Статья "Особенности формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ."

Голоденко Елена Александровна

У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно - развивающую работу в этом направлении.

https://solncesvet.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_golodenko.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

 Чечелева О.

 Голоденко Е.

воспитатели

ГКУ ЦССВ «Юнона»

     «Здоровье детей – это богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно - развивающую работу в этом направлении. Главное для детей с ОВЗ – это максимальное овладение культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.

       При формировании необходимых в быту навыков и умений у детей с ОВЗ, мы ставим перед собой следующие задачи:

Научить ребёнка самостоятельно:

  1. Принимать пищу.
  2. Умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расчёской, ухаживать за зубами.
  3. Пользоваться горшком (туалетом).
  4. Одеваться и раздеваться.
  5. Приводить себя в порядок.
  6. Поддерживать порядок в окружающем пространстве.
  7. Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения.

     Работа в данном направлении чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации «особенных» детей в семье. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребёнком, чем брать на себя тяжёлый труд по выработке у него самостоятельных культурно-гигиенических навыков.

    При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у этих детей важно использовать метод игровой технологии, которая является для них наиболее подходящей формой коррекционного обучения.

   Для того, чтобы ребенок научился различать и называть части тела, поиграйте с ним:

(ребенок показывает части тела, взрослый, при необходимости, помогает)

Маша (другое имя ребенка) весело бежит к маме по дорожке,

И для этого нужны нашей Маше (ножки).

Маша ягодки берет по две – по три штучки,

И для этого нужны нашей Маше (ручки).

Маша слушает в лесу, как пот кукушки,

И для этого нужны нашей Маше (ушки).

Маша будет рисовать. Где, какие краски?

И для этого нужны нашей Маше (глазки).

   Игра, при обучении ребенка данной категории – является важной, жизненной необходимостью, а также является основным источником знаний, навыков и умений. Игровые технологии хороши ещё и тем, что ребёнок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает у него чувство радости. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей. В нашей работе применялись три основных вида игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Игра для них является учёбой, формой познания окружающего мира.

   В работе целесообразно использовать:

Дидактические игры, например:

«Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки  с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Ход игры:

Воспитатель (родитель): «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки».  

Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель (родитель) обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки». После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытираются насухо полотенцем.

Потешки, например: 

«Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!                                                                                         Выходи, водица,                                                                                                           мы пришли умыться!                                                                                               Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.                                                                             Нет, не понемножку – посмелей,                                                                            будем умываться веселей!

- Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Пальчиковые игры, например:

« Умывалочка»

Мы помыли наши ручки (трут ладонью о ладонь)                                           Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).                                                              А над ручками, как тучки (ручки вверх).                                                               Пузыри … Пузыри … (прыжки, руки на поясе).

Подвижные игры, например:

«Все котятки мыли лапки»

В соответствии с текстом стихотворения дети выполнят движения.

Все котятки мыли лапки: вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: вот так, вот так!

А потом они устали: вот так, вот так!

Сладко – сладко засыпали: вот так, вот так!

    Своевременное освоение навыков самообслуживания даёт ребёнку почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности, гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Закрепление навыков происходит в результате многократного выполнения действий. Часто ребёнок допускает ошибки, повторяя действия, поэтому важно с самого начала учить правильно выполнять действия. Родителям не следует бояться, что у ребёнка многое не будет сразу получаться. Помощь взрослого должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребёнка.

   Очень важно поощрять, хвалить ребенка. Похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!