Педагогическое проектирование: сущность, принципы, объекты, формы, этапы
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_prakt_ped.docx | 68.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова
Педагогический институт
Педагогическое проектирование: сущность, принципы, объекты, формы, этапы
реферат
ПИ 44.03.01 начальное образование
Группа 07501з
Дисциплина: Практическая педагогика
Выполнила: Молчанова Анастасия Сергеевна
Содержание
Введение……………………………………………..…………………………….3
Глава 1. Педагогическое проектирование……………………………………………………………………5
Глава 2. Сущность, принципы, объекты………………………………………...7
Глава 3. Этапы и формы педагогического проектирования……………………………………………………………….….12
Заключение……………...………………………………………………………..17
Используемая литература…………………………………..……………………………………18
Введение
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Инновационная деятельность – это особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося востребованностью (социально-общественной, рыночной и т.п.).
Инновационность образования как характеристика обучающей деятельности, имеющей своей целью в том числе или прежде всего и подготовку людей к инновационной практике, определяется рядом факторов, важнейшим из которых являются образовательные программы.
В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. Главным инновационным фактором являются перемены.
Инновационный проект – сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
∙ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
∙ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
∙ в систему контроля и оценки уровня образования;
∙ в систему финансирования;
∙ в учебно-методическое обеспечение;
∙ в систему воспитательной работы;
∙ в учебный план и учебные программы;
∙ в деятельность учителя и школьника.
В историческом плане масштаб нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть. В процессе развития школы или вуза, а возможно, и образовательной системы в целом, учитывают: абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов); относительную новизну; псевдоновизну, изобретательские мелочи.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам.
Глава 1. Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование – феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различною уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и др.
А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику наказания», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления». Продуманность действий, их последовательность, терпение, сорентированность на воспитанника до сих пор поражает в его педагогической системе.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.
Основные признаки проекта
1. Изменение как основное содержание проекта
2. Ограничения во времени цели
3. Временные ограничения продолжительности проекта
4. Представление проекта как системы средств достижения будущего
5. Определенность начала и окончания проектной работы.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.
2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Ведущие педагогические цели метода проектов:
∙ намечать ведущие и текущие цели и задачи;
∙ искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
∙ осуществлять и аргументировать выбор;
∙ предусмотреть последствия выбора;
∙ действовать самостоятельно (без подсказки);
∙ сравнивать полученное с требуемым;
∙ корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
∙ объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Глава 2. Сущность, принципы, объекты
Термин «проектирование» (лат. projectus - брошенный вперед) заимствован педагогической наукой из технического знания. Что он означает? В общем понимании проектирование - это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Основоположником теории и практики педагогического проектирования считается А.С. Макаренко. В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось внедрение в практику образовательных продуктов различного назначения.
По своей сути проектирование предваряет все будущие изменения в системе образования и осуществляется, соответственно, целой когортой специалистов разных компетенций, включающей политиков, ученых, управленцев в сфере образования, педагогических работников и др. Созданные ими проекты имеют конечной целью повышение результативности и эффективности подготовки специалистов на всех уровнях организации процесса профессионального образования. В силу этого в педагогической теории и практике особое внимание уделяется деятельности педагога, направленной на создание и реализацию конкретных образовательных проектов.
Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной в связи с тем, что:
- • стремительно развиваегся педагогическое знание и имеется возможность свободного доступа к значительному объему научно-педагогической и методической педагогической литературы;
- • увеличивается количесство эффективных методов, средств и форм обучения, воспитания, развития;
• выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность учебных программ информацией, слабая подготовка учащихся и т. д.
Педагогу все труднее овладеть знаниями и еще труднее ими пользоваться. А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, способно вывести педагогов из кажущейся беспорядочности педагогического знания. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность преподавателя.
Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование се результатов.
Педагогический проект представляет собой постановку целей с детальным научным обоснованием модели, посредством реализации которой эти цели могут быть достигнуты.
При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, рациональнее, эффективнее. Следовательно, целью педагогического проектирования является:
- • создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития;
- • профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.
Педагогическое проектирование является функцией педагога, не менее значимой, чем познавательная (поиск содержания, методов, приемов, средств и т. д.), коммуникативная, организаторская, рефлексивная и др. По данным проведенных исследований, преподаватель на осуществление этой функции затрачивает около 28 % времени. Благодаря проектированию образовательный процесс становится технологичным, гарантирующим достижение поставленных педагогических целей.
Объекты педагогического проектирования
Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.
1. Педагогические системы - это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Выделяют следующие виды педагогических систем:
- а) малые - например, система производственного обучения, система внеурочной деятельности, система правового воспитания и т. д.;
- б) средние - система деятельности учреждения образования в целом, включая работу с семьями, организациями, т. е. система с внешними связями;
- в) большие - система образования района, города, области. В нее входят помимо учреждений образования учреждения культуры, сферы быта, производства, управленческие структуры;
- г) суперсистемы - система образования крупного региона, страны в целом.
К особым системам относятся учащийся и преподаватель.
2. Педагогические процессы - это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии.
Педагогические процессы - это главный объект проектирования, создаваемый педагогом для осуществления обучения, воспитания и развития. Один из вариантов структуры педагогического процесса представлен на рисунке 2.1.
Цель - Содержание - Методы - Средства - Формы - Результат
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Рис. 2.1
3. Педагогические ситуации - это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Педагогические ситуации проектируются заранее или могут возникать стихийно в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и должны быть разрешены незамедлительно. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных участников образовательного процесса с учетом реальной обстановки.
Принципы
Существует два принципа педагогического проектирования.
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций является главным.
Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, умейте отступить, заменить их другими.
Необходимо оставлять возможность воспитанникам и себе импровизировать, поэтому нельзя проектировать жестко. При проектировании преподаватель должен поставить себя на место человека – воспитанника, проследить его чувства, желания, прогнозировать его поведение и только исходя из этого проектировать систему.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданней любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.
Принципы проектной деятельности
Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.
Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыслительной деятельности.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного поля, считается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Особую значимость в современном образовательном процессе приобретают результаты проектной деятельности, которые представлены в системе «обучающийся - преподаватель».
Глава 3. Этапы и формы педагогического проектирования
Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Каково происхождение идеи проектирования образовательных программ?
Первое основание: функция педагогического проектирования состоит в создании условий для преобразования современной системы образования, в целях предоставления обществу более качественных образовательных услуг.
Второе основание – современная парадигма, в которой система образования рассматривается как сфера услуг. Напомним, что логика построения рынка образовательных услуг непреложным образом диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразие программ и стандартов организует поле выбора образовательных услуг; образовательные программы создаются (в том числе) в целях информирования потребителя о существе услуг; и программы и стандарты выступают гарантом качества услуги (программы, в первую очередь, внутренним, стандарты – внешним).
Главным основанием для возникновения такого механизма построения образовательных систем выступает ориентация на идеи дифференциации и индивидуализации. Это и есть третье основание.
Следующая ступень проектирования – создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности.
Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача.
Типология проектов
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
Структура проекта может быть обозначена следующим образом:
цель проекта, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
1. личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
2. парные (между парами участников);
3. групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
2. средней продолжительности (от недели до месяца);
3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Поэтому нам представляется важным кратко остановиться на характеристике этого метода. Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:
определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется учителем);
выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность учащихся в классе, например в форме «мозговой атаки»);
формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это — исследовательский проект, то он с неизбежностью включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Возможны разнообразные формы поощрения, вплоть до самого обычного: «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты (например, учителя и ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, в случае необходимости оказывая ребятам помощь.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.) - Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).
Необходимым этапом выполнения проектов является их зашита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Основные этапы реализации проектирования:
Для разработки проекта развития образовательной системы особое значение имеет проблема выбора эффективных методов, позволяющих реально осуществлять те или иные виды деятельности в технологической цепочке ее проектирования и реализации. Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения включает в себя три основных этапа:
I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих:
∙ предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды;
∙ анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;
∙ оценку и распределение имеющихся ресурсов;
∙ формирование путей и проектов, направленных на решение проблем;
∙ определение, проработку и защиту первоочередных проектов;
∙ Выбор и фиксацию окончательной стратегии.
II. Второй (организационный) этап:
∙ разработка бизнес-плана, включающая наряду с ранее выполненным анализом внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка образовательных услуг, технологический (производственный), организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.;
∙ организация проектирования, предусматривающая наряду с осуществлением необходимых организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций;
∙ социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезо- и микроуровнях.
III. Третий (адаптационный) этап:
∙ конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма;
∙ выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта;
∙ проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности;
∙ разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;
∙ разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.
Заключение
1. В соответствии с современной парадигмой, высшее образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии проективного образования, реализуемого в соответствии с запросами и личными потребностями обучающихся.
2. Педагогическое проектирование, возникшее как результат взаимодействия новых тенденций в развитии педагогических теорий и инновационной практики, становится важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя. Результатом проектной деятельности преподавателя является педагогический проект (содержание учебной дисциплины, тexнологии обучения и т.д.)
3. Педагогическое проектирование имеет и нормативный, и творческий характер. В педагогическом проектировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения.
4. Проекты различаются по виду деятельности (тип проекта), по объему деятельности и охвату участников, деятельности, сложности и сфере применения.
5. Основными принципами педагогического проектирования являются принципы человеческих приоритетов и саморазвития систем.
6. Проектирование в педагогической деятельности носит инновационный характер, так как вносит в образовательную систему изменения, инициируемые внешней средой. Изменения могут вноситься в форме трех основных стратегий: локальных, модульных и системных нововведений.
7. Условиями успешности проектирования являются: готовность руководства и педагогического коллектива к участию в проектной деятельности, наличия стратегии инновационной деятельности.
8. Критериями оценки результативности проектов являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость проекта.
Используемая литература
1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. – СПб., 2000.
2. Агекова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма-матер (Вестник высшей школы). – 1994. – № 1.
3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
4. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М.: Знание, 1987.
5. Заир–Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб пособие. – СПб.: Просвещение
6. Ломакина О. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. – 2003. – № 3.