Рабочие программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
Программы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников
с умственной отсталостью
1.Пояснительная записка
Представленная коррекционно-развивающая программа для детей с интеллекуальными нарушениями, обучающихся в 1-4 классах составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- Учебного плана для общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-й, 2-й, 3-й, 4-й классы) ГКОУ «Школа-интернат №10» на 2022-2023 учебный год.
Предназначена для развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) эмоционального интеллекта как суммы навыков и способностей к распознаванию эмоций, пониманию намерений, мотивов и желаний других людей и своих собственных. Также это рассматривается как способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических жизненных задач.
В настоящее время важность такого компонента как эмоциональный интеллект в развитии личностного потенциала, способности к пониманию себя и других нельзя переоценить. Особенно сейчас, когда в условиях постоянных изменений во многих сферах жизни российского общества, дети с умственной отсталостью оказываются не готовыми к переменам. В контексте современной социально-экономической ситуации перед практическими психологами стоит задача не только повышения уровня социальных навыков ребёнка, но и содействия в становлении и развитии способности успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также принимать социальные нормы и правила. Именно в этом мы находим актуальность нашей программы.
Уровень эмоционального интеллекта умственно-отсталых детей находится в прямой зависимости от недоразвития интеллектуальной сферы, структуры дефекта, социальных условий. Для них характерны:
- некритическое самовосприятие;
- поверхностность, неточность и неадекватность опознания эмоциональных переживаний других людей;
- образы эмоциональных состояний словесно не воспроизводятся, обнаруживается бедный запас понятий, обозначающих эмоциональное состояние;
- недифференцированность тонких эмоциональных состояний.
Таким образом новизна программы заключается в том, что на занятиях дети с умственной отсталостью смогут научиться раскрывать свои чувства и делиться переживаниями. Программа подразумевает создание такой дружелюбной, свободной, а главное безоценочной атмосферы, в которой младшие школьники смогут открыто взаимодействовать, выражать эмоции, обсуждать их.
Младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постоянно ребенок вступает в фазу формирования личности.
Педагогическая целесообразность состоит в грамотном подборе форм работы. При организации занятий с младшими школьниками с нарушениями интеллекта крайне необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, а также ведущий вид деятельности, которым является обучение. Важно заниматься развитием любознательности и познавательной активности, умений самостоятельно думать и решать логические задачи. Но главным при этом остаётся понимание своих эмоций, умение владеть собой, не отступать перед трудностями, понимать формальные и неформальные правила группы, уметь общаться и быть отзывчивым. Эти умения помогут ребёнку адаптироваться к школьному обучению.
Программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста 1-4 классов.
Актуальность программы связана с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включения в коррекционную область учебного плана обязательных коррекционных курсов, а также с необходимостью поддержки развития психических способностей в сфере эмоционального интеллекта.
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие эмоционального интеллекта младших школьников с нарушениями интеллекта.
Задачи программы:
- Развивать умение распознавать эмоции по невербальным, вербальным и паравербальным признакам у себя и у других людей;
- Создавать условия для расширения эмоционального словаря ребёнка и развития его эмоциональной выразительности;
- Формировать у ребёнка умение выражать свою индивидуальность и развивать понимание необходимости сотрудничества в группе;
- Расширять представление ребёнка о способах изменения эмоций и некоторых способах саморегуляции;
- Создать условия для знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях.
1.2 Принципы организации коррекционно-развивающей работы
Программа развития эмоционального интеллекта построена с учётом следующих принципов организации коррекционно-развивающей работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции (этапу коррекции предшествует этап комплексной диагностики, позволяющей выявить содержание и интенсивность трудностей развития, на основе которых будет строиться работа, а также контроль динамики изменений на протяжении реализации коррекционно-развивающей программы);
- Принцип «нормативности» развития (коррекционно-развивающие занятия строятся с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка);
- Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребёнка (сотрудничество психолога с детьми носит опережающий характер, обеспечивающий формирование качественно новых психологических способностей, а не тренировка уже имеющихся);
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка, учитывая гетерохронность их развития);
- Деятельностный принцип коррекции (коррекционно-развивающая работа строиться с опорой на ведущий вид деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, в данном случае – это игра);
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (в коррекционно-развивающей работе использованы разнообразные методы психологической коррекции, отвечающие цели и задачам программы).
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
При реализации Программы учитывается характеристика возрастных особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, с учетом которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10».
Возрастные особенности детей с умственной отсталостью соответствуют описанию, представленному в программе: Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие закономерности, а также возрастные и специфические особенности развития детей с разной степенью умственной отсталости обуславливают их особые образовательные потребности, которые соответствуют описанию, представленному в программе.
1.4 Структура программы
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, обучающихся в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м классах, имеющих интеллектуальные нарушения.
Состоит из 22 занятий, в том числе 2 занятия посвящённых первичной и итоговой диагностике, которые проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого занятия составляет не более 20-25 минут.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе были использованы тематические занятия, включающие в себя развивающие и релаксационные упражнения, игры, творческие задания, разминки, приёмы арт-терапии.
1.5 Структура занятий
№ п/п | Содержание смысловых частей занятия | Время (в минутах) |
1. | Организационно-мотивационная часть: - Приветствие (ритуал встречи); - Проговаривание содержания текущего занятия. | 5 |
2. | Выполнение основной тематической части занятия: - Выполнение упражнений; - Выполнение заданий; -Игры. | 10-15 |
3. | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 |
2. Предполагаемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры школьного образования определяются независимо от характера и форм реализации Программы, а также от специфики школьной образовательной организации и особенностей развития детей. Целевые ориентиры развития детей с умственной отсталостью зависят от возраста и степени тяжести интеллектуального нарушения и состояния здоровья ребёнка.
По окончанию развивающей программы у каждого младшего школьника подразумевается наличие следующих компетенций:
- способен идентифицировать эмоции (различает мимические проявления эмоций, может указать их на фотографиях, картинках, на лице человека; ребёнок понимает и использует эмоциональный словарь);
- понимает причины эмоций (ребёнок распознаёт эмоции и делает правильные выводы о причинах их происхождения);
- выражает эмоции (выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений; речь эмоционально выразительна; способен отразить эмоции в рисунке, лепке, движении);
- обладает простыми навыками саморегуляции;
- умеет устанавливать и поддерживать взаимодействие с другими (способен инициировать и поддержать общение);
- обладает эмпатией, может оказать эмоциональную поддержку другим;
- способен соблюдать формальные правила поведения.
3. Оценка эффективности результатов освоения Программы
Оценка эффективности результатов освоения Программы происходит с помощью психолого-педагогической диагностики обучающихся: в начале курса коррекционно-развивающий занятий и по его окончанию. Для обследования предлагается использовать методику «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой).
У обучающихся оценка эффективности педагогических воздействий проводится по показателям, в основе которых лежат «Предполагаемые результаты освоения Программы» и представляет собой систему характеристик, не только соответствующих возрасту ребенка, но и опираясь на его потенциальные возможности и особенности развития.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
4. Тематический план занятий
№ | Название занятия, тема | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Знакомство Входная диагностика | 25 мин | ||
2. | «Мой портрет» Знакомство детей, проявление индивидуальности. Правила взаимодействия в группе. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
3. | «Я состою из чувств и эмоций» О многообразии эмоций. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
4. | «Я доверяю свои ощущениям» Органы чувств и эмоции. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
5. | «Давай договоримся без слов» Выражение и распознавание эмоций по невербальным признакам. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
6. | «Оркестр из эмоций» Выражение эмоций голосом. Эмоции в речи. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
7. | «Искусство-источник эмоций. Часть 1» Восприятие и понимание эмоций через произведения искусства. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
8. | «Искусство-источник эмоций. Часть 2» Восприятие и понимание эмоций через произведения искусства. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
9. | «Я хозяин своего настроения» Приёмы саморегуляции | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
10. | «Как я дышу» Приёмы саморегуляции. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
11. | «Что значит быть другом» Установление и поддержание дружеских отношений. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
12. | «Собака – друг человека» Установление и поддержание дружеских отношений | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
13. | «Чем я могу тебе помочь?» Эмпатия. Навыки оказания эмоциональной поддержки. Взаимопомощь. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
14. | «Мы делили апельсин…» Эмпатия. Навыки оказания эмоциональной поддержки. Взаимопомощь. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
15. | «Волшебный кубик» Конфликты и их профилактика. Решение конфликтных ситуаций. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
16. | «В поисках хорошего настроения» Конфликты и их профилактика. Решение конфликтных ситуаций. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
17. | «Зачем нам быть вежливыми?» Этика поведения | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
18. | «Я сочиняю игру» Социальные компетенции. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
19. | «Волшебные игры» Социальные компетенции. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
20. | «Рецепт хорошего человека» Социальные компетенции. | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
21. | «Выставка чувств» Заключительное занятие | 25 мин. | 10 мин. | 15 мин. |
22. | Итоговая диагностика. | 25 мин | ||
Итого |
- Материально-техническое обеспечение Программы
ГКОУ «Школа-интернат № 10» оснащено необходимым оборудованием для полноценного функционирования и реализации Программы в полном объеме.
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-содержание развивающей предметно-пространственной средой соответствует требованиям ФГОС.
Реализация программы не предполагает наличие специальных дидактических и раздаточных материалов.
- Список используемой литературы
- Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника: методическое пособие / А. Г. Арушанова. – Москва: Сфера, 2013. – 80 с.
- Бредбери Т. Эмоциональный интеллект. Самое важное / Т. Бредбери, Д. Гривз. – М. : АСТ, 2008. – 127 с.
- Дворецкая, И. А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6—7 лет : методическое пособие / И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка. — М. : Дрофа, 2019.
- Дворецкая И. А., Рычка Н.Е. Обо мне и для меня : пособие для детей 6—7 лет / И. А. Дворецкая, Н.Е.Рычка. — М. : Дрофа, 2019.
- Никитина, Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. – 2015. – № 1. – С. 134- 140.
- Палитра эмоций. Игровой комплект / И.А. Дворецкая, А.В. Макарчук, Н.Е. Рычка, О.Е. Хухлаев. – М.: Дрофа, 2019.
- Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. Альбом игровых коррекционных задач : пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А.А. Романов. – М.: Плэйт, 2004. – 112.
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся в 5-9 классе
1.Пояснительная записка
Программа по коррекции и развитию когнитивной сферы обучающихся 5-9 классов с интеллекуальными нарушениями составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- Учебного плана для общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10» на 2022-2023 учебный год.
Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.
При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:
- низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
- затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;
- сравнительно элементарная мотивация отношений;
- недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
- нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.
Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:
- недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;
- неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.
У детей с умственной отсталостью поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.
В связи с этим была составлена развивающая психолого – педагогическая программа индивидуальных занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личного профессионального опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.
Задачи программы:
- Оказать помощь в формировании положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- Способствовать формированию образа «Я», навыков самопознания;
- Обеспечить условия для развития эмоционально – волевой сферы;
- Помочь в освоении навыков работы в коллективе;
- Содействовать развитию способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Предлагаемый курс рассчитан на обучающихся 5-9 классов.
1.2 Принципы организации коррекционно-развивающей работы
Программа построена с учётом следующих принципов организации коррекционно-развивающей работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции (этапу коррекции предшествует этап комплексной диагностики, позволяющей выявить содержание и интенсивность трудностей развития, на основе которых будет строиться работа, а также контроль динамики изменений на протяжении реализации коррекционно-развивающей программы);
- Принцип «нормативности» развития (коррекционно-развивающие занятия строятся с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка);
- Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребёнка (сотрудничество психолога с детьми носит опережающий характер, обеспечивающий формирование качественно новых психологических способностей, а не тренировка уже имеющихся);
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка, учитывая гетерохронность их развития);
- Деятельностный принцип коррекции (коррекционно-развивающая работа строиться с опорой на ведущий вид деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, в данном случае – это игра);
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (в коррекционно-развивающей работе использованы разнообразные методы психологической коррекции, отвечающие цели и задачам программы).
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
При реализации Программы учитывается характеристика возрастных особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, с учетом которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10».
Возрастные особенности детей с умственной отсталостью соответствуют описанию, представленному в программе: Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие закономерности, а также возрастные и специфические особенности развития детей с разной степенью умственной отсталости обуславливают их особые образовательные потребности, которые соответствуют описанию, представленному в программе.
1.4 Структура программы
Программа ориентирована на детей младшего и среднего подросткового возраста, обучающихся в 5-9-х классах, имеющих интеллектуальные нарушения.
Состоит из 34 занятий, в том числе 2 занятия посвящённых первичной и итоговой диагностике, которые проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого занятия составляет не более 40 минут.
В программе активно используются арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия и др.), так как они являются одной из наиболее эффективных форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью.
Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и не директивного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Также работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение, помогает отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
1.5 Структура занятий
№ п/п | Содержание смысловых частей занятия | Время (в минутах) |
1. | Организационно-мотивационная часть: - Приветствие (ритуал встречи); - Проговаривание содержания текущего занятия. | 5 |
2. | Выполнение основной тематической части занятия: - Вводная теоретическая часть; - Реализация арт-техники; -Обсуждение проделанной работы. | 25-30 |
3. | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 |
2 Предполагаемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры школьного образования определяются независимо от характера и форм реализации Программы, а также от специфики школьной образовательной организации и особенностей развития детей. Целевые ориентиры развития детей с умственной отсталостью зависят от возраста и степени тяжести интеллектуального нарушения и состояния здоровья ребёнка.
По итогам проведения коррекционно-развивающих занятий предполагается следующее:
- -позитивные изменения в психологическом состоянии подростков, позитивная картина мира и образ «Я», осознание внутренних ресурсов;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
Показатели результативности и эффективности программы отслеживаются с помощью входной и итоговой диагностических программ, включающих в себя метод наблюдения,
3. Оценка эффективности результатов освоения Программы
Оценка эффективности результатов освоения Программы происходит с помощью психолого-педагогической диагностики обучающихся: в начале курса коррекционно-развивающий занятий и по его окончанию.
У обучающихся оценка эффективности педагогических воздействий проводится по показателям, в основе которых лежат «Предполагаемые результаты освоения Программы» и представляет собой систему характеристик, не только соответствующих возрасту ребенка, но и опираясь на его потенциальные возможности и особенности развития.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
4. Тематический план занятий
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |
1. | Занятие 1 | 1. Установление контакта. Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. 2. Задание выполняется по показу или путем совместных действий. 3.Определение правил работы на занятии. Упражнение «Свеча». 4.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки. 5.Упражнение Ходьба по дорожке. 6.Ритуал прощания. 7.Упражнение «Кисточка – ласковица» | 1 | |
2. | Занятие 2 | 1. Мы пришли к кукле. 2. Упражнение «Я король 3. Задание выполняется с помощью указующего жеста. 4.Упражнение «Мое отношение к миру». 5. Предлагаем ребенку рассмотреть себя в зеркале. 6. Обсуждение итогов занятия. | 1 | |
3. | Занятие 3 | 1. Задание выполняется путем совместных действий или по показу. 2.Упражнение «Передаем шар по кругу» 3.Ходьба по дощечке. 4."Кукле принесли одежду". 5. Упражнения на осознание себя и своего поведения. 6.Задание выполняется путем совместных действий или с помощью указующего жеста. Игра "Оденем куклу". 7. Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения. | 1 | |
4. | Занятие 4 | 1. Упражнение «Кулак, палец, ладонь» 2. Задание выполняется совместно с детьми или с помощью указующего жеста. 3.Упражнение «Переключатели» 4. Нанизывание пуговиц на проволоку. 5. Упражнение «Кисточка – ласковица». | 1 | |
5. | Занятие 5 | 1. Предлагается несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует голос животного. Затем имитирует голос животного и спрашивает: Кто это? Ребенок указывают на нужную игрушку. 2. Упражнение «Ревущий мотор» 3. Игра "Кто как голос подает?" 4. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица». | 1 | |
6. | Занятие 6 | 1. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу. 2. Упражнения «Меняющаяся комната». 3. У ребенка на рабочем месте лежит по 2 цветка, разных по величине. Педагог показывает цветок детям и предлагает найти такой же, затем говорит: Это большой. хором и каждый в отдельности повторяют слово большой. Аналогично проводится работа с маленьким цветком. 5. Выполнить инструкцию. 6. Релаксационная техника. | 1 | |
7. | Занятие 7 | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка. Упражнение 3. Упражнение «Лицо» 4.Упражнение «Зеркальный монстр» 5.Заключительное обсуждение. 6.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица». | 1 | |
8. | Занятие 8 | 1. У ребенка - набор предметов двух размеров: большие и маленькие ложки, тарелки, чашки, кастрюли. Педагог ставит на стол два предмета (стакана), разные по величине. Около большого ребенок кладет большие предметы, около маленького - маленькие предметы. Задание выполняется по показу или путем указующего жеста. 2.Зайчик скачет, 3. Миски наполнены горохом, водой, желудями. Ребенок выполняет движения в заполненной посуде кистями рук. 4. Ребенку предлагают брать из рук учителя желуди способом "плоскогубцы" и складывать в коробку. Задание выполняется путем указующего жеста. 5. Задание выполняется перед зеркалом, совместно с педагогом или по подражанию. Повторить мимику педагога. | 1 | |
9. | Занятие 9 | 1.Упражнение «Чудо – кактус» 2. Упражнение «Мир из песка» 3.Заключительное обсуждение. | 1 | |
10. | Занятие 10 | 1.Упражнение «Волшебная скорлупа». 2.Упражнение «Цветущий домик» 3.Упражнения «Мои достижения» 4.Заключительное обсуждение. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица». | 1 | |
11. | Занятие 11 | 1. На столе лежат кольца пирамиды. Учитель предлагает детям по очереди найти самое большое кольцо среди оставшихся. Последний ребенок берет самое маленькое кольцо, а затем собирает пирамиду. 2. Ребенку предлагается ощупать предметы (шишки, пластмассовые шары, камешки, бумагу). 3. На ковре стоят большие кубики. Ребенку предлагается ползать между ними. 4. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Ребенок выполняет инструкцию. Инструкция: Возьми машину. Дай машину и т.д. Возьми матрешку. Поставь на стул и т.д. 6. Среди знакомых игрушек стоит новая: кукла-неваляшка. Ребенок показывает новую игрушку и называет ее. Ребенок повторяет слово неваляшка. Педагог показывает, что неваляшка не хочет спать. Затем ребенок производит действия с игрушкой. Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелое нарушение интеллекта, показала, что при создании определенных условий они способны развиваться и социально адаптироваться. 7.Релаксационная техника | 1 | |
12. | Занятие 12 | Развивающая игра «Путешествие» | 1 | |
13. | Занятие 13 | 1.Упражнение «Пластилин - силач». 2.Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой». 3.Игры с пуговицами. «Событие» 4.Заключительное обсуждение. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица» | 1 | |
14. | Занятие 14 | Закрепить навыки. Лепка более сложных форм из 2-4 частей (снеговик, погремушка, чашка с ручкой, зайчик, матрёшка, лопата и т. д.). Освоить приёмы: соединения деталей промазыванием (матрёшка, цыплёнок); прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв, лапки). Заключительное обсуждение. Релаксационная техника. | 1 | |
15. | Занятие 15 | Изготовление изделий. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление ёлочных украшений, флажков из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, создание симметричных узоров из геометрических фигур в полосе, круге, квадрате. Выполнение изображений предметов с использованием приёма «рваной» аппликации Предметная аппликация знакомых предметов на основе предварительного анализа образца или обследования натуры Сюжетная аппликация из готовых деталей («У дома сад», «Дети на прогулке» и др.) - создание композиций. Выполнение аппликации по типу разрезной картинки - путём составления целого из фрагментов («Собака», «Кошка» и др.). Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации Заключительное обсуждение. Релаксационная техника. | 1 | |
16. | Занятие 16 | 1.Ребенку предлагается показать, с помощью мимики и жестов, как он читает книгу, загорает на песке, пьет горячий чай, прогуливает собаку, убирается в комнате, смотрит смешной мультфильм. Далее предлагается показать походку: человека, который неудачно пнул кирпич;, человека, оказавшегося ночью в лесу; человека, у которого жмут ботинки;, человека, у которого заболела спина;, капризного ребенка, которого ведут за руку;, человека, у которого много неприятностей; 2.Упражнения на осознание неконструктивности поведения (разыгрывание сцен неконструктивного поведения недавних реальных конфликтов). 3. Релаксация “Луг-лес-река-луг” | 1 | |
17. | Занятие 17 | 1.Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии. 2.Упражнение «Говорящие ладошки» 3. Упражнение «Мусорная корзина» Заключительное обсуждение с оценкой тренировки. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты», упражнение «Кисточка ласковица». | 1 | |
18. | Занятие 18 | Подведение итогов. Рефлексия. | 1 | |
ВСЕГО: | 18 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
ГКОУ «Школа-интернат № 10» оснащено необходимым оборудованием для полноценного функционирования и реализации Программы в полном объеме.
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-содержание развивающей предметно-пространственной средой соответствует требованиям ФГОС.
Для занятий по программе необходимы: бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, краски акварельные, гуашь, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы.
- Список используемой литературы
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с\=Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)/
- Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
- Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008.- 247 с.
- Сучкова А.Н. Арт - терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по гармонизации эмоциональной сферы подростков
1.Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа гармонизации эмоциональной сферы подростков с интеллекуальными нарушениями составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 19 декабря 2014 г.;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». СанПиН 2.4.2.3286
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- Учебного плана для общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Школа-интернат №10» на 2022-2023 учебный год.
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это сенситивный период также для развития эмоциональной сферы. На первый план здесь выходят эмоции и чувства. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.д. Таким образом, в подростковом периоде происходит активное развитие эмоциональной сферы.
В условиях современной реальности подростковый возраст является самым уязвимым. Подростки становятся ранимыми, эмоционально неустойчивыми, проявляют чувство неуверенности, тревожности, отсутствие чувства безопасности, защищенности. Вследствие этого часто находятся в стрессовом состоянии, подавляют в себе негативные эмоции, что чревато наступлением «срывов» и психосоматических реакций организма. Психологические исследования подростков с нарушениями интеллекта показали, что подавляющее большинство подростков обладают низкой эмоциональной осведомленностью, т.е. у них наблюдаются сложности в понимании своих эмоций, а также эмоций окружающих, сложности с вербализацией эмоций и эмоциональных состояний. А также подросткам свойственна низкая эмоциональная гибкость – произвольное управление собственными эмоциями. Таким образом, одним из актуальных направлений коррекционно-развивающей работы педагога-психолога является гармонизация эмоциональной сферы обучающихся подросткового возраста.
Для наибольшей эффективности, и в то же время доступности, коррекционно-развивающие занятия целесообразно проводить именно с использованием разнообразных арт-терапевтических техник.
Данная программа отличается от аналогичных программ развития эмоциональной сферы тем, что вся работа основана на методе арт-терапии. Это гарантирует мощный развивающий потенциал, а также высокий уровень интереса. В процессе творческих заданий подросток учится распознавать и различать свои эмоции, управлять ими, имеет возможность отреагирования негативных переживаний и состояний и т.д.
Данная программа представляет собой курс индивидуальных занятий, основанных на методе арт-терапии и направленных на обретение подростком с интеллектуальными нарушениями внутренней эмоциональной гармонии.
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: гармонизация эмоциональной сферы подростков.
Задачи программы:
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии
- формирование стратегий преодоления препятствий;
- поиск внутренних ресурсов.
Предлагаемый курс рассчитан на обучающихся 8-11 классов.
1.2 Принципы организации коррекционно-развивающей работы
Программа построена с учётом следующих принципов организации коррекционно-развивающей работы:
- Принцип единства диагностики и коррекции (этапу коррекции предшествует этап комплексной диагностики, позволяющей выявить содержание и интенсивность трудностей развития, на основе которых будет строиться работа, а также контроль динамики изменений на протяжении реализации коррекционно-развивающей программы);
- Принцип «нормативности» развития (коррекционно-развивающие занятия строятся с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка);
- Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребёнка (сотрудничество психолога с детьми носит опережающий характер, обеспечивающий формирование качественно новых психологических способностей, а не тренировка уже имеющихся);
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка, учитывая гетерохронность их развития);
- Деятельностный принцип коррекции (коррекционно-развивающая работа строиться с опорой на ведущий вид деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, в данном случае – это игра);
- Принцип комплексности методов психологического воздействия (в коррекционно-развивающей работе использованы разнообразные методы психологической коррекции, отвечающие цели и задачам программы).
1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
При реализации Программы учитывается характеристика возрастных особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью, с учетом которых строится организация воспитательно-образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10».
Возрастные особенности детей с умственной отсталостью соответствуют описанию, представленному в программе: Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие закономерности, а также возрастные и специфические особенности развития детей с разной степенью умственной отсталости обуславливают их особые образовательные потребности, которые соответствуют описанию, представленному в программе.
1.4 Структура программы
Программа ориентирована на детей подросткового возраста, обучающихся в 8-11-х классах, имеющих интеллектуальные нарушения.
Состоит из 16 занятий, в том числе 2 занятия посвящённых первичной и итоговой диагностике, которые проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого занятия составляет не более 40 минут.
В соответствии с поставленной целью и задачами в работе были использованы такие методы:
- изотерапия (рисование красками, цветными карандашами);
- мандалотерапия (рисование в круге);
- музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
- коллаж
- круглый стол, обсуждение
- аутогенная тренировка
- визуализация и дыхательные техники.
1.5 Структура занятий
№ п/п | Содержание смысловых частей занятия | Время (в минутах) |
1. | Организационно-мотивационная часть: - Приветствие (ритуал встречи); - Проговаривание содержания текущего занятия. | 5 |
2. | Выполнение основной тематической части занятия: - Вводная теоретическая часть; - Реализация арт-техники; -Обсуждение проделанной работы. | 25-30 |
3. | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 |
2 Предполагаемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры школьного образования определяются независимо от характера и форм реализации Программы, а также от специфики школьной образовательной организации и особенностей развития детей. Целевые ориентиры развития детей с умственной отсталостью зависят от возраста и степени тяжести интеллектуального нарушения и состояния здоровья ребёнка.
По итогам проведения коррекционно-развивающих занятий предполагается следующее:
- -позитивные изменения в психологическом состоянии подростков, позитивная картина мира и образ «Я», осознание внутренних ресурсов;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
Показатели результативности и эффективности программы отслеживаются с помощью входной и итоговой диагностических программ.
3. Оценка эффективности результатов освоения Программы
Оценка эффективности результатов освоения Программы происходит с помощью психолого-педагогической диагностики обучающихся: в начале курса коррекционно-развивающий занятий и по его окончанию.
У обучающихся оценка эффективности педагогических воздействий проводится по показателям, в основе которых лежат «Предполагаемые результаты освоения Программы» и представляет собой систему характеристик, не только соответствующих возрасту ребенка, но и опираясь на его потенциальные возможности и особенности развития.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
4. Тематический план занятий
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |
1. | Первичная диагностика | Знакомство «Хорошее настроение» Установление контакта Первичная диагностика: САН, Дембо-Рубинштейн | 1 | |
2. | Что такое арт-терапия | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Что такое арт-терапия?» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
3. | Самосознание | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Упражнение «Моё настроение» Теоретический блок Упражнение «Наедине с собой» Упражнение «Моё состояние» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
4. | Мой мир | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Мой мир» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
5. | Обо мне | Приветствие Упражнение «Три факта обо мне» Упражнение «Это обо мне» Упражнение «Мышечная релаксация» дыхательной гимнастики-визуализации Обсуждение Рефлексия | 1 | |
6. | Книга о себе | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Упражнение «Книга о себе» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
7. | Волшебная палочка | Приветствие Упражнение «Лимончик» дыхательной гимнастики-визуализации «Рассказ о приятном событии» Сказочный тест Упражнение «Мои желания» Упражнение «Мой ресурс» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
8. | Кое-что обо мне | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Упражнение «Моё имя» Упражнение «Кое-что обо мне» Песочная терапия Обсуждение Рефлексия | 1 | |
9. | Коллаж семьи | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Упражнение «Коллаж семьи» Рисование пальчиковыми красками Обсуждение Рефлексия | 1 | |
10. | Стоп-мысль | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Игра с орбизами Теоретический блок Упражнение «Мыслемешалка» Упражнение «Минус на плюс» Упражнение «Спираль» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
11. | Боулинг с тревогой | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Ситуационные карточки Теоретический блок Упражнение «Боулинг с тревогой» Обсуждение1 Рефлексия1 | 1 | |
12. | Дыхание | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Понюхать цветочки» Упражнение «Круассан» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
13. | Благодарность | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Конверты благодарности» Техника «В моих руках» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
14. | Копинг-стратегии | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Кубик копинг» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
15. | Закон Мёрфи | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Теоретический блок Упражнение «Подкинь проблем» Техника «Мандала» Обсуждение Рефлексия | 1 | |
16. | Итоговая диагностика | Приветствие «Рассказ о приятном событии» Завершающее обсуждение занятий Диагностика: САН Рефлексия | 1 | |
ВСЕГО: | 16 |
- Материально-техническое обеспечение Программы
ГКОУ «Школа-интернат № 10» оснащено необходимым оборудованием для полноценного функционирования и реализации Программы в полном объеме.
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ГКОУ «Школа-интернат №10»;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;
-содержание развивающей предметно-пространственной средой соответствует требованиям ФГОС.
Для занятий по программе необходимы: бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, краски акварельные, гуашь, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы.
- Список используемой литературы
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.
- Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.— СПб., 2000.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
- Сакович Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие. – Минск, 2005.