ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Наумкина Наталия Викторовна

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, схемы, таблицы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mnemotehnike.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ  В  РАЗВИТИИ  РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Н.В. Наумкина, О.С. Шнякина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Елочка»

г. Балашов, Саратовская область

E-mail: natalia.naumckina@yandex.ru

THE USE OF MNEMONICS FOR SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN.

N.V. Naumkina, O.S. Shnyakina

Municipal preschool educational institution "Kindergarten of combined type "Herringbone"

Balashov, Saratov region

Аннотация: Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, схемы, таблицы).

Abstract: A large place is occupied by the use of mnemonics in preschool age, because the preschool period is the age of visual forms of consciousness (first of all, these are various visual models, illustrations, diagrams, tables).

Ключевые слова: мнемотехника; развитие речи; мнетаблицы; дети дошкольного возраста.

Keywords: mnemonics; speech development; mnemonics; preschool children.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, правильной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

   Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.

 В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.  

В речи детей дошкольного возраста существует множество проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• недостаточный словарный запас;

• употребление нелитературных слов и выражений;

• неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи,  нарушение звукопроизношения и т. д.;

• плохая дикция.

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития  связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей.

В дошкольном возрасте ребенок  должен овладеть таким словарем, который позволил  бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, а в последствии успешно обучаться в школе.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники [1]. Использование мнемотехники для развития речи это новое направление, но педагоги  активно используют данную технику в своей работе для заучивания с детьми стихотворений, пересказе сказок и рассказов, составлении описательных рассказов.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что  в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того,  приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Принцип действия  мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается образ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста. Это должен быть простой и доступный ребенку рисунок. Таким образом, вся текстовая информация зарисовывается схематически и заносится в мнемотаблицу. Мнемотаблица [2] служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы - это дидактический материал.  Их можно использовать для:

обогащения словарного запаса;

обучения составлению рассказов;

пересказов художественной литературы;

отгадывания и загадывания загадок;

заучивания стихов.  

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей возникают цветные образы: снег – белый, листья – зеленые, небо – голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками, можно использовать черно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста,  по мере овладения конкретными навыками, схемы желательно составлять  в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

На начальном этапе работы по мнемотаблицам педагог  предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы для составления  описательных рассказов  (об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, временах года). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника в заучивании стихотворения.    

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов  широко используется мнемотехнику. Вместе с детьми проводятся беседы по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Мнемотаблицы в разгадывании загадок.

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Загадывая загадки,  ребенок  приучается рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; понимание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
Загадка – это полезнейшая интеллектуальная гимнастика. Начинается она с обучения ребёнка грамматически правильно строить предложение, составлять загадки, повторять, опираясь на схему.

Таким образом, мнемотехника способствует развитию речи, продуктивности запоминания, выявление  у детей желание придумывать интересные  сказки, истории,  пересказывать тексты. А также оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция и, как следствие, повышается интерес к обучению. Дети становятся более активными и стремятся запоминать разную информацию.


Список использованных источников:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб.
  2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
  3. Журналы «Дошкольное воспитание» №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
  4. Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект.  - М.: Книголюб, 2005.