Личностно - ориентирован-ное развивающее обучение. ( И. С. Якиманская)
Технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannoe_razvivayushchee_obuchenie.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С.Якиманская)
Лучший подарок для будущего - прошлое.
Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Классификационная характеристика
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая
По основному фактору развития: психогенная
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучающихся: массовая.
Акцент целей
- Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
- Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
- Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Гипотезы
- Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
- Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
- «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
- Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснованы требования к тому, как ими овладевать, описывать и учитывать личностные особенности (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.).
Определяя сферы человеческой деятельности, выделяется их психологическое содержание, выявляются индивидуальные особенности интеллекта, степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира.
Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
СУД рассматриваются как метазнания, приемы и методы познания.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться. С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».
Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:
- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
- самопознание, самоопределение, самореализация.
Примечание. Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д.Колбом: цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.
Литература
- Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.
- Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.
- Верцинская Я. Я. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред.
- И.С.Якиманской. - М., 1989.
- Вопросы психологии способностей школьников /Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
- Леви В. Искусство быть собой. - М., 1973.
- 9 Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов.-М., 1995.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
- Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И.С.Якиманской. - М., 1990.
- Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. -1964. - № 3.
- Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. - № 5.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.
- Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. -1995. - №3.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М., 1985.
- Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. -1989. - №6.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.