Профессиональное выгорание. Материал для семинара
Матиериалы для проведения семинара по теме: "Профессиональное выгорание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dlya_raboty_grupp.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ничто так прочно не запоминают ученики,
как ошибки своих учителей».
Антон Лигов
На современном этапе развития образования государство и общество предъявляет школе и учителю высокие требования от выполнения которых зависит без преувеличения будущее страны.
В соответствии с нормативными требованиями государства и ожиданиями социума современный учитель должен владеть разнообразными формами и методами обучения (в том числе за рамками обычной программы); осваивать, разрабатывать, применять современные технологии; использовать специальные подходы для отдельных категорий учащихся (например, ребят с ОВЗ или не владеющих русским языком в полной мере); владеть компьютерной грамотностью; организовывать при необходимости внеурочную деятельность. Современный учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики, разумно осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время. Быть способным признать неправоту. Одной из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке является умение использовать цифровую образовательную среду. Наличие высокого уровня коммуникативной культуры при взаимодействии с родителями, обучающимися, коллегами обеспечивает высокую эффективность деятельности, снижает психо-эмоциональные затраты. Способность к альтруизму и эмпатии, высокая мотивация к анализу и самоанализу собственной педагогической деятельности, навыки педагогической рефлексии – базовые инструменты в работе учителя XXI века.
В условиях многозадачности и многофункциональности работы современной школы способность мобильно перестраиваться с одного вида деятельности на другой, удерживать в фокусе внимания сразу несколько целей является едва ли не ключевой. Умение за большим объёмом документарной работы находить позитивные моменты в деятельности радоваться успеху учеников и коллег, не зацикливаться на собственных проблемах, уметь посмеяться над собой, увидеть точки собственного роста – вот, пожалуй, залог личного и профессионального роста.
Задание для группы.
- Обсудите в группе имеющиеся наиболее актуальные с вашей точки зрения затруднения в процессе педагогической деятельности.
- Заполните таблицу. Для этого определите 4 наиболее актуальные затруднения для каждой позиции.
- Выберите спикера. Озвучьте результат.
- Предложите способы ликвидации дефицитов
Дефициты
Личные | Профессиональные | Организационные |
Возможные затруднения
- Личные:
1.Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности;
2.Страх перед всевозможными проверками, экзаменами, аттестацией и т.п;
3.Учащение стрессовых ситуаций на уроке и дома;
4.Снижение в обществе статуса «учитель»;
5.Недостаток душевных сил для проявления терпимости и внимания к детям, коллегам, родителям;
преобладающее чувство безысходности и бессилия в работе
6.Постоянное переутомление, острое желание выспаться
Чувство вины перед семьей.
7.Нежелание понять и осознать позицию коллеги
8.Долгое зацикливание на каком-либо слове, жесте, фразе собеседника.
9.Недостаток внимания и положительной оценки собственной деятельности со стороны руководства
10.Отсутствие внутренней мотивации к личностному росту.
11.Замкнутость, недоброжелательность в общении с людьми., коллегами.
12.Восприятие в штыки любых нововведений.
13.Нежелание и неспособность проводить самоанализ собственной деятельности
14.Апатия и неуверенность в завтрашнем дне и др.
2.Профессиональные:
1.недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки в области обучения и воспитания;
2.неспособность многих учителей выйти за рамки традиционно-профессионального обучения;
3.не нацеленность многих учителей на конечный результат – хорошо выучить всех;
4.преобладание авторитарного стиля в работе с детьми.
5.изкая методическая компетентность;
6.нерациональное использование рабочего времени;
7.невозможность мобильно изменять применяемые в образовательном процессе методы и приемы обучения.
8.отсутствие мотивации к анализу и самоанализу собственного педагогического процесса. и др.
3.Организационные:
1.неопределенность или недостаток ответственности;
2.чрезмерный контроль за деятельностью учителя со стороны руководства;
3.отсутствие у учителя возможности самостоятельно и свободно принимать важные решения;
4.большой объем незапланированной работы;
5.многочасовой характер работы;
6.ненормированный рабочий день;
отсутствие необходимого материально-технического обеспечения;
7.низкий уровень заработной платы, отсутствие дополнительного материального стимулирования;
8. нехватка рабочего времени др.