуманный мной. нацелен на удовлетворение социальных, экономических, поликультурных, профессиональных и образовательных потребностей участников образовательных отношений, но в первую очередь молодого педагога.
Слайд 4Являясь активным участником, реализации проекта «Школа молодого педагога» в качестве педагога-наставника понимаю, что основная цель работы наставника с молодым педагогом - это сопровождение процесса его адаптации, развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования.
Я учитель математики с педагогическим стажем 19 лет. В 1999 году закончила ОмГПУ. За время работы сменила две школы. В течение долгих лет сталкивалась с работой завуча по УВР, вожатой, руководителя кружков и секций, руководителя МО «Естественно - научного цикла», МО «Классных руководителей». В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. За время работы в школе, у меня накопился богатый опыт профессиональных педагогических умений и навыков, я не только в теории, но и на практике владею инновационными технологиями обучения и воспитания. Мной проведен не один мастер-класс, открытый урок, выиграны множество конкурсов, напечатано огромное количество статей, представлен опыт работы на конференциях и семинарах. Все эти профессиональные умения и навыки в первую очередь присущи, конечно же, мне - учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу? «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?»
Тамара Вадимовна - молодой специалист, работающая в МБОУ «Красноярская СОШ» третий год, по специальности учитель биологии. Образование высшее. Администрацией школы и мной было решено курировать и оказывать помощь в становлении педагогической деятельности Вагнер Тамаре Вадимовне.
Слайд 5Цель проекта : организовать работу с молодым учителем, оказать методическую помощь в профессиональном становлении
Открыть в каждом человеке создателя, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда – эта задача становится сегодня первоочередной в практической работе школы. В. Сухомлинский
Слайд 6 Задачи : - удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и оказать помощь в преодолении различных затруднений;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога;
- помочь молодому специалисту внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс
Слайд 7Принципы наставничества
- Добровольность - Гуманность - Соблюдение прав молодого специалиста - Конфиденциальность - Ответственность - Искреннее желание помочь в преодолении трудностей - Взаимопонимание - Способность видеть личность
Слайд8Проблемы анкетирования и беседы с Тамарой Вадимовной
- Отсутствие мотивации к работе - Отношения с коллегами - Отношения с детьми - Отношения с родителями - Неумение обеспечить дисциплину - Неумение планировать урок - Незнание современных форм и методов работы на уроке - Неуверенность в себе - Непонимание, как вести себя на уроке - Несоблюдение логической структуры урока - Неумение организовать воспитательную работу в классе.
Выявленные Причины - Отсутствие допрофессиональной подготовки - Преобладание теории над практикой в вузах - Нет опыта работы - Отсутствует преемственность между школой и вузом - Не оказана своевременная методическая помощь - Формальное наставничество
Так как молодой педагог считается в течение 3 лет, мы разделили деятельность на 3 этапа.
Слайд 9Этапы деятельности наставника
1й этап – адаптационный. (1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный).
(2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии»
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
На каждый год был написан план работы по достижению цели как для наставника, так и для молодого учителя. Для этого использовались различные формы работы:
Слайд 10Формы работы - наставничество; - консультации; - взаимопосещение уроков; - проведение мастер-классов; - анкетирование; - самообразование; - беседы; - психологические тренинги; - творческие лаборатории; - психологопедагогические деловые игры; - диспуты; - конкурсы; - круглые столы совместно с родителями и учениками; - «мозговые штурмы»; - разработка и презентация моделей уроков
Слайд 11
Памятка для наставника молодого педагога
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним. 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий. 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем. 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе. 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
Слайд 13
Слайд14
Наши результаты совместной работы «Педагог наставник + молодой специалист»:
№ | Конкурс | Тема | Форма | Уровень |
1 | 5 районный педагогический форум «Педагог и инновации: идеи, опыт, практика» Шербакуль, май 2018 | «Приемы использования интернет- ресурсов для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по биологии» | выступление | Муниципальный |
2 | 5 районный педагогический форум «Педагог и инновации: идеи, опыт, практика» Шербакуль, май 2018 | «Приемы использования интернет - ресурсов для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по биологии» | публикация | Муниципальный |
Работа с одаренными детьми | ||||
3 | Всероссийский образовательный портал | Сценарий урока «Вегетативное размножение растений и его использование человеком» | публикация | Всероссийский |
4 | Всероссийская олимпиада школьников 2016 | Подготовка призера муниципального этапа по биологии | Вагнер М | муниципальный |
5 | Всероссийская олимпиада школьников2017/2018 | Подготовка призера муниципального этапа пол биологии | Полковничев Олег | муниципальный |
6 | Областная научно- практическая конференция «Исследователи природы» | Исследователи природы «Воздействие и взаимоотношение человека с окружающей средой» | Вагнер Виктория | Муниципальный |
7 | Активное участие в общественной жизни Красноярского с/поселения | Глава Красноярского с/ поселения | ||
8 | Зимняя Спартакиада | 3 место в соревновании по лыжным гонкам | Муниципальный | |
9 | Районный фестиваль компьютерного творчества | Презентация «Использование вторичного сырья» | Неклюдова Мария, Климова Екатерина, Степанова Виктория | Муниципальный |
10 | Организация сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады | Олимпус Осенняя Сессия, 2016 | Всероссийский | |
11 | Победитель районного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья – 2017» | Номинация «Самая находчивая семья» | Муниципальный | |
12 | Муниципальный слет обучающихся и педагогов | Аграрный форум, руководитель площадки | Муниципальный | |
13 | Всероссийская олимпиада школьников | Член жюри муниципального этапа по биологии | Муниципальный | |
14 | Курсовая подготовка | Методика подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ» | Региональный | |
15 | Соискание молодежной премии | 1 место | Представление и защита | Муниципальный |
16 | Проект ИРООО | 4 фрагмента урока по подготовке ОГЭ и ЕГЭ | Региональный | |
Воспитательная работа классного руководителя | ||||
1 | Игровая программа Дня здоровья Вокруг света, 2017 | Школьный | ||
2 | Соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, в рамках патриотического воспитания, 2018 – 3 место | Школьный | ||
3 | Школьный конкурс «Самый здоровый класс» | Школьный | ||
4 | Конкурсно- игровая программа «Девицы- красавицы» | Школьный | ||
5 | Конкурсно- игровая программа «Богатырские забавы» | Школьный | ||
6 | Спортивное школьное соревнование «Осеннее многоборье» | Школьный |
Выписка из отзыва родителей на учителя биологии Вагнер Тамару Вадимовну:
Организуя учебную деятельность, уделяет большое внимание развитию самостоятельности, способности конструктивного мышления, творчества и интереса к предмету биологии у школьников. Уроки педагога технологически грамотны, динамичны, разнообразны по форме, интересны по содержанию, эффективны. Наблюдается тщательное и систематическое планирование работы на каждое предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущими и последующими занятиями.
Выписка из представления на Вагнер Тамару Вадимовну Администрации Красноярского сельского поселения:
Вместе с классом проводят трудовые десанты на стадионе, принимают участие в акции «Открытка ветерану», в классных часах совместно с специалистом по работе с молодежью «Перерыв на войну», «Мир во всем мире», «Масленица».
Выписка из отзыва о классном руководителе Вагнер Тамаре Вадимовне:
Уравновешенный характер, умение улаживать ссоры и конфликты, не смотря на малый стаж работы, делают Тамару Вадимовну незаменимым другом в жизни класса. Ее важная черта, как педагога,- умение слышать и чувствовать других.
Слайд 15Цели которые я поставила реализованы положительно Вот результат:
- Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
- Совершенствование системы научно-методической работы.
- Повышение качества образования.
- Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Учебный год еще не подошел к завершению, и проект «Школа молодого педагога» находится на 3 заключительном этапе реализации и у нас впереди аттестация молодого педагога на первую категорию, сдача и подготовка обучающихся к ЕГЭ, и пополнение портфолио личностных достижений. Пожелайте нам удачи !!!
Слайд 16«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )
И я верю и вижу, что молодой педагог Вагнер Т.В действительно, профессионально растёт, добиваясь намеченной цели, т.е. происходит профессиональное становление личности моего молодого педагога»
Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.
Слайд 17 «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (М. Квинтилиан )
«Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». А. Макаренко
Проект «Школа молодого педагога» Педе Е.А- наставник Вагнер Т.В. – молодой педагог
Цель проекта : организовать работу с молодым учителем, оказать методическую помощь в профессиональном становлении
Задачи : - удовлетворить потребность молодого учителя в непрерывном образовании и оказать помощь в преодолении различных затруднений; - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога; - помочь молодому специалисту внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс
Принципы наставничества - Добровольность - Гуманность - Соблюдение прав молодого специалиста - Конфиденциальность - Ответственность - Искреннее желание помочь в преодолении трудностей - Взаимопонимание - Способность видеть личность
Проблемы анкетирования - Отсутствие мотивации к работе - Отношения с коллегами - Отношения с детьми - Отношения с родителями - Неумение обеспечить дисциплину - Неумение планировать урок - Незнание современных форм и методов работы на уроке - Неуверенность в себе - Непонимание, как вести себя на уроке - Несоблюдение логической структуры урока - Неумение организовать воспитательную работу в классе.
Администрация школы Педагог-наставник Педагогический коллектив. Создание индивидуального маршрута педагогического совершенствования
М Молодой специалист Непрерывное образование Совершенствование педагогической деятельности Активная внеурочная деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах Участие в районных и городских семинарах для молодых специалистов Участие в школьных педагогических советах и семинарах Поисковая работа, работа с ветеранами
Результат проекта Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста. Совершенствование системы научно-методической работы. Повышение качества образования. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» (М.Монтень)
Молодому педагогу оказана помощь - в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности -в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности - в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.