Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса | 46.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа педагога-психолога
по сопровождению образовательного процесса
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии сАООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 10» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также основывается на перечне следующих нормативных документов:
- Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Семейный Кодекс Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
- Декларация ООН «О правах инвалидов»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 30 августа 2013 года. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Устав ГКОУ «Школа-интернат № 10»
Рабочая Программа в соответствии со Стандартом направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, преодоление трудностей в освоении АООП, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Программа определяет содержание и организацию психолого-педагогической деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью. и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания школьников, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации, образовательного процесса.
Программа обеспечивает: выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью при освоении ими АООП и их адаптацию; реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Деятельность педагога-психолога направлена на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.
1.2 Цели и задачи Программы
Цель: создание детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями оптимальных условий для социально-психологической адаптации и развития их познавательных, коммуникативных, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- Способствовать реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
- Создать условия для эффективной социально-психологическойадаптации детей к новым условиям, помощи в решениипроблемсоциальноговзаимодействия, улучшения климата межличностных взаимоотношений.
- Содействовать становлению и развитию личностных качеств иэмоционально-волевыхособенностей обучающихся,способствующихнормальномупротеканиюпроцессаобученияивоспитания, осуществлять их коррекцию;
- Содействовать развитию коммуникативных умений и навыков, необходимых дляпродуктивного взаимодействия с социумом;
- Способствовать актуализации и развитию познавательныхпроцессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развитияучащихся;
- Применять методы практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей;
- Оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку педагогам в реализации задач воспитания и обучения с учетом психовозрастных особенностей детей.
- Обеспечить реализацию психолого-педагогических программ, согласованных с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка;
- Осуществлять психодиагностическую работу с целью выявления и оказания психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- Осуществлять психологическое сопровождение периода адаптации к школе, профилактику школьной и социальной дезадаптации;
- Осуществлять разработку и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с обучающимися в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- Организовать работу с обучающимися, педагогами и родителями при переходе детей в среднее звено;
- Организовать профориентационную работу в старшем звене;
- Организовать просветительскую деятельность с педагогами, родителями и обучающимися;
- Участвовать в разработке и реализации индивидуальных комплексных программ развития (ИПР), специальных индивидуальных программ развития (СИПР) в условиях взаимодействия педагогов
- психолого - педагогического консилиума ГКОУ «Школа-интернат № 10»;
- Повышать собственный профессиональный уровень.
Адресат программы: все участники образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители).
Программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на 2022-2023 учебный год.
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:
Индивидуальная
Подгрупповая
Групповая
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности Учреждения в работе с детьми от 7 до 17 лет, родителями обучающихся и педагогами Учреждения.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей школьников и спецификой Учреждения.
Педагог-психолог Учреждения осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
- Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы
В условиях модернизации образования и активно развивающейся и внедряющейся инклюзивной практики множество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с интеллектуальными нарушениями, имеют возможность включения в среду образовательных организаций.
Для детей, имеющих интеллектуальные нарушения или по-другому – умственную отсталость, характерным является качественное изменение всей психики, всей личности в целом. Это является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при которых страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Специфическая особенность детей с умственной отсталостью – слабая дифференциация норм поведения в разных социальных условиях, низкая любознательность и продолжительное доминирование социальных и игровых мотивов при обучении. В условиях школы важным навыком является обучение коллективной деятельности и принятию новой социальной роли. В данном процессе ребенок усваивает смысл общественных норм, способы взаимодействия с взрослым, постигает права и обязанности по отношению к коллективу.
Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие всех познавательных процессов, которое проявляется в инертности и лабильности в процессе познания. В результате эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем мире, их опыт оказывается крайне беден. При умственном недоразвитии первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются следующие особенности:
- специфика интеллектуальной деятельности выражается в слабой критичности мышления; в непонимании причинно-следственных связей; в нарушении формирования Я – концепции; в трудности в выделении главного; в непонимании внутренней связи между частями;в трудности восприятия пространства и времени; в специфической логике построения высказываний инарушении компонентов речи;в специфичности умозаключений и ограниченности запаса знаний и представлений о мире;
- специфика эмоционально-волевой сферы проявляется в эйфоричности во взгляде и поведении; в эмоциональной лабильности; в скупости эмоциональных проявлений; в бедности эмоционального запаса; в отсутствии сложных эмоций; в слабости эмоционального контроля за действами и в наличии сверхценных идей и переживаний;
- особенность общей и мелкой моторики может наблюдаться в специфической походке; бедности мимики; неадекватности эмоций;нескоординированности движений; нарушении равновесия; отсутствии взгляда; «неловкости» рук; слабости тонких движений пальцев и др.
- деятельность умственно отсталых детей может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной и стереотипной.
Такие особенности создают определенные трудности включения ребенка в образовательную среду, поэтому первоочередной задачей специальной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью является установление эмоционального контакта с ребенком и его вовлечение в развивающее взаимодействие.
Адаптация детей с умственной отсталостью к условиям образовательного учреждения – процесс длительный и постепенный. Чаще всего у детей с умственной отсталостью, как у младших школьников, так и у подростков, возникают трудности в усвоении нравственно-этических норм поведения, в установлении иерархически правильных связей между взрослым и ребенком, в принятии социальной роли – ученик, а также адаптации к правилам и требованиям, предъявляемым в образовательном учреждении.
Проблема адекватной адаптации к школьным условиям детей с умственной отсталостью и сегодня продолжает оставаться актуальной в специальной психологии. Так, в связи с введением новых федеральных образовательных государственных стандартов обучения лиц, имеющих психические и физические недостатки, качественно меняется психокоррекционная и диагностическая работа с детьми.
Кроме этого, обязательным и важнейшим условием инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями является их мультидисциплинарное сопровождение психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации, разработка индивидуального образовательного маршрута и динамическая оценка эффективности сопровождения с последующей корректировкой образовательной траектории.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены следующие основные принципы:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
- принцип гуманистичности, предполагающий отбор и использование гуманных личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
- принцип превентивности, обеспечивающий переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- принцип научности, отражающий важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики и коррекции развития личности ребенка;
- принцип комплексности, подразумевающий взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения;
- принцип «на стороне ребенка», устанавливающий приоритет интересов ребенка, обеспечивающий защиту его прав при учете позиций других участников образовательного процесса;
- принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решение проблемы за ребенка, а его обучениеэффективным способом разрешения проблем самостоятельно;
- принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия, обуславливающие совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программы;
- принцип системности, предполагающий, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность;
- принцип рациональности, лежащий в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливающий необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Направления деятельности педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10» осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:
- психологическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа с детьми;
- психопрофилактика;
- консультирование субъектов образовательного процесса;
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
- организационно-методическая работа.
- Психологическая диагностика
Основной целью диагностической работы является выявление основных проблем и определение причин их возникновения:
• первичная и итоговая диагностика уровня адаптации обучающихся к школьному обучению в 1-м и 5-м классах;
• исследование особенностей познавательной и эмоционально- личностной сферы обучающихся;
• углубленное психодиагностическое обследование детей, чьи особенности когнитивного развития выявлены при фронтальном обследовании;
- углубленные психодиагностические обследования детей, по запросам родителей и педагогов, обратившихся за оказанием психологической помощи;
- психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК:
- дополнительно по запросам родителей, педагогов, администрации Учреждения и личным наблюдениям проводится диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
- Психологическое просвещение
Основной целью психологического просвещения является развитие психологической культуры субъектов образовательного процесса:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и педагогов. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
Обязательно:
- проведение систематизированного психологического просвещения педагогов:
- проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
- повышение психологической культуры педагогов;
- родительское собрание.
- Консультационная работа
Основной целью консультативной деятельности выступает оптимизация взаимодействия субъектов образовательного процесса, оказание им психологической помощи.
Психологическое консультирование обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется п запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих обучающихся. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.
Обязательно:
• индивидуальные консультации, направленные на построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;
• консультирование педагогов по результатам диагностики;
• консультирование педагогов и специалистов по запросу;
• консультирование родителей по запросу;
- консультирование обучающихся по запросу.
- Коррекционно-развивающая деятельность
Основная цель – организация и осуществление психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации. Ориентиром для реализации коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС.
Обязательным является проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение; проведение развивающих занятий с детьми всех возрастных групп, с целью формирования познавательных процессов, коммуникативных навыков, развития эмоциональной и личностной сферы.
В Учреждении реализуются следующие групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие программы:
- Программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» для обучающихся в 1-м классе;
- Программа коррекционно-развивающих занятий «Шаги к успеху» для обучающихся 2-4 классов;
- Программа коррекционно-развивающих занятий «Я познаю мир» для обучающихся 5-9 классов;
- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по гармонизации эмоциональной сферы подростков;
- Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся в 5-9 классе;
- Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью.
Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
- Психопрофилактическая деятельность
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.
Обязательно:
- Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды;
- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
- содействие благоприятному социально-психологическому климату в Учреждении;
- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
В Учреждении реализуется следующая психопрофилактическая программа:
- Профилактическая программа «Я выбираю жизнь» по предупреждению суицидального поведения среди детей и подростков с умственной отсталостью.
- Организационно-методическая работа
Организационно-методическая работа включает в себя следующие мероприятия:
- участие в психолого-педагогическом консилиуме;
- посещение заседаний методического объединения;
- работа с психолого-педагогической литературой;
- консультации со специалистами;
- посещение курсов;
- сотрудничество со смежными специалистами;
- работа в педагогических советах и совещаниях;
- оформление документации, кабинета, стендов.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
У педагога-психолога Учреждения есть отдельный кабинет, где организовано рабочее пространство: имеется необходимая мебель, ноутбук, принтер, доступ в интернет. В кабинете хранятся необходимые для работы наглядные пособия и материалы, учебно-методическая литература. Помимо основного кабинета, в работе используется сенсорная комната для обучающихся.
- Методическое обеспечение
- Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ.высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Коррекционная и специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений /Автор-составитель: Андреева О.И. – Азов, 2012. – 168 с.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Микадзе. Ю. В «Нейропсихология детского возраста: учебное пособие» Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181588
- Нейропсихология детского возраста: Питер; СПб.; 2008.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013. – 82 с.
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М.Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
- Шипицына Л. М. ; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.