Социальная квартира как инструмент подготовки к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2013 года на базе ГБУ АО «Северодвинский центр содействия семейному устройству «Олененок» проводится подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через реализацию проекта «С уверенностью в будущее». Это социальная квартира, которая предоставляется для временного проживания воспитанников детского дома с целью их подготовки к самостоятельной жизни посредством формирования навыков самостоятельного проживания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальная квартира как инструмент подготовки к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальный педагог
ГБУ АО «Северодвинский центр
содействия семейному устройству «Олененок» Ангел Н.А.
Проблема низкого уровня готовности выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни очень актуальна.
Дети живут в замкнутом пространстве, на всем готовом, по установленным правилам, под постоянной опекой взрослых, и мало знакомы с реальной жизнью вне стен учреждения. Вполне естественно, что такие дети имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются. Поэтому для успешной адаптации и интеграции они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода из интернатного учреждения в реальную жизнь.
Ежегодно из учреждений интернатного типа выпускаются дети, как в жизнь, так и в образовательные учреждения профессионального обучения. Многие из этих детей начинают жить самостоятельно: в общежитиях города, в собственных квартирах, либо в жилых помещениях маневренного фонда. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их успешная адаптация – одна из основных задач детского дома. Несмотря на то, что в детских домах ведется большая работа по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, создаются условиях для их социализации, социально-педагогической реабилитации, нередко ребенок-сирота оказывается незащищенным после выпуска, не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе, жить самостоятельно.
В процессе воспитания и социализации в нашем учреждении используются различные программы и мероприятия, направленные на формирование готовности к самостоятельному проживанию. Например, Основы правовой грамотности, Основы финансовой грамотности, создана служба постинтернатного сопровождения. Но, к сожалению, как показал опыт, они не обеспечивают достаточную практическую, самостоятельную деятельность воспитанников.
С 2013 года на базе ГБУ АО «Северодвинский центр содействия семейному устройству «Олененок» проводится подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через реализацию проекта «С уверенностью в будущее». Это социальная квартира, которая предоставляется для временного проживания воспитанников детского дома с целью их подготовки к самостоятельной жизни посредством формирования навыков самостоятельного проживания.
Социальная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи.
Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе жилищных, для овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны взрослых. Как видно из задач, базовые жизненные навыки, которые приобретает воспитанник это:
Навыки Самообслуживания –
навыки уборки квартиры (технология, моющие средства, техника безопасности при использовании бытовой химии)
навыки ухода за вещами (технология ручной стрики, стирки в машине-автомате, сушка и глажка белья)
навыки гигиены (без напоминания взрослых)
навыки осуществления покупок (умение выбрать нужные продукты, составить меню, умение определять срок годности продуктов)
навыки приготовления пищи (различные технологии и использование кухонной техники – плита, мультиварка и пр.)
Навыки самоорганизации
навыки планирования и организации учебы или работы, посещения кружков и секций (самостоятельный подъем и отход ко сну)
навыки организации свободного времени (умение проводить время одному и в компании, законы гостеприимства, этикет)
планирования своего бюджета (стипендии)
Навыки саморегуляции
навыки самоконтроля
навыки самооценки своих действий и поступков
способность предвидеть последствия своих действий и готовность принять на себя ответственность за эти последствия
навыки коррекции эмоционального состояния
навыки межличностного взаимодействия (соседи по квартире, гости)
усвоение общепринятых норм и правил поведения и их применение в повседневной жизни.
Для реализации проекта создана служба сопровождения. В службу сопровождения входят: руководитель проекта, педагог – психолог, социальные педагоги, старшая медсестра, кураторы.
Для того чтобы эффективно осуществлять процесс сопровождения, по выбору воспитанника выбирается Куратор – специалист/воспитатель, осуществляющий индивидуальное сопровождение воспитанника. Он выбирается воспитанником. Как правило, это более близкий и авторитетный человек для ребёнка, к которому он испытывает привязанность.
Куратором составляется план индивидуального сопровождения на период проживания воспитанника в квартире. Содержание мероприятий определяется исходя из выявленных трудностей у воспитанников, несформированности тех или иных навыков.
Куратор осуществляет не навязчивый контроль за воспитанником и при необходимости оказывает помощь и поддержку своему сопровождаемому, а так же подводит итог самостоятельного проживания воспитанника.
Деятельность службы сопровождения регламентируется следующей документацией:
- положением о социальной квартире, которым определены участники проекта, это воспитанники и выпускники детского дома в возрасте от 15 до 18 лет. Указаны цели и основные задачи «социальной квартиры», каким образом происходит организация проживания. Определена деятельность специалистов службы сопровождения и т.д.;
- личное заявление воспитанника о заселении в социальную квартиру;
- правилами проживания в социальной квартире, инструкциями по технике безопасности (при кулинарных работах, при работе с кухонной электроплитой, стиральной машиной и т.д.), с которыми воспитанники знакомятся под роспись;
- индивидуальным планом проживания;
- графиком проживания.
Ежегодно в социальной квартире проживает не менее 12 воспитанников.
Мониторинг результатов самостоятельного проживания воспитанников за 2021- 2022 учебный год показал, что
умеют готовить 85% участников проекта;
Умеют планировать бюджет 70%;
сформированы санитарно – гигиенические навыки у 75% воспитанников;
У 60% сформированы умения самостоятельно организовывать свой досуг.
Умение жить по режиму дня показывают 60% мальчиков и 80% девочек.
Считают себя готовыми к самостоятельной жизни – 40%.
Вот высказывания наших воспитанников из анкет, которые они заполняют после проживания.
Понравилось больше всего | Самое сложное | Научился |
Что не контролируют, стирать на машине автомат, вкусно готовить, готовить, что захочешь, что можно побыть одной | Ложиться спать вовремя, вставать вовремя самой, гладить, разумно тратить деньги, пользоваться плитой | Спокойствию, Ответственности, определяться с покупками, быть самостоятельной, Быть независимой, пользоваться эл. плитой. Моя квартира - не проходной двор! Следить за собой |
Умею | Хочу научиться |
Готовить, планировать время, стирать, убирать | Всё успевать, жить без помощи других, жить самостоятельно, гладить бельё, самостоятельно вставать, готовить много вкусняшек, пользоваться духовкой |
Выявленные проблемы:
- « Не хочу жить в социальной квартире- нечего делать»
- неумение сориентироваться в непредвиденной ситуации (засор сантехники)
- невозможность заселения воспитанников с ограниченными возможностями из-за отсутствия круглосуточного контроля.
Спасибо за внимание!