Девиантное поведение в дошкольном возрасте
Проблема отклоняющегося, девиантного поведения имеет сложный генез. В научной литературе существуют различные подходы к выделению причин девиантного поведения несовершеннолетних. Общепризнанной классификации отклоняющегося, девиантного поведения детей не существует. В зарубежной науке психология отклоняющегося (девиантного) поведения сложилась как самостоятельная научная дисциплина. В нашей стране она пока не имеет такого теоретического и эмпирического опыта, находясь на пути становления и развития. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая. Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX веке итальянский врач Ч. Ломброзо 2 обнаружил связь между делинквентным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделил следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли. Известный американский врач У. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический». Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека. В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов. С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а 3 антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами. Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл. Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства. Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и других на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому, как актеры играют в одном спектакле) уровнях.
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Основная часть В дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка. Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении происходит, как правило, в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья – та, где имеются дефекты воспитания. Как отмечает М.И. Буянов, «здесь следует иметь в виду неблагополучное отношение к ребёнку».
По мнению А.И. Захарова, «нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание – причины возникновения невроза ». Захаров считал, что черты характера и поведение детей дошкольного возраста формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. И понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трёх поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекрёстка 5 характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменение личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов невротизации детей.
Невроз (детский) – это психогенное заболевание формирующейся личности, т.е. такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему её отношений, в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми. В отечественной педагогической науке и практике отклонения в поведении детей дошкольного возраста объясняются спецификой возраста (незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и т.п.). В то же время, педагогическая практика обладает достоверными сведениями о том, что отклоняющееся поведение некоторых детей является настолько прогрессирующим и противоречащим нормам этики и общечеловеческим ценностям, что никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Мы согласны с мнением ученых (Т.В. Лодкина, Г.А. Фортунатов и др.) о том, что возрастные особенности могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения, но не сами по себе, а в результате игнорирования родителями своих обязанностей, допущенных педагогических ошибок и складывающихся неблагоприятных условий для нормального личностного развития детей. Условия семейного воспитания в детском возрасте и их связь с возникновением отклоняющегося поведения являются предметом изучения также и у зарубежных исследователей (Curtis G.C (1963); Spinetta J.J., Rigler D. (1972); Widom C.S. (1989)) в парадигме «цикла насилия». В данной 6 концепции жестокое обращение с детьми, выражающееся в физической и эмоциональной жестокости, сексуальном насилии, пренебрежении способствует формированию у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах, а впоследствии и по отношению к собственным детям. Безусловно, что глубина и стойкость отклонений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста не велика по сравнению с подростковым возрастом. Однако, довольно сложно представить себе, например, делинквентность подростка, возникшую «не из чего». В большинстве случаев, истоками возникновения делинквентности являлся именно дошкольный и младший школьный возраст. Здесь мы имеем дело с дефектами личностного развития, сочетающимися с недостатками или серьезными просчетами в воспитании ребенка в период его раннего и дошкольного детства и отрицательным влиянием неблагоприятных ситуаций, складывающихся в семье. Одной из причин отклонений в поведении детей дошкольного возраста является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Родительская любовь, привязанность к ребенку обеспечивает развитие чувства безопасности, которое, в свою очередь, способствует снижению чувства тревоги, возникающее у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии. Типичным проявлением отклоняющегося поведения детей является агрессивное поведение.
Согласно исследованиям С.Н. Ениколопова «асоциальное, в том числе и агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет своим источником, прежде всего, 7 нарушение общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные ценности. Общение в детском саду, а в дальнейшем и школе, не только не компенсирует недостатки семейного общения, но чаще всего усугубляет положение. Основными видами компенсаторной деятельности дошкольников и младших школьников являются сублимация и фантазия. В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми сталкиваются дети в воспитательных учреждениях. Одной из них является дидактогения, которая представляет собой невротические расстройства, возникающие в связи с процессом обучения». Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показали, что в игровой ситуации дети довольно часто и точно копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. В исследованиях Г.В. Грибановой установлено, что дети 6-7 летнего возраста, живущие в семьях с алкогольной зависимостью имеют значительные трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе. В характеристиках детей рассматриваемой группы, даваемых педагогами, воспитателями, родственниками, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. По сути своей эти случаи не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элемента умышленности, полной осознанности и произвольности. Именно отсутствие осознания и произвольности и приводит к совершению таких действий, т.е. внешняя ситуация, действующая как побудительный механизм, не уравновешивается внутренними механизмами произвольной регуляции.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семья для ребенка – первичная социальная микросфера. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Однако, родительская уверенность в правильности, выбранной, по отношению к ребенку, воспитательной позиции, не подкрепленной знанием основных закономерностей его психического развития, часто оказывается ошибочной. Особенно значительным влияние семьи оказывается в самый чувствительный – первый период развития ребенка. На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что, в сущности, не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на потерю близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимое питание и вещи.
Таким образом, неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка в семье вызывают нарушения социализации, которые выражаются в отклонениях от норм системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Зарождающееся при этом отклоняющееся поведение детей в дошкольном и 9 младшем школьном возрасте, мы понимаем как результат неблагоприятного социально-нравственного развития, нарушений социализации ребенка, проявляющееся в отсутствии целостного знания о нормах, правилах поведения и взаимоотношений в группе сверстников, неадекватной оценке себя и негативной оценке сверстников и взрослых, негативном отношении к ним, и как следствие неспособности осуществлять социально-нравственный выбор поступков в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями и осуществлять регуляцию собственного поведения в соответствии с ценностями принятыми в обществе. То есть, мы имеем ввиду те отклонения, которые еще только-только возникают, когда еще нельзя говорить о воспитанности или невоспитанности личности, а можно лишь указывать на особенности ее социально-нравственного развития, на особенности ее движения по пути к усвоению социальных и нравственных норм, то есть, это те отклонения, которые нужно распознать, пока они не приобрели устойчивые формы.
Таким образом, отрицательный микроклимат функциональнонесостоятельных семей, асоциальное поведение ее отдельных членов могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения у детей. Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо в современных условиях, когда идет коренная ломка традиционной системы воспитания. Сложившиеся условия требуют формирования системы комплексной государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, коррекционные, социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды жизнедеятельности для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики отклоняющегося поведения и организации работы с функционально-несостоятельными семьями.