Статья "Формирование моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью"
В данной статье мы рассмотрим алгоритм формирования социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Для формирования и отработки любого навыка необходим определенный уровень развития деятельности ребенка – это мотивация, понимание инструкции, целенаправленность, использование помощи, ориентировка в задании, способ выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_modeley_sotsialnogo_povedeniya_u_detey_s_tyazheloy_umstvennoy_otstalostyu.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Главная цель социального и личностного развития ребенка с глубокой умственной отсталостью – это подготовка его к максимально возможной бытовой и социальной независимости. Самостоятельность в быту достигается овладением навыками самообслуживания и некоторыми элементарными навыками бытового и общественно-полезного труда. Модели поведения в социальной среде отрабатывается как в процессе занятий, так и в реальном социуме.
В данной статье мы рассмотрим алгоритм формирования социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Для формирования и отработки любого навыка необходим определенный уровень развития деятельности ребенка – это мотивация, понимание инструкции, целенаправленность, использование помощи, ориентировка в задании, способ выполнения заданий (3). У детей с тяжелой умственной отсталостью сформирована социальная потребность в общении, в основном эти дети подчиняются интересам, правилам группы малого социума, им доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Ребенок понимает поэтапную инструкцию, подкрепленную невербальными средствами в процессе выполнения постоянно выполняемых заданий, состоящих из 2-х действий. У детей с тяжелой умственной отсталостью выражена потребность во внешнем контроле и стимуляции. При заинтересованности возможно непродолжительное целенаправленное выполнение простых заданий. Помощь использует избирательно, ситуативно. Доступно последовательное выполнение постоянного знакомого задания по словесной и жестовой инструкции. Выполнение нового задания требует побуждения и физической помощи со стороны взрослого и в процессе усвоения навыка необходимо использовать демонстрацию действий. При контролирующей словесной и жестовой помощи взрослого ориентируется в хорошо отработанном задании (6).
Для своей работы нами были выбраны следующие аспекты социального поведения: осознание своего «я», межличностное взаимодействие, коммуникативное поведение, поведение в средах социума, поведение в учебной деятельности, поведение в процессе труда, поведение в досуговой деятельности. При обследовании дети с тяжелой умственной отсталостью показывают следующий уровень развития социального поведения (4).
Осознание своего «я»: ребенок реагирует на свое изображение, имя, но не знает свой возраст; может показывать основные части своего тела; представление о собственной половой принадлежности не сформировано, полоролевое поведение соблюдает только с помощью взрослого; ребенок знает своих родителей, родственников, людей ближайшего окружения.
Межличностное взаимодействие: ребенку не доступна активная реакция на замечание, может принять активную помощь, но нет потребности оказать помощь; дружеское расположение избирательное, не умеет сотрудничать с партнером, не способен без напоминания самостоятельно поздравлять с праздниками; оценка своего поступка не доступна; при общении со старшими не понимает в необходимости соблюдения дистанции.
Коммуникативное поведение: ребенок всегда откликается на обращение, владеет элементарными невербальными средствами общения; может доступными речевыми средствами обратиться с просьбой, но общение не поддерживает и на общение окружающих отвечает формально.
Поведение в средах социума: в присутствии взрослого соблюдает модели поведения в условиях группы, класса, дома, может заблудиться в Центре, школе, дворе дома; пользоваться телефоном, социальной картой, подчиняться правилам поведения в общественном транспорте, на переходе, сделать покупку в магазине может только с посторонней помощью.
Учебное поведение: на занятиях сидит непродолжительно, слушает фронтальные объяснения, подкрепленные наглядностью и сопровождаемую действиями; иногда поднимает руку, нужна помощь при пользовании учебными пособиями; выполняет задания, отвечает на вопрос только с помощью педагога, за помощью к педагогу не обращается; с детьми на переменах контактирует избирательно.
Поведение в процессе труда: мотивации трудовой деятельности не сформирована, только при помощи взрослого может выполнить трудовое поручение и довести поручение до конца; для соблюдения последовательности санитарно-гигиенических процедур, использования по назначению предметов постоянного пользования необходима организующая помощь взрослого; ребенок не умеет выбрать орудие труда, не понимает своих ошибок, пассивен в коллективных видах труда.
Поведение в досуговой деятельности: с помощью взрослого ребенок соблюдает правила поведения на культурно-массовых мероприятиях, предпочтений в организации досуга не высказывает, избирательно проявляет интерес к определенным программам по TV, фильмам, играм, но правила игры не соблюдает, не может выбирать партнера для досуга.
Для повышения уровня сформированности социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью мы поставили следующие задачи:
- формировать представление о собственной половой принадлежности;
- отрабатывать модель сотрудничества с партнером;
- учить проявлять признаки дружеского расположения;
- повышать самостоятельность при передвижении по Центру, школе, двору;
- отработка алгоритма пользования телефоном, социальной картой;
- повышать самостоятельность в общественном транспорте;
- повышение самостоятельности в ориентировке в магазине;
- отработка алгоритма покупки товара в магазине;
- соблюдение инструкций при пользовании учебными пособиями;
- повышение самостоятельности при соблюдении последовательности выполнения санитарно-гигиенических процедур;
- отработка самостоятельности при выбрать орудия труда;
- соблюдение правил игры;
Для решения поставленных задач мы используем на занятиях следующие задания:
Осознание своего «я»:
- узнавание себя в зеркале;
- называние своего имени, имен людей ближайшего окружения (если ребенок на владеет речью – реагирование на имена);
- называние (показ) частей тела;
- выбор для себя мужской одежды;
- знакомство и использование пиктограмм с изображением мужчин.
Межличностное взаимодействие:
- зрительный и телесный контакт во время организованной и свободной деятельности;
- выявление симпатий, организация совместного выполнения заданий;
- выполнение просьб;
- выполнение дисциплинарных требований.
Коммуникативное поведение:
- участие в коммуникативной ситуации;
- проговаривание (демонстрация) приветствия, прощания, благодарности;
- обращение к педагогу;
- обращение к сверстнику.
Поведение в среде социума:
- модель поведения в кабинете;
- передвижение по Центру/школе (открывание и закрывание дверей, передвижение по лестнице, опора на поручень и т.п.);
- пользование социальной картой;
- пассивное соблюдение модели поведения в транспорте, магазине при минимальной помощи взрослого;
- нахождение объекта социальной среды (магазин, транспорт);
- ориентация в участниках среды социума (продавец, кассир, водитель).
Поведение в деятельности:
- выполнение предложенных заданий доступным способом;
- прослушивание инструкций;
- использование пособий и игрушек по инструкции взрослого;
- нахождение в процессе деятельности в определенном месте.
Формирование и отработка моделей социального поведения у детей с тяжелой умственной отсталостью значительно повышают их социальный потенциал и делают их жизнь более независимой от посторонней помощи.
Список литературы:
- Лисовская, Т.В. Инновационные подходы к обучению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Т.В.Лисовская // Вестник КазНУ имени аль Фараби. Серия «Педагогические науки». – 2012. №3 (37) – С.54 – 59.
- Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы /С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, А.М. Царёв и др.; Под ред. А.М. Царёва. – Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 5 с.
- Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Шоркина Т.Д.: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. - 2018. – 64 с.
- Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью/ Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. – М.: ТЦ Сфера. - 2020. – 64 с.
- Шоркина, Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 1) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 6. – 59 с.
- Шоркина, Т.Д. Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Часть 2) / Т.Д. Шоркина, С.М. Мартыненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - № 7. – 63 с.