Вопросы гармонизации межнациональных отношений в северокавказских субъектах РФ на урока истории.Роль учителя в формирование личности.
Предварительный просмотр:
Вопросы гармонизации межнациональных отношений в северокавказских субъектах Российской Федерации на уроках истории
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно, ведь страна, в которой проживает более 190 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. 28.08.2012 года на заседании Правительства шла речь о межнациональных отношениях на территории Российской Федерации. С основным докладом выступил президент России В.В.Путин. "Важно переломить негативные тенденции и их влияние, и мы вместе должны добиться, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное отношение к культуре и образу жизни другого народа, этноса", - подчеркнул он. Президент поручил членам правительства представить свои предложения о формах работы по этому направлению в вузах, школах и дошкольных детских учреждениях. По его мнению, такие своего рода уроки толерантности особенно актуальны для крупных городов и тех регионов, где широко представлены национально-культурные общества. В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают конфликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявления кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, которые порождают потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости. И этот вопрос становится с каждым днем все более актуальным.
Основной задачей государства является сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, а также налаживание отношений между представителями различных национальностей, чтобы укрепить единство многонационального народа Российской Федерации. И, конечно же, эта задача в первую очередь стоит перед современным педагогом.
Почему же именно школа? Чтобы ответить на вопрос, обращусь к своей любимой пословице: «Дерево гнется пока молодо». Школа является одним из каналов социализации, здесь дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать. Школа - это место, которое подготавливает ребенка к будущей жизни. В школе обучающиеся знакомятся друг с другом, общаются, понимая, что они отличаются друг от друга по этническим, конфессиональным признакам. Главная задача педагога помочь ученикам увидеть и понять индивидуальность каждого народа, помочь им обрести уважение к представителям разных народов. В тоже время мы стираем границы отличий между людьми разных национальностей, объясняя обучающимся, что каждый представитель той или иной нации – это, прежде всего, человек, такой же, как и все мы, такой же, как и он. Особенно это тема актуальна в нашем крае.
Одна из ведущих ролей в гармонизации межнациональных отношений принадлежит учителям истории. Именно на уроках истории мы раз за разом возвращаемся к межконфессиональным и межнациональным отношениям. Уроки истории и обществознания являются наиболее благоприятными для реализации государственной программы по «Гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурного развития обучающихся». И мне бы хотелось аргументировать своё мнение собственным педагогическим опытом.
Знакомство с культурой представителей других национальностей способствует проявлению у подростков глубокого уважения к этническим приоритетам и традициям, ведет к взаимопониманию, расширяя границы культурного воспитания, побуждает к проявлению толерантности, укрепляет прочные дружественные связи между носителями разных конфессий. Культурный обмен должен проходить двусторонне, что важно в нашем монокультурном обществе.
По моему мнению, школьник, ознакомленный с культурой другого народа, когда вступит во взрослую жизнь, будет более терпимым, уважительным к людям другой национальности. В своей педагогической практике я не раз буду возвращаться к проблеме гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений. На уроках мы стремимся к тому, чтобы ученики смогли передать своему окружению, своим близким главную мысль, фундаментальную идею нашего государства: мы всеми нашими стараниями должны добиваться мира и согласия в семье, в нашем окружении, в классе, в школе и на работе, в своем городе, в нашей с вами огромной стране. Мы хотим сохранить уникальность нашей малой родины и большой, мы хотим сохранить нашу жизнь для будущего, мы хотим сохранить нашу планету для всего человечества в целом. А для этого нужно научиться жить, уважая абсолютно каждого человека, каждый народ, населяющий нашу страну, а также сделать все возможное, чтобы сохранить культуру, МНОГОНАЦИОНАЛЬНУЮ культуру России.
Давно было доказано, что осознание ребенком национальных установок родителей, общества в целом существенно влияет на суждения самих детей и их отношение к людям другой национальности и религии. Например, на уроке ОДНКНР дети получили домашнее задание подготовить сообщение об Исламе. Ученик 5 класса в своем ответе красочно описывал «ужасы» этой религии, как жесток Ислам по отношению к женщине и другие «интересные» факты. На мой вопрос, откуда он нашел такую информацию, ребенок ответил, что мама рассказала. Этот факт прямо указывает на то, что подобные предубеждения могут появляться у детей достаточно рано (и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте) из-за неправильного и убогого представления о той или иной религии и культуре в их семье. А в семьях такое восприятие происходит из-за банального незнания или недопонимания особенностей и тонкостей другой культуры. Интересно, что самыми терпимыми к чужому "иначеству", согласно исследованиям, оказались подростки с достаточно высоким уровнем интеллекта, а также те дети, которые выросли в семьях с не авторитарными, а понимающими родителями.
«Мы – многонациональный народ», именно так звучит один и параграфов учебника по обществознанию в 5 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова. Ключевым словом в этом названии для меня выступает местоимение «МЫ». Именно на уроках обществознания обучающиеся, затрагивая такие важные вопросы межэтнических, межконфессиональных отношений, учатся понимать культуру каждого народа, проникаются уважением к представителям разных национальностей, а также осознают необходимость сохранения и своей культуры.
На моём уроке обществознания посредством проектной деятельности с пятиклассниками мы смогли ближе познакомиться с самобытной культурой разных народов России, собрать информацию об их традициях, верованиях, сравнили их между собой, нашли различия и сходства. Многие обучающиеся наглядно, с помощью фотографий, иллюстраций, а также используя отдельные предметы, смогли представить свои проекты, и это еще больше разбудило в них интерес к культуре разных народов. Примечательно, что с особым вниманием обучающиеся относились к культуре, языку, быту и к кухне тех народов, с чьими представителями они учатся в одной школе или в классе.
На уроках обществознания в 11 классах часто затрагивается вопрос межнациональных отношений. Обучающиеся с огромным интересом ведут дискуссии и диспуты по этой теме, т к она для них актуальна. Роль учителя истории в таких ситуациях сводится к тому, чтобы направить детей в нужное русло и указать на аспекты правильного понимания этих проблем. Но есть, конечно, и те вопросы, которые многие учителя истории стараются не затрагивать, например Карабахский конфликт.
Многие эпизоды Мировой истории заставляют обучающихся проникнуться чувством сострадания, несправедливости по отношению к людям различных религий, которые в определенный период истории подвергались гонениям за свою веру. Религиозные войны во Франции, гонение протестантов в Нидерландах и многое другое привело к необратимым последствиям, к гибели многомиллионного количества людей.
На примере Варфоломеевской ночи, рассматриваемой в рамках урока истории в 7 классе, обучающиеся увидели путь от религиозных разногласий к мирному сосуществованию представителей разных конфессий. Изучая эту тему, они стали свидетелями несправедливости, совершенной представителями одной религии по отношению к представителям другой. На уроке обучающиеся были возмущены действиями католиков против гугенотов. Ребята пришли к заключению, что эти деяния было несправедливы, так как каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Семиклассники предлогали свои пути решения данного конфликта; они ликовали, когда читали статьи Нантского эдикта, которые были так схожи с их собственным мнением. Этот урок дал возможность обучающимся понять, к какой катастрофе человечества может привести непонимание между представителями разных конфессий, неуважение к религии другого человека.
Привить детям понимание всего этого - важнейшая задача учителя истории. Обозначив данные аспекты на уроках, мы с детьми, на мой взгляд, смогли осознать уникальность и неповторимость народов России, и что самое главное прийти к единому мнению, о том, что мы будем делать все, чтобы она сохранилась.
Именно в школе личность активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Глобальная жизненная ориентация зависит от того, как личность будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры и установление мира на Земле. Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения. Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Формирование этнотолерантного сознания школьника является основой формирования межэтнической толерантности личности. Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической интолерантности.