Статья "Рабочая программа социально-педагогической направленности по продуктивным видам деятельности аппликация, лепка"

Голоденко Елена Александровна

Данная программа предназначена для формирования умений и навыков продуктивных видов деятельности (аппликации, лепки) на занятиях с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНОНА»

Рабочая  программа

социально-педагогической направленности

по продуктивным видам деятельности Аппликация

Лепка

Составители:

учитель-дефектолог Шоркина Т.Д.

воспитатель Голоденко Е.А.

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для формирования умений и навыков продуктивных видов деятельности (аппликации, лепки) на занятиях с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость.

Программа рассчитана на трехлетний срок обучения  и составлена с учетом 2-х занятий в неделю. Материал каждого раздела программы изложен по годам обучения. Основными критериями продвижения ребенка являются примерные показатели результативности обучения (примерный перечень усвоенных умений), приводимые в конце каждого года обучения.

            В программе представлены организация и содержание воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей личности воспитанника с тяжелой умственной отсталостью и сложившихся представлений о структуре дефекта при органическом поражении ЦНС.

Учитывая особенности развития личности и трудности формирования навыков и умений у воспитанников с тяжелой умственной отсталостью, мы выделяем следующие направления работы:

  • сенсорно-перцептивная деятельность;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование собственной деятельности воспитанников;
  • алгоритм выполнения аппликации и поделок из пластических материалов;
  • психические функции и когнитивная деятельность;
  • речевое развитие.

Целью занятий продуктивной деятельностью является личностное и интеллектуальное развитие ребенка.

Задачи:

  1. Сенсорно-перцептивное развитие:

- развитие анализаторов в процессе занятий продуктивной деятельностью;

- формирование сенсорных эталонов изучаемых предметов.

  1. Развитие мелкой моторики рук:

- развитие силы, точности и координированности движений обеих рук;

- формирование правильного захвата предметов;

- развитие зрительно-двигательной координации.

  1. Формирование собственной деятельности воспитанников:

- развитие мотивации и целенаправленности в процессе занятий продуктивной деятельностью;

- развитие умения слушать инструкцию и ориентироваться в задании в определенном алгоритме;

- формирование умения использовать помощь воспитателя и повышать самостоятельность при выполнении поделок;

- отработка умения выполнять задания отраженно, с использованием образца и устной инструкции.

  1. Алгоритм выполнения аппликаций и поделок из пластических материалов:

- изучение свойств пластических материалов и различных видов бумаги;

- знакомство и отработка навыка работы с инструментами; соблюдение правил техники безопасности;

-  отработка приемов работы с пластическими материалами (тесто, глина, пластилин, песок и пр.) и различными материалами для аппликации (бумага, картон, фольга, ткань и пр.);

- отработка последовательности выполнения поделок из пластического материала и бумаги.

  1. Развитие психических процессов:

- развитие восприятия окружающего мира на основе зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, осязательных, проприоцептивных ощущений;    

- повышение точности и увеличение объема при воспроизведении учебного материала.

- коррекция мышления на основе упражнений в синтезе, анализе, сравнении;

- повышение сосредоточенности, устойчивости, переключаемости,  объема внимания.

  1. Развитие речи:

- развитие понимания речи;

- обогащение и уточнение активного и пассивного словаря;

- развитие невербальных способов общения;

- формирование связной речи.

Занятия  лепкой знакомят детей с разными пластичными материалами (с песком, глиной, тестом, пластилином), с их свойствами (рассыпчатость, пластичность, вязкость, вес, цельность массы). С помощью воспитателя дети осваивают разные способы работы с пластичными материалами, учатся создавать разнообразные формы, видоизменять их. Для украшения вылепленных поделок дети учатся наносить оттиски твердыми предметами, пользоваться формочками. Занятия  лепки предполагают различные виды лепной деятельности: лепка модульная, предметная,  рельефная, сюжетная, декоративная, лепка с элементами конструирования, лепка по представлению и т.д.

На занятиях аппликацией,  дети знакомятся с видами бумаги, картона и фольги, с их основными свойствами и осваивают способы воздействия на эти материалы. Дети учатся пользоваться ножницами, клеем, соблюдая правила техники безопасности. Широко используются природный материал (гербарий листьев, цветов, плодов), крупа, различные материалы (поролон, ватные диски, кожа, ткани) и т.д.

Большое значение имеет организация коллективных работ, использование поделок для оформления, игр, для занятий: дети видят применение своих поделок, учатся оформлять работу и под руководством воспитателя становятся настоящими дизайнерами.   На каждом занятии большое внимание уделяется организации рабочего места, санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдению правил техники безопасности.

На занятиях лепкой и аппликацией осуществляется тесная связь с другими предметами: с изобразительной деятельностью, формированием элементарных математических понятий, развитием речи. Двигательные навыки, полученные на занятиях продуктивной деятельностью, помогают быстрее и лучше овладеть навыками самообслуживания и бытового труда.

Для повышения эффективности формирования работы с пластическими материалами и изготовления аппликации составлен «Мониторинг формирования продуктивных видов деятельности». В данном мониторинге оцениваются следующие параметры:

  • отношение к занятиям;
  • способ выполнения поделок;
  • владение приемами лепки;
  • владение приемами работы с бумагой;
  • умение пользоваться ножницами;
  • умение использовать клей-карандаш;
  • ориентация на листе бумаги;
  • ориентация на рабочем столе;
  • соблюдение  алгоритма выполнения поделки.

Оценка проводится по 10-балльной системе, которая позволяет определить уровни сформированности владения данными видами продуктивной деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОСПИТАННИКА С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Собственная деятельность

Сформированы основные социальные потребности – общение, привязанность; доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Понимает привычную односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами. При заинтересованности возможно кратковременное целенаправленное выполнение заданий. При помощи педагога  ориентируется в очень простом задании, при объяснении  обязательно использование  демонстрации действий и наглядности. Доступно самостоятельное выполнение хорошо знакомых элементарных бытовых и игровых действий, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходим постоянный контроль и организующая помощь взрослого. Способ выполнения заданий: поэтапное отраженное выполнение действий с использованием помощи. Помощь использует избирательно, очень ограниченно.

Сенсорные функции

Реагирует на все виды раздражителей, ищет их источник. Но для адекватной реакции необходима достаточная длительность воздействия на анализаторы.

Психические процессы

Восприятие: не сформирована дифференциация, динамичность, избирательность и осмысленность восприятия. Доступно восприятие предметов, человека, движений; сформирован целостный зрительный образ бытовых предметов и игрушек: узнаёт реальные предметы, их заместители-игрушки, доступно соотнесение предмета с его реалистичным изображением, названием; соотносит хорошо знакомый предмет и звук, издаваемый предметом; реагирует на контрастные  поверхности и размер предметов; находит  предметы, мебель, людей в бытовом пространстве; перемещает предметы в пространстве по предварительному показу; значение  предлогов путает; правую и левую сторону не знает.

Мышление: сформировано наглядно-действенное и элементы наглядно-образного мышления: доступны игровые и бытовые предметно-орудийные действия; может выбрать орудие по устному заданию; может методом проб решить проблемную задачу (выбрать нужный размер крышки, детали конструктора).

Память: запоминает зрительный образ бытовых предметов; с помощью педагога узнает шумы природных явлений, мелодии; с помощью возможно воспроизведение знакомых мелодий.

Внимание: с помощью педагога доступно нахождение определенной фигуры из предложенного ряда, нахождение одинаковых предметов; при прослушивании сказки часто отвлекается.

Моторика

Общая моторика: доступно отраженное выполнение основных движений; движения неточные, недостаточно координированные.

Моторика рук: движения неточные, плохо координированные, часто нерегулируемой силы; сформирован ладонный и трехпалый захват и основные  манипуляции бытовыми предметами, игрушками; рисование линий доступно только сопряженно с педагогом, при закрашивании, штриховке  не соблюдает направления, границы контура, нажим неравномерный.

Речь

Восприятие речи: понимает обращённую речь на бытовом уровне, состоящую из простых фраз и сопровождаемую невербальными средствами или наглядностью.

Собственная речь: номинативно-предикативный уровень сформированности словаря: в речи присутствует предметно-глагольная лексика бытового содержания; использует часто односложную или простую структурно нарушенную, аграмматичную фразу. 

Коммуникативная функция речи: понимает ярко выраженные проявления невербального поведения, направленного на самого ребенка; обращается с просьбой и отвечает на вопросы с помощью доступных вербальных и невербальных средств.

Представления о себе и окружающем мире

Реагирует на свои имя, фамилию; показывает основные  части тела; хорошо различает внешне и по именам близких и постоянно окружающих людей; показывает, называет на доступном уровне самые распространенные предметы бытового, животного, растительного мира и явления.

Навыки самообслуживания

Навыками самообслуживания владеет частично, не понимает их значимость. Доступно выполнение обычных элементарных процедур, но не удерживает в памяти весь алгоритм; последовательность приема пищи и количество еды соблюдает только с помощью взрослого; необходим контроль и помощь в организации процесса самообслуживания.

Социальное развитие

Поведение  в социуме Центра, дома: ориентируется в помещениях группы.

 Поведение  в социуме города: соблюдает модели поведения только с посторонней помощью.

Элементарные математические представления

Доступно запоминание некоторых объемных форм (шар, куб) и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник): выделяет их из ряда форм и фигур, с помощью педагога сличает с образцом. Возможен показ 1-2-х цветов, с помощью педагога сличение с образцом. С помощью педагога возможна дифференциация некоторых размеров (большой, маленький; высокий, низкий). С помощью педагога фиксирует признаки текущего времени года; различает день, ночь. Может практически выполнить задание «Дай один».

Игровая деятельность

Выполняет базовые игровые действия по образцу, хорошо знакомые и простые – возможно выполнение по устной инструкции. Не понимает сути настольных, подвижных игр, выполняет последовательные действия только под руководством взрослого. Не ориентируется в содержании сюжетно-ролевой игры; ролевое поведение, использование атрибутов игры регулируется и организуется педагогом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Задачи первого этапа обучения:

1. Формирование интереса к  лепке и аппликации осуществляется в процессе эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого и ребенка. Ситуация общения, организуемая взрослым, формирование первичных мотивов общения являются важнейшими условиями организации изобразительной деятельности на первом году обучения. Взрослый демонстрирует ребенку различные формы деятельности (рисует, лепит на глазах у ребенка), привлекает его к совместному выполнению отдельных изобразительных действий, фиксирует его внимание на продуктах деятельности - поделках, рисунках (обыгрывает их), обучает ребенка различным способам эмоционального реагирования на действие и его результат.

2. Формирование зрительного образа предметов осуществляется при условии привлечения внимания к реальным предметам и их плоскостным изображениям, формирования комплексных ощущений в процессе манипулятивного взаимодействия ребенка с этими предметами.

3. Развитие моторной функции рук: согласованные движения обеих рук, выделение ведущей руки и ее развитие, простейшие движения кулаком, ладонью, пальцем, установление связи «глаз – рука», развитие опорных движений и захвата и др. обеспечивает формирование направленных ориентировочно-поисковых действий, специфических манипуляций с предметами.

4. Ознакомление с материалами для лепки (тесто, глина, пластилин, доска для раскатывания), аппликации (цветная бумага, картон, фольга, гофрированная бумага), организация специфических манипуляций с ними.

5. Развитие речи осуществляется с помощью моделирования ситуаций, направленных на

 - использование доступных средств и способов взаимодействия (эмоционального, телесно-ориентированного и др.);

- соотнесение реального объекта с его изображением и  словесным обозначением.

Тематическое содержание разделов.

АППЛИКАЦИЯ

Сминание бумаги в ком и маленькие комочки; разрывание бумаги на кусочки и полоски; упражнения с ножницами.

Примерные темы аппликации:

  • из готовых форм – листья, цветок, яблоко, елка);
  • из рваных кусочков бумаги   метель, салют, животные;
  • аппликации-орнаменты из готовых геометрических, растительных и других фигур.
  • Изготовление коллективных работ из уже готовых детских работ.

ЛЕПКА

Манипуляции с глиной, тестом, пластилином, песком: сминание, сжимание, сплющивание, отрывание кусочков, прихлопывание; украшение работы отпечатками острых предметов; раскатывание из пластических масс цилиндра, шара, яйца, жгутиков; видоизменение цилиндра, шара, яйца путем сплющивания их в пластину, диск, овал.

Лепка простых изделий из цилиндров, шариков, яиц, пластин, дисков, овалов (баранки, неваляшка, пирамидка, лодочки, листочки, яйца, посуда).

Примерные темы лепки:

  • Раскатывание столбиков: «Конфеты», «Палочки», «Карандаши», «Бревнышки для домика», «Колбаски».
  • Отщипывание от столбика: «Угощение для собачки», «Зернышки для курочки», «Листопад», «Снег», «Капельки воды».
  • Вдавливание указательным пальцем: «Следы мишки», «Следы зайчика», «На лесной полянке» (следы зверей).
  • Размазывание на картоне: «Море», «Полянка», «Небо», «Речка», «Дорога».
  • Изготовление коллективных работ из уже готовых детских работ.

Предполагаемый перечень знаний, умений и навыков, сформированных в результате обучения:

  1. Фиксирует внимание на действиях взрослого, эмоционально реагирует на предлагаемое им взаимодействие.
  2. Различает некоторые материалы и инструменты в вербальном - невербальном варианте («покажи – дай - назови»), манипулирует ими в соответствии с функциональным назначением, используя помощь взрослого.
  3. Удерживает предмет/объект в поле зрения, прослеживает за его перемещением.
  4. Использует различные виды захвата (ладонный,  щепотью, пинцетом).
  5. «Печатает» кулачком, пальчиком, губкой, на бумаге, тесте, пластилине.
  6. Отрывает кусочки бумаги от большого листа, кусочки пластилина (теста, глины) от целого куска.

ВТОРОЙ ЭТАП.

Задачи второго этапа обучения:

1. Создание мотивационной основы продуктивных форм деятельности обеспечивается организацией совместных действий и формированием парных отношений взрослого и ребенка в процессе совместной деятельности. Организация деятельности осуществляется в соответствии с возможностями детей. Взрослый фиксирует различные способы принятия ребенком инструкции, приемы выполнения заданий, виды и меры используемой помощи, оценивает готовую работу. В занятие вводится четко повторяющий ритуал действий, направленный на сохранение их последовательности. Материалы, предметы, с которыми работает ребенок, меняются. Последовательность видов деятельности сохраняется. Усвоение последовательности действий обеспечивается несколькими условиями: многократностью повторения, введением правила чередования сопряженных и самостоятельных действий ребенка, постепенным увеличением количества самостоятельно выполненных действий, фиксацией результативности действий ребенка. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым и предметным миром. Реализации этих задач в немалой степени способствует организация коллективной деятельности детей (общая поделка, рисунок).

2. Формирование целостного зрительного образа предметов осуществляется в ходе первичного ознакомления ребенка с системой сенсорных эталонов (формой, величиной, текстурой), соотнесения реальных предметов и их плоскостных изображений.

3. Формирование изобразительных умений с использованием доступных для детей способов действия: совмещенных движений, показа способа действия, инструкции:

- стимуляция активных движений руки в заданном направлении (пространственная упорядоченность движений);

 - знакомство с формообразующими движениями (сверху - вниз, слева – направо, оттисками, возвратными, круговыми движениями);

 - пространственная ориентировка на ограниченной плоскости (формирование поля зрения и поля движения).

4. Развитие моторной функции рук:  формирование движений ведущей руки, согласованных движений обеих рук, координация «глаз – рука», простейшие имитации, направленные на овладение вращательными движениями запястьями рук, различные виды захвата и др. обеспечивает формирование зрительно-двигательной координации и предметно-орудийных действий при овладении изобразительными умениями.

5. Изучение свойств  материалов: бумаги, картона, фольги, природных материалов, ткани, пластических материалов.

6. Отработка предметно-орудийных действий с инструментами (ножницами, клеем-карандашом, оттисками).

6. Развитие речи:

- использование приема комментированного действия, эмоциональных и речевых стимулов в виде потешек, стихотворных текстов;

 - работа над пониманием речевых инструкций, содержащих название предмета/объекта и действия.

Тематическое содержание разделов.

АППЛИКАЦИЯ

Сминание бумаги в ком и мелкие комочки, заворачивание мелкого предмета в бумагу, разрывание бумаги на кусочки и полоски, разрезание бумаги ножницами по контуру по прямым линиям.

Примерные темы аппликации:

  • аппликация из  2-х и более готовых деталей: приклеивание вырезанные воспитателем готовых форм в определенной последовательности (домик, гриб, снеговик, цветы);
  • аппликация из рваных кусочков бумаги (репка, цыпленок, бабочка);
  • аппликация-орнамент из геометрических фигур, вырезанных самостоятельно из цветной бумаги и фольги (украшение кокошника, новогодней елки);
  • аппликация-орнамент из готовых растительных и других фигур (украшение сарафана, скатерти, пасхальных яичек); аппликации-сюжета из готовых форм с элементами  рисования (Рождественская ночь);
  • коллективные работы в разной технике.

ЛЕПКА

Манипуляции с глиной, тестом, пластилином, песком: сминание, сжимание, сплющивание, отрывание кусочков, прихлопывание. отщипывание кусочков и последующее соединение, примазывание деталей друг к другу, втягивание и оттягивание небольшого количества пластической массы и т.д.

Украшение работы отпечатками острых предметов, создание узоров из отпечатков.

Раскатывание из пластических масс цилиндра, шара, яйца, жгутиков и сплющивания их в пластины, диск, овал.

Создание орнаментов из жгутиков и из цветного соленого теста.

Примерные темы лепки:

  • Предметы круглой формы: «Шарики», «Мячики», «Яблочко», «Апельсин», «Ягодки», «Конфеты», «Репка», «Поросенок», «Рыбка», «Цыплята».
  • Раскатывание и соединение: «Баранки», «Обручи», «Колечки для пирамидки».
  • Раскатывание и расплющивание: «Печенье, «Тарелочки».
  • Изготовление коллективных работ в разной технике, из разных пластических материалов.

Предполагаемый перечень знаний, умений и навыков, сформированных в результате обучения:

  1. Наблюдает за действиями взрослого.
  2. Знает название материалов и действий с ними (например, бумагу можно рвать, отрывать, намазывать, приклеивать, прижимать, вырезать; тесто/пластилин - отщипывать, размазывать, прижимать, разминать, раскатывать, соединять части и пр.).
  3. Пользуется инструментами в соответствии с их функциональным назначением.
  4. Выделяет форму величину, текстуру предметов, узнает реальный предмет в образце и готовой работе.
  5. Выполняет отдельные операции, подражая действиям взрослого, например: отрывает кусочек бумаги, используя захват «щепотью».
  6. Приклеивает (прикрепляет) заготовку на лист бумаги (картона), используя клеящий карандаш (пластилин).
  7. Лепит предметы округлой и уплощенной формы.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Задачи третьего этапа:

1. Формирование представлений о свойствах и качествах предметного мира и их отражение в поделках, рисунке, конструкции:

- формирование целостного зрительного образа предмета (узнавание различных изображений в художественных иллюстрациях и на предметных картинках, реалистичных и схематичных, цветных и черно-белых);

 - формирование стремления к получению результата деятельности личностно значимого для ребенка;

 - соотнесение готового результата деятельности (поделок) с образцом и его обыгрывание в конце занятия.

2. Организация продуктивных форм деятельности осуществляется путем выделения этапов занятия, усвоения и сохранения последовательности (ритуальности) действий на каждом из них.

Выделяются этапы занятия:

 - подготовка к  занятию (распределение оборудования и материалов на рабочем месте);

 - предварительная работа с реальными предметами, объемными поделками, направленная на актуализацию имеющихся у детей образов и представлений, организацию функций активного внимания и восприятия;

 - процесс лепки, выполнения аппликации, целью которого является не только формирование изобразительных умений, но и установление различных форм коммуникаций со взрослым, другими детьми (эмоциональной, деятельностной, речевой);

 - подведение итогов (сравнение образца с готовыми работами, оценка продукта деятельности и действий детей на занятии);

 - уборка рабочего места каждым ребенком (по необходимости -  сопряженными действиями со взрослым).

3. Формирование изобразительных умений:

- развитие формообразующих движений: оттисков кулака, ладошки, пальца, возвратных, круговых, спиралевидных движений рук;

 - совершенствование качества захвата с вращением запястья в лепке на плоскости, наклеивании деталей.

4. Формирование пространственно-временных связей:

 - развитие функции слежения (фиксация взгляда и руки на точках начала и конца движения, прослеживание взглядом и рукой);

 - формирование пространственной упорядоченности движения (ориентировка в пространстве листа, работа в заданном направлении: сверху вниз, слева направо);

- равномерное распределение объектов в пространстве листа бумаги, картона, заполнение всего пространства листа/картона и пр.;

 - установление временной последовательности действий ребенка на занятии (сначала - потом; в начале  -  в конце занятия);

 - узнавание и выделение собственной поделки среди других работ.

5. Развитие речи:

- формирование регулирующей и контролирующей функций (побуждение детей к комментированию действий и речевому отчету о произведенных действиях, продукте деятельности в соответствии с их произносительными возможностями);

- речевое комментирование собственных действий, действий взрослого с помощью сопряженной или сопряженно-отраженной речи является основным условием выполнения каждого задания.

Тематическое содержание разделов.

АППЛИКАЦИЯ

Сминание бумаги в ком и мелкие комочки, заворачивание мелкого предмета в бумагу, разрывание бумаги на кусочки и полоски, разрезание бумаги ножницами по контуру и по собственному замыслу.

Примерные темы аппликации:

  • аппликация из  2-х и более готовых деталей с последующим декорированием (зимняя одежда, неваляшка, подсолнух, кулич, насекомые);
  • аппликация из рваных кусочков бумаги (фрукты, посуда, золотая рыбка);
  • аппликация-орнамент из геометрических фигур, вырезанных самостоятельно из цветной бумаги (украшение шарфа);
  • аппликация-орнамент из готовых растительных и других фигур (украшение салфетки, новогодней маски);
  • аппликация-сюжет из готовых форм с элементами  рисования («Цветочная клумба», «Ночное небо», «Солнечное небо», «Остров в море»);
  • выполнение коллективных работ в разной технике.

ЛЕПКА

Манипуляции с глиной, тестом, пластилином, песком: сминание, сжимание, сплющивание, отрывание кусочков, прихлопывание. отщипывание кусочков и последующее соединение, примазывание деталей друг к другу, втягивание и оттягивание небольшого количества пластической массы; украшение работы отпечатками острых предметов, создание узоров из отпечатков.

Лепка из пластических масс цилиндра, шара, яйца, жгутиков и сплющивания их в пластины, диск, овал; букв и цифр из жгутиков; декоративных орнаментов из цветного соленого теста.

Примерные темы лепки:

  • Предметы вытянутой формы: «Яйцо», «Слива», «Птичка», «Лимон», «Огурец», «Банан».
  • Из колечек: «Цепочка», «Высокая пирамидка», «Связка баранок».
  • Из дисков: «Тарелка», «Блюдце»?
  • Из 2-х шаров: «Груша», «Цыпленок», «Матрешка», «Снеговик», «Рыбки», «Овощи», «Зайка»,  «Грибы».
  • Изготовление коллективных работ в разной технике, из разных пластических материалов.

     Предполагаемый перечень знаний, умений и навыков, сформированных в результате обучения:

  1. Эмоционально и предметно взаимодействует со взрослым.
  2. Соотносит реальный предмет/объект с его плоскостным изображением, узнает различные изображения в художественных иллюстрациях и на предметных картинках, в готовой работе.
  3. Пользуется инструментами, действуя в одном направлении, печатающими, возвратными,  круговыми, спиралевидными движениями.
  4. Действует с материалами, выделяя их свойства (например, свойства писчей, альбомной, цветной, гофрированной бумаги, картона, фольги).
  5. Выполняет 2-3 действия в установленной последовательности (что сначала – что потом). Например, сначала намазывает кружок клеящим карандашом, потом прижимает его к листу бумаги.
  6. Ориентируется в пространстве листа, заполняет его.
  7. Комментирует свои действия, соотносит движение руки и звучание.
  8. Копирует действия взрослого.
  9. Соотносит образец с готовой работой.
  10. Радуется при получении результата.
  11. Участвует в коллективной работе.
  12. Лепит предметы круглой формы, состоящие из нескольких одинаковых частей (кругов, шаров), передает в поделке величину предмета/ составляющих его частей.
  13. Заполняет контур рисунка пластилином, мелкими кусочками цветной бумаги (прием рваной аппликации).
  14. Наклеивает заготовку на контур, расположенный в заданном пространстве листа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Структура занятий

Структура занятий продуктивной деятельностью имеет некоторые особенности. Рассмотрим следующий вариант структуры занятия:

     1. Подготовительный этап:

         - организационный момент;

         - упражнение для активизации психических функций;

         - пальчиковая гимнастика;

         - вводная беседа.

     2. Изготовление поделки:

         - анализ образца;

         - планирование работы;

         - подготовительные упражнения;

         - практическая работа;

         - отчет о проделанной работе.

     3. Заключительный этап:

         - оценка качества выполненной работы;

         - подведение итогов.

Занятие условно делится на 3 блока: подготовительный, основной (изготовление поделки) и заключительный.

Рассмотрим более подробно этапы каждого блока.

В подготовительном блоке важен каждый этап. Например, организация рабочего места детей очень важна в первый год занятий, т.к. дети уточняют внешний вид и название материалов для поделок, проводится работа по ориентации в пространстве, уточняется значение предлогов. Упражнения  на активизацию внимания, восприятия, мышления, памяти должны содержать материал для повторения, который будет необходим в основном блоке. Сюда же входит «вводная беседа», основной задачей которой является создание заинтересованности и положительного отношения к предстоящей работе, поэтому она должна быть очень эмоциональной, наглядной и короткой. Беседу можно заменить загадкой, стихотворением, коротким игровым моментом – любое задание, которое поможет детям настроиться на предстоящую работу.

В основном блоке все этапы подчинены теме занятия – изготовлению поделки. При проведении этапа «анализ образца» необходимо назвать поделку, определить ее назначение, перечислить детали поделки, определить их количество, пространственное расположение, цвет, форму, размер, материал и способы соединения деталей. Этап «планирование работы» очень сложен для умственно отсталых детей, поэтому в начале обучения основная роль отводится воспитателю: выполнение каждой операции сопровождается словесной инструкцией и демонстрацией. Постепенно дети подводятся к планированию по вопросам воспитателя. Дети учатся выполнять знакомые изделия по собственному замыслу, т.е. учатся самостоятельно планировать свою работу.

Этапу «практическая работа» обязательно предшествует этап «пальчиковая гимнастика».  При выполнении задания на первом и втором этапе воспитатель оказывает максимальную помощь ребенку: при работе держит его руки в своих руках, помогает сравнить поделку с образцом, уделяет внимание правилам пользования инструментами и приспособлениями и т.д. на третьем этапе при выполнении задания детям также оказывается большая помощь, но постепенно они становятся более самостоятельными.

Этап «отчет о проделанной работе» очень сложен для умственно отсталых детей. Он может проводиться методами сопряженного или отраженного проговаривания отдельных фраз за воспитателем, ответом на развернутый вопрос воспитателя, повторением правильного ответа другого воспитанника и т.д.

В конце занятия важно дать развернутую аргументированную оценку деятельности воспитанников, их отношению к тому, как они выполняли то или иное задание. Именно оценка отношения ребенка к заданию («Старался, был внимательным...») – выступает в качестве основы для развития у него мотивации к учебной деятельности.

Мониторинг формирования продуктивных видов деятельности

(лепки и аппликации)

Уровни сформированности

Параметры оценки

1-ый уровень

(0-2 балла)

2-ой уровень

(3-5 баллов)

3-ий уровень

(6-8 баллов)

4-ый уровень

(9-10 баллов)

Отношение к занятиям

Фрагментарное  проявление интереса

Повышение эмоционального фона в процессе занятий

Необходима стимуляция педагога в конце занятия

Устойчивый интерес к занятиям

Способ выполнения поделок

Пассивный сопряженный

Отраженно-сопряженный

Отраженный с использованием образца

Отраженный с использованием образца; использует устную инструкцию

Владение приемами лепки

Совместно с воспитателем (рука в руке)

После предварительного показа и  повторения

Необходима помощь в процессе лепки

Владеет основными приемами лепки

Владение приемами работы с бумагой

Совместно с воспитателем (рука в руке)

После предварительного показа и  повторения

Необходима помощь в процессе выполнения задания

Владеет основными приемами работы с бумагой

Умение пользоваться ножницами

Совместно с воспитателем (рука в руке)

Умеет совершать действия с ножницами без бумаги

Умеет резать картон без соблюдения контура

Умеет резать картон и твердую бумагу

Умение использовать клей-карандаш

Совместно с воспитателем (рука в руке)

С активной помощью

С незначительной помощью воспитателя

Самостоятельно

Ориентация на листе бумаги

Пассивно выполняет действия совместно с педагогом

По предварительному показу

По образцу

По устной инструкции

Ориентация на рабочем столе

Пассивно выполняет действия совместно с воспитателем

С активной помощью воспитателя

С помощью воспитателя

По устной инструкции

Соблюдение  алгоритма выполнения поделки

Пассивно выполняет действия совместно с воспитателем

С активной помощью воспитателя

С помощью воспитателя

По устной инструкции

Образец занятия по Аппликации

Тема: аппликация «Неваляшка»

Цель: научить изготавливать аппликацию из 2-х и более деталей с элементами рисования.

Задачи:

Образовательная: 

- закрепить умение последовательно наклеивать детали Неваляшки;

- закрепить знания об игре с куклой Неваляшка.  

Коррекционно-развивающая:

- коррекция восприятия на основе упражнений в пространственной    ориентировке;

- коррекция мелкой моторики в процессе работы с бумажными деталями и фломастерами.

Воспитательная:

- воспитание интереса к продуктивным видам деятельности.

 Словарная работа:

Неваляшка, шар, нос, глаза.            

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- готовая аппликация «Неваляшка»;

- детали для изготовления образца на доске;

- презентация «Неваляшка».

Раздаточный материал:

- цветной картон для основы аппликации;

- детали для изготовления Неваляшки;

- клей-карандаш;

- фломастеры (красный и синий);

- подкладные доски для работы над аппликацией;

- подносы и корзинки для деталей и инструментов;

- салфетки для наклеивания и для вытирания.

Методы и технологии, используемые  на занятии:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие.

План занятия:

I  Организационно-подготовительный этап.

  1. Организация детей на занятие.
  2. Сообщение темы и цели.
  3. Организация рабочего места.
  4. Загадка о Неваляшке.
  5. Просмотр видеоролика «Неваляшка».

II  Основной этап.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Изучение образца.
  3. Игра «Куклы Неваляшки».
  4. Распределение деталей на картоне для наклеивания.
  5. Приклеивание деталей.
  6. Прорисовка недостающих деталей фломастерами (нос, глаза, рот,   руки-шарики).

III  Заключительный (рефлексия):

  1. Анализ и оценка работ.
  2. Составление коллективной работы «Хор Неваляшек»