Доклад Использование кейс-технологий для формирования функциональной грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАТАР-ХАДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Е.Х. ЕХАНУРОВОЙ
669127 РФ, Иркутская область, с. Хадай, ул. Трактовая, 28
E-mail: hatar-hadayskaya@list.ru
ОКПО 59977374, ОГРН 1028500601579
Использование кейс-технологии для формирования
функциональной грамотности на уроках обществознания
доклад
Выполнила: учитель истории и
обществознания Павлова Н.М.
Хадай, 2021
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться недавно. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни) (Приложение 1).
Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем, включая педагога.
Потенциал метода кейсов. Способствует развитию умений:
- анализировать ситуации;
- оценивать альтернативы;
- выбирать оптимальный вариант решений;
- составлять план осуществления решений.
И как результат – устойчивый навык решения практических задач.
Требования к содержанию кейса:
1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты);
2. Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер;
3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Результаты, возможные при использовании кейс-метода:
Учебные:
- усвоение новой информации;
- освоение метода сбора данных;
- освоение метода анализа;
- умение работать с текстом;
- соотнесение теоретических и практических знаний.
Образовательные:
- создание авторского продукта;
- образование и достижение личных целей;
- повышение уровня коммуникативных навыков;
- появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
Образовательный эффект кейс-метода:
1. Дается возможность применения полученных знаний на практике;
2. Развиваются навыки, необходимые в реальной жизни; умение работать с информацией; систематизировать, анализировать, принимать решения;
3. Развивается логическое, критическое мышление;
4. Формируется умение обосновывать и защищать свою точку зрения;
5. Повышается мотивация к учению, к поиску новой информации;
6. Дается понимание реальной цели работы и ощущение ответственности за реальное решение;
7. Формируется понимание жизненных рисков.[1]
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что кейс-технология отлично подходит для формирования функциональной грамотности.
Кейс-технологию можно успешно использовать, например, на уроках обществознания. К примеру, в рамках изучения главы «Экономика» обучающимся предлагается решить ситуации с финансовым мошенничеством и выстроить алгоритм поведения в таких ситуациях, таким образом, мы формируем финансовую грамотность. В старших классах мы можем предложить обучающимся к рассмотрению различные глобальные проблемы и выработать способы решения глобальных проблем, тем самым формируя глобальные компетенции. Для формирования у обучающихся математической грамотности мы можем предложить порешать задачи на такие темы как «Семейный бюджет», «Затраты, выручка, прибыль» и так далее. В контексте формирования естественнонаучной грамотности на уроках обществознания могут быть предложены к рассмотрению экологические проблемы, их причины и выработка путей их решения, или выявление различий между детьми с ОВЗ и обычными ребятами и выработка основ коммуникации с ними с учетом их индивидуальных особенностей. Для формирования читательской грамотности обучающимся может быть предложена работа с текстом, поиск и обработка информации.[2]
Важной особенностью метода кейса является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом (Приложение 2).
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Так как в образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся, то кейс-стади сегодня наиболее эффективный метод образования, у которого, несомненно, большое будущее.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны обучающихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с обучающимися, сможет это сделать вполне профессионально.
Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:
- обучающиеся работают более активно, целеустремленно;
-повышается стимул к получению прогнозируемого результата;
-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;
-создаются равные условия для каждого;
-выпускники адаптируются в новых социальных условиях.
Проблемы с использованием кейс-метода заключаются в том, что материалы для него, т.е. источники, подготовить непросто. В странах, в учебных заведениях которых применяют эту технологию (а это – университеты), готовят кейс-материалы специальные группы людей.
Тем не менее, в наших школах такой метод должен иметь место, и подготовить уроки с его использованием возможно и интересно.[3]
Литература
1. https://docviewer.yandex.ru/view/742020302/ - «Кейс-метод в практике школьного образования». 2020. Апанасенко О.Н. канд. пед. наук, доцент Западно-Сибирский МОЦ
2. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/31353 - «Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в условиях реализации современного ФГОС». 2020 г. Фауст Ю.А. учитель МКОУ «Комсомольская СШ»
3. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2020/04/28/master-klass-keys-tehnlogii-na-urokah-istorii-i - «Мастер-класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания». 2020. Васильченко О.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г. Борзи
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литература 1. https :// docviewer . yandex . ru / view /742020302/ - «Кейс-метод в практике школьного образования». 2020. Апанасенко О.Н. канд. пед . наук, доцент Западно-Сибирский МОЦ 2. https :// www .1 urok . ru / categories /21/ articles /31353 - «Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания в условиях реализации современного ФГОС». 2020 г. Фауст Ю.А. учитель МКОУ «Комсомольская СШ» 3. https :// nsportal . ru / shkola / obshchestvoznanie / library /2020/04/28/ master - klass - keys - tehnlogii - na - urokah - istorii - i - «Мастер-класс «Кейс технологии на уроках истории и обществознания». 2020. Васильченко О.П. учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43 г. Борзи
Спасибо за внимание!