Профессиональное выгорание. Материал для семинара

Сергеев Сергей Сергеевич

Матиериалы для проведения семинара по теме: "Профессиональное выгорание" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_raboty_grupp.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

   «Ничто так прочно не запоминают ученики,

как ошибки своих учителей».

Антон Лигов 

 На современном этапе развития образования государство и  общество предъявляет  школе и учителю высокие требования от выполнения которых зависит  без преувеличения будущее страны.  

          В соответствии с нормативными требованиями государства и ожиданиями социума современный учитель должен владеть разнообразными формами и методами обучения (в том числе за рамками обычной программы); осваивать, разрабатывать, применять современные технологии; использовать специальные подходы для отдельных категорий учащихся (например, ребят с ОВЗ или не владеющих русским языком в полной мере); владеть компьютерной грамотностью; организовывать при необходимости внеурочную деятельность. Современный учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики, разумно осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время. Быть способным  признать неправоту.   Одной из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке является  умение использовать цифровую образовательную среду. Наличие высокого уровня коммуникативной культуры при  взаимодействии с родителями,  обучающимися, коллегами обеспечивает высокую эффективность деятельности, снижает психо-эмоциональные затраты. Способность к альтруизму и эмпатии, высокая мотивация к анализу и самоанализу собственной педагогической деятельности, навыки  педагогической рефлексии – базовые инструменты в работе учителя XXI века.  

         В условиях многозадачности и многофункциональности работы современной школы способность мобильно перестраиваться с одного вида деятельности на другой, удерживать в фокусе внимания  сразу несколько целей  является едва ли не ключевой.  Умение за большим объёмом документарной работы находить позитивные моменты в деятельности радоваться успеху учеников и коллег, не зацикливаться   на собственных  проблемах, уметь посмеяться над собой, увидеть точки собственного роста – вот, пожалуй, залог  личного и профессионального роста.

Задание для группы.

  1. Обсудите  в группе имеющиеся    наиболее актуальные  с вашей точки зрения затруднения в процессе педагогической деятельности.
  2. Заполните таблицу. Для этого определите 4 наиболее актуальные затруднения для каждой позиции.  
  3.  Выберите спикера. Озвучьте результат.
  4. Предложите способы ликвидации дефицитов

Дефициты

Личные

Профессиональные

Организационные

 

Возможные затруднения

  1. Личные:

1.Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности;

2.Страх перед всевозможными проверками, экзаменами, аттестацией и т.п;

3.Учащение стрессовых ситуаций на уроке и дома;

4.Снижение в обществе статуса  «учитель»;

5.Недостаток душевных сил для проявления терпимости и внимания к детям, коллегам, родителям;

 преобладающее чувство безысходности и бессилия в работе

6.Постоянное переутомление, острое желание выспаться

Чувство вины перед семьей.

7.Нежелание понять и осознать позицию коллеги

8.Долгое  зацикливание на каком-либо слове, жесте, фразе собеседника.

9.Недостаток  внимания и положительной оценки собственной деятельности со стороны руководства

10.Отсутствие внутренней мотивации к  личностному росту.

11.Замкнутость, недоброжелательность в общении с людьми., коллегами.

12.Восприятие в штыки любых нововведений.

13.Нежелание и неспособность проводить самоанализ собственной деятельности

             14.Апатия и неуверенность в завтрашнем дне  и др.  

2.Профессиональные:

1.недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки в области обучения и воспитания;

2.неспособность многих учителей выйти за рамки традиционно-профессионального обучения;

3.не нацеленность  многих учителей на конечный результат – хорошо выучить всех;

4.преобладание авторитарного стиля в работе с детьми.

5.изкая методическая компетентность;

6.нерациональное использование рабочего времени;

7.невозможность мобильно изменять применяемые в образовательном процессе методы и приемы обучения.

8.отсутствие мотивации  к анализу и самоанализу собственного педагогического процесса.   и др.

3.Организационные:

1.неопределенность или недостаток ответственности;

2.чрезмерный  контроль за деятельностью учителя со стороны руководства;

3.отсутствие у учителя  возможности самостоятельно и свободно принимать важные решения;

4.большой объем  незапланированной работы;

5.многочасовой характер работы;

6.ненормированный рабочий день;

отсутствие необходимого   материально-технического обеспечения;

7.низкий уровень заработной платы, отсутствие дополнительного материального стимулирования;

8. нехватка рабочего времени др.