ПЕРСОНАЛ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Ибаева Светлана Борисовна

Статься по профилю: "Управление системами образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_vkr_magistr.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УДК

ББК

ПЕРСОНАЛ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ибаева Светлана Борисовна,

III курс, БГУ, г.Уфа,

Аннотация: в статье рассматривается количественная и качественная характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения на примере муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение Детский сад № 279 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В данной работе определены штатная структура, удельный вес и количество сотрудников ДОУ.

Ключевые слова: персонал, дошкольное образовательное учреждение, количественная и качественная характеристика персонала, кадровый состав персонала.

STAFF OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: QUANTITATIVE AND QUALITATIVE CHARACTERISTICS

Annotation: the article considers the quantitative and qualitative characteristics of the staff of a preschool educational institution on the example of
Municipal autonomous preschool educational institution Kindergarten No. 279, Ufa. The staff structure, specific weight and number of employees were determined.

Keywords: personnel, preschool educational institution, quantitative and qualitative characteristics of personnel, personnel composition.

В настоящее время кадровый состав педагогических работников  дошкольного образовательного учреждения представляет собой важнейший ресурс сферы дополнительного образования, эффективная реализация которого требует специальных решений в зависимости от особенностей решаемых конкретных задач [2].

На 1 января 2020 года население России – чуть более 146 миллионов человек. Из них:

- воспитанников детских садов (данные здесь и далее приводятся на конец 2019 года) – 7.6 миллиона,

- педагогов детских садов – более 676 тысяч,

- воспитателей, в том числе старших - почти 540 тысяч.

По данным Федеральной службы государственной статистики каждый год, начиная с 2014, количество педагогов детских садов растет на 1-2%. Высшее педагогическое образование имеют 56 400 человек, из них у 2600 человек образование не педагогическое. 43 тысячи человек имеют среднее профессиональное образование (1800 – не педагогическое)[1].

Возникает актуальный вопрос:  «Как, какими кадрами укомплектовано в настоящее время  типичное дошкольное образовательное учреждение, какова его структура, каков качественный состав?». Рассмотрим данный вопрос  на примере муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 279 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. 

Детский сад № 279 города Уфа введен в эксплуатацию в 1982 году. На сегодняшний день его посещает 331 ребенок в возрасте 2 до 6 лет.

Педагогический штат ДОО составляет 28 человек. Административный персонал детского сада состоит из двух  2 человек -  заведующий ДОО и старший воспитатель.

В детском саду функционирует 11 групп, в которых работает 21 воспитатель. В штате детского сада имеются узкие специалисты: психолог – 1 человек, логопед – 1 человек, музыкальный работник – 2 человека, инструктор по физической культуре – 1 человек.

Структура по категориям работников представлена следующими данными (см. таблицу № 1.). 

Таблица №1.Штат сотрудников ДОО

Квалификационная категория сотрудников (педагогический состав)

Численность сотрудников

Обеспеченность, %

списочная

нормативная

1

Административный персонал 

100% 

2

Специалисты  (воспитатели в группах) 

21 

21 

100% 

3

Прочие специалисты (психолог, логопед, два музыкальных работника и  1 инструктор по физической культуре)  

100% 

 

Итого  

28 

28 

100% 

Детский сад укомплектован педагогическими кадрами на 100%.

Проанализируем качественный состав образовательного учреждения с точки зрения уровня образования и профессионального опыта. Наибольшее число работников 54% - 15 человек, имеют высшее педагогическое профильное образование (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет»). Остальные 13 работников - 46%, получили среднее профессиональное образование (ГБОУ СПО «Уфимский многопрофильный профессиональный колледж», ГОУ СПО Уфимское педагогическое училище №1, ГБПОУ Белорецкое педагогическое училище). (Рис. №1)

Рис. №1.  Распределение педагогических работников по образованию

Согласно представленным данным  92% (26 человек) специалистов имеют высшую и первую квалификационную категорию, 2 сотрудника ( 8% )  без категории. Это молодые специалисты, работающие всего 2 года, которые планируют повышать свой квалификационный уровень в ближайшее время.

Рис. № 2. Распределение  работников ДОО по квалификации

        

О качественном составе работников учреждения можно отметить следующее:

- высшую квалификационную категорию имеют 13 специалистов, но 3 из них не имеют специального дошкольного образования;

- первую квалификационную категорию имеют тоже 13 сотрудников. Из них только 8 человек со специальным дошкольным образованием;

- без категории работают 2 специалистов, имеющие дошкольное образование.

- 8 работников имеющие высшую и первую квалификационную категорию, не имеют специального дошкольного образования. Но, они прошли курсы переподготовки для педагогов дошкольных учреждений.

Так же нами был проанализирован вoзрастнoй состав и стаж работы сотрудников ДОО.

Среди педагогов есть молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Всего их 11 человек  39%. Дошкольных работников от 35 до 45 лет –6 человек ( 22%). Остальные сотрудники, 11 человек, в возрасте свыше 45 лет – это люди зрелого  возраста  39%.

Рис.№3. Распределение педагогических работников по возрасту.

   

Проведем анализ кадрового состава сотрудников МАДОУ Детский сад №279  с точки зрения педагогического стажа. Стаж работы является непосредственным показателем в деятельности педагога. Исходя из него, мы можем сказать, насколько опытным является педагог, и какие знания он даст детям.

Основной состав ДОО составляют педагогические работники со стажем 5 лет, что составляет 17,8% и педагоги–«стажисты», чей стаж – 37 лет – 14,2%, 7,1% —молодые кадры, стаж работы 2 года.

Более подробно:  стаж 2 года имеют 2 человека, 5 лет – 5 человека, 8 лет – 2 человека, 9 лет – 2 человека, 10 лет – 3 человек, 15 лет – 2 человек, 18 лет – 3 человека, 22 года – 4 человека, 25 лет – 1 человек, 37 лет – 4 человека. Ниже представлено процентное соотношение.

Рис № 4 Распределение педагогических работников по стажу работы

Исходя из качественной характеристики, можно сказать, что в коллективе, где имеются специалисты разных возрастных групп, при поддержке опытных педагогов, молодые работники, быстрее и лучше осваивают азы дошкольной образовательной деятельности.

Состав коллектива по возрасту и стажу очень разнообразен. Есть специалисты, кто работает в детском саду более 35 лет, а также и начинающие педагоги. Это тоже не плохо, есть, у кого поучиться, кому передать опыт.

Таким образом, кадровый состав педагогических работников дошкольного учреждения – это важнейший ресурс организации. Согласно проведенного анализа, можно сделать вывод, что в МАДОУ Детский сад №279 эффективно реaлизуетcя вопрос упрaвлeния персoнaлом в oблaсти oбеспечeнности учреждения качественными трудовыми ресурсами.

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
  2. Кадровый состав ДОО [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа:  https://www.resobr.ru/article/61502-qqe-16-m10-kadrovyy-sostav-detskogo-sada-deyatelnost-vospitatelya-v-dou/. - Дата доступа: 29.10.2020.