Конспект открытого занятия Cюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе»
САМОАНАЛИЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В ГРУППЕ «БАРБАРИКИ»
Вашему вниманию была представлена сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе», участниками которой были дети группы «Барбарики».
Конспект данного мероприятия составлялся мною с учетом приоритетного направления деятельности Центра: формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью; в соответствии с календарно-тематическим планом и планом методической работы.
Методическая тема: формирование игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Тема занятия: сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Цель занятия: отработка ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре.
В процессе игры решались следующие задачи:
- Дидактическая: учить детей использовать атрибуты игры и предметы-заместители; отрабатывать модель поведения на наземном регулируемом пешеходном переходе.
- Коррекционная: коррекция восприятия на основе упражнений в развитии зрительных ощущений; коррекция речи на основе упражнений в диалогической речи.
- Воспитательная: формирование правил поведения в социуме (автобусе).
Игре «Поездка на автобусе» предшествовала следующая подготовительная работа:
- игры-занятия по освоению правил дорожного движения;
- занятия о профессиях на городском транспорте «Водитель» и «Кондуктор»;
- ежедневная работа по формированию взаимодействия детей в процессе игры;
- индивидуальная работа по разучиванию ролевых слов и действий.
В содержании данной игры были использованы несколько видов деятельности:
- игровая: использование атрибутов и предметов-заместителей, подчинение своих действий правилам игры;
- коммуникативная: ответы на вопросы, проговаривание ролевых диалогов;
- познавательная: знания детей о правилах дорожного движения, о профессиях;
- предметно-практическая: постройка автобуса, составление светофора;
- музыкально-ритмическая: физкультминутка «Светофор».
Можно выделить следующие особенности игры «Поездка на автобусе»:
-в данной игре была отражена окружающая жизнь – ежедневная поездка на автобусе в школу;
-были использованы комплексные действия (взять билет, сесть на определенное место; посмотреть на сигнал светофора и перейти по пешеходному переходу).
-игра имеет общественный характер – менялись условия, менялись и действия, например, действия перед входом в автобус отличаются от действий в автобусе и т.д.
-дети оперировали имеющимися знаниями: соотносили цвет и вид геометрической фигуры; вспоминали обязанности водителя и кондуктора.
-все дети находились в отношениях сотрудничества: кондуктор и пассажиры; водитель и кондуктор; взаимодействие пар при переходе через дорогу.
-были использованы знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, а именно обязанности кондуктора, водителя и пассажиров.
В силу особенности развития, не все дети смогли проявить творческие способности, привнести в игру что-то свое. Но при неоднократном повторе этой игры у детей повысится самостоятельность, и дети смогут менять атрибуты, последовательность, сюжет игры. Помощь педагога будет минимальной.
В игре участвовали очень разные дети. Они отличаются уровнем речевого развития, умением выполнять инструкции, запоминать последовательность действий. Некоторые дети двигательно- расторможены, один ребенок с диагнозом детский аутизм. Поэтому к каждому ребенку применялись разные приемы. Например, Кирилл хорошо воспринимает фронтальное объяснение, а остальным детям объяснение приходилось повторять индивидуально. При выполнении заданий было необходимо постоянно обращать внимание на образец, выполнять задание отраженным или сопряженным способом. Ваня не мог сосредоточиться на объяснении и при выполнении он также отвлекался. Поэтому в большинстве случаев его игровые действия были совместными с моими и приходилось постоянно его возвращать в рамки игрового поля.
В игре были использованы следующие технологии:
Игровые технологии:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
- доступность для воспитанников данного возраста;
- совершенствование процессов взаимодействия участников игры, расширение их коммуникативной компетентности;
- координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:
- идея о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения.
На мой взгляд, игра получилась интересной, динамичной, дети были активны и эмоциональны. Все поставленные задачи реализованы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНОНА».
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Cюжетно-ролевая игра
«Поездка на автобусе»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Голоденко Е. А.
ГРУППА «Барбарики» .
2016-2017 учебный год
Тема. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Цель. Отработка ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре
Задачи:
- Дидактическая: учить детей использовать атрибуты игры и предметы-заместители; отрабатывать модель поведения на наземном регулируемом пешеходном переходе.
- Коррекционная: коррекция восприятия на основе упражнений в развитии зрительных ощущений; коррекция речи на основе упражнений в диалогической речи.
- Воспитательная: формирование правил поведения в социуме (автобусе).
Оборудование.
Демонстрационный наглядный материал:
- макет дороги;
- стулья;
- имитация пешеходного перехода
- руль, билеты.
Раздаточный наглядный материал:
- разноцветные кружки;
- картинка светофор;
- кепки, значки;
-
Словарная работа: автобус, дорога, пешеходный переход, светофор.
Работа над социальными навыками: формирование коммуникативного поведения и взаимодействия в процессе игровой деятельности.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
- Организационно-подготовительный этап.
- Организация детей на занятие.
- Упражнение «Составь светофор».
- Cюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
- Постановка целей и задач игры.
- Организация игрового поля:
- постройка автобуса;
- знакомство с атрибутами игры.
- Выбор ролей между детьми.
- Повторение игровых правил.
- Организация проведения игры:
- вход в автобус;
- покупка билета;
- остановка «Лесная поляна»;
Физкультминутка.
- проезд до остановки «Группа «Барбарики»;
- выход из автобуса;
- переход через дорогу.
- Рефлексия.
- Обсуждение ролей «Водитель», «Кондуктор», «Контролер».
- Называние атрибутов и предметов-заместителей.
- Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Деятельность воспитателя. | Предполагаемые ответы и деятельность воспитанников. |
| |
| |
Сегодня мы с вами по играем. Ребята вы любите играть? Давайте с вами сядем все красиво, ровненько, руки положим перед собой на стол. Молодцы! | Да Дети садятся все ровно |
| |
Посмотрите, что изображено на картинке? (светофор). Правильно! Молодцы! А скажите на какие геометрические фигуры похож наш светофор? (Прямоугольник и круги) Правильно, молодцы! Давайте, мы с вами познакомимся с цветами светофора. (Красный, желтый, зеленый) правильно! Посмотрите у вас на столах лежат сломанные светофоры, давайте мы их с вами по чиним? Нам сейчас необходимо на светофор правильно выложить, «убежавшие» огоньки. Перед тем как вы начнете работать, послушайте меня внимательно! Цвет зеленый – Проходи! Какого цвета мы положим первый кружок? А второй? И третий? Правильно! Дети выкладывают круги на светофор. Молодцы! | Светофор. Прямоугольник, круги Красный Желтый Зеленый Да Красный, желтый, зеленый. |
2.Сообщение темы и цели занятия. | |
А теперь, я вас приглашаю поехать в путешествие. Давайте вспомним, каким видом транспорта мы пользуемся. (Такси, автобус, метро) А как вы думаете на чем мы поедим. Правильно, мы поедим на автобусе! Но сначала мы его с вами постоим. Из чего мы будем строить автобус? Из стульев. Вот и у нас получился автобус, но, чтобы он поехал, нужен водитель. Кто хочет быть водителем? (Выбирается водитель, на него надевается кепка, жилет) Садись, водитель, за руль, повезешь ребятишек. В автобусе еще работает кондуктор, он продает билеты Кондуктором будет… Вот тебе сумочка с билетами, будешь их продавать Людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами. Мы с вами будем пассажирами. Покупайте билетики, проходите в автобус, садитесь на свое место. (Дети занимают места в соответствии с цветом и формой геометрической фигуры на билетике). А я буду контролером и посмотрю, правильно ли вы заняли свои места. Ну вот, все ребята приобрели билеты, теперь можно ехать. Наш автобус трогается в путь. Все сели? Би-бип. Поехали. На какой цвет светофора можно ехать? А на какой цвет светофора нужно остановиться? Поехали!!! И что бы нам было не скучно ехать, давайте споем песенку: Мы едем, едем, едем в далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья. Нам весело живется, мы песенку поем, И в песенке поется о том, как мы живем. Остановка «Лесная поляна»! Выходим, приехали. А теперь давайте, мы с вами разомнемся, а то мы долго ехали устали и засиделись. |
Такси, автобус, метро на автобусе На ребенка одевается кепка и жилет Берет руль Раздает билетики Дети проходят в автобус, садятся на свое место. Дети сравнивают свои билеты со своими местами Зеленый Красный Поют песенку |
Физкультминутка. | |
Светофор Раз, два, три, четыре, пять! А теперь поехали дальше, занимаем свои места. Едим под музыку. Остановка группа «Барбарики»! Выходим. Молодцы! Смотрите, нам нужно перейти на другую сторону дороги. Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу. Давайте найдем и покажем на нашей дороге, где находиться пешеходный переход. Это пешеходный переход. Покажите еще раз, где пешеходный переход. Правильно, молодцы! На какой свет светофора можно переходить дорогу? Какой горит сейчас? Можно на него переходить дорогу? Правильно, молодцы! Загорелся зеленый свет! | Дети повторяют за воспитателем. Дети показывают На зеленый Красный Нельзя Дети переходят по пешеходному переходу. |
III. Рефлексия. | |
Ребята вы все очень хорошо играли, хорошо справились со своими ролями. Кто у нас был водителем? Кто был кондуктором? Кто был контролером? | Дети отвечают |
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. | |
Вам понравилось, путешествие в автобусе? Как вы думаете, на каком ещё транспорте можно путешествовать? (на такси, поезде, трамвае, метро). Правильно, молодцы ребята, но в автобусе удобнее путешествовать, потому что в него может вместиться много людей, и он может везде проехать! | Да На такси На поезде |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. | |
. – Правильно собрали сломанные светофоры. - показали мне, как и где нужно переходить дорогу
|