Тестовые задания к программе "Культура речи"
Тестовые задания к программе "Культура речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_zadaniya_k_programme_kultura_rechi.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
Высокий уровень - допущена 1 ошибка в тесте.
Средний уровень – допущены 3-4 ошибки в тесте.
Низкий уровень – допущено более 5 ошибок в тесте.
ТЕСТЫ
Тест 1
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) облегчить, торты
2) крапива, кухонный
3) щавель, баловать
4) ходатайствовать, танцовщица
5) партер, сливовый
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) вступила на борьбу
2) гордиться за успехи
3) внушать страх для врага
4) убежденность в правоте
5) преклонить колени
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Аутсайдер – спортсмен, занимающий одно из последних мест в соревнованиях.
2. Фиаско – ария в опере.
3. Генезис – обобщение, возведение частного в общее.
4. Превентивный – предупреждающий что-либо, предохранительный.
5. Аспираты – придыхательные согласные.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Его моцион составляли только овощи и фрукты.
2. Мы сели в подъехавший кортеж и отправились на вокзал.
3. Самые яркие произведения буржуазной художественной культуры относятся к периоду декаданса.
4. Акции нефтяных компаний высоко котируются на бирже.
5. Я не сделал задание, но у меня есть алиби.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.
3. Он не только теряет вес, но и прежнюю мышечную силу.
4. ФРГ заключила договор о перемирии.
5. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2. Мой брат – человек очень практический, он не выбрасывает старые вещи.
3. Из-за болезни студентка не сумела явиться на экзамены.
4. Любимое всеми жителями кафе-кондитерская, к сожалению, закрыто.
5. Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Разве можно предавать забвению тот факт, что особенности процесса исторического развития России сформировали блестящую плияду подлинных интеллигентов.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Стоило Харрису приблизиться к сковородке, как он тотчас же обжигался, ронял все что держал в руках, и принимался отплясывать вокруг спиртовки что-то наподобие ритуального танца индейцев или туземцев Сандвичевых островов, дуя на пальцы и ругаясь.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1) разговорному
2) художественному
3) газетно-публицистическому
4) официально-деловому
5) научному
Лондон. Флагманское судно международной организации защитников окружающей среды «Гринпис» «Рейнбоу уорриор» бросило якорь в заливе Солуэй-Ферт, на берегу которого находится завод по регенерации ядерного топлива Селлафилд. Оно прибыло туда в рамках кампании за принятие срочных мер по обезвреживанию зараженного радиоактивными отходами побережья Ирландского моря, представляющими серьезную опасность для жителей южной части Шотландии.
10. Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:
1) ирония
2) метафора
3) олицетворение
4) эпитет
5) сравнение
Тест 2
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) апостроф, занятой (человек)
2) похороны, некролог
3) сливовый, генезис
4) шелковица, принудить
5) облегчить, духовник
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) новая бра
2) львиная часть земель
3) экспонаты выставки
4) тратить нервы
5) играть важную скрипку
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Вексель – именной приватизационный чек.
2. Виадук – мост через глубокий овраг или ущелье.
3. Маринист – специалист по маринованию пищевых продуктов.
4. Перманентный – временный, нестабильный.
5. Юрисдикция – сфера полномочий данного государственного органа.
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Мне купили новые масляные краски.
2. Мне доводилось наблюдать феерию полярного сияния.
3. Он был послушником и всегда делал то, что ему говорили старшие.
4. Он жил в мансарде, стоявшей в глубине сада.
5. Кворум депутатов Государственной Думы состоится на следующей неделе.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Губернатором должен стать профессионал своего дела, честный человек, который живет заботами людей.
2. Наступило время для прихода на уровень управления высокоморальных, нравственных людей.
3. Управление поведением людей не менее захватывающее занятие, чем управление шестисотым мерседесом.
4. Те, кто написал сочинение, может идти домой.
5. Народная медицина служит неисчерпаемым истоком для получения новых лекарственных растений.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Очень ярко выражена жизнь народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Сейчас в парламенте все более и более сторонников выпускать пар в стране.
3. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают предъявлять свои права.
4. Большое влияние на молодых имеет телевидение.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Виновник происшествия если и волнуется, то волнуется лишь вследствии самолюбия.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Отраслевые органы управления становятся ориентироваными на выполнение функций, делегированных им основным производственным звеном.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1) разговорному
2) художественному
3) газетно-публицистическому
4) официально-деловому
5) научному
Отец обратился в профком с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.
10. Укажите, к какому типу лексических единиц принадлежит выражение «остался на бобах»:
1) поговорка
2) пословица
3) фразеологизм
Тест 3
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда:
1) договор, новорожденный
2) квартал, эксперт
3) исчерпать, звонишь
4) комбайнер, щавель
5) приняла, красивейший
2. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1) констатировать о необходимости поездки
2) аргументировать положения доклада цифрами
3) придавать большую роль
4) беспокоиться о дочери
5) скучать по близким
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1) конкретный – соответствующий образцу
2) обеднеть – сделать бедным кого-либо
3) интуиция – неприятное чувство
4) банальный – лишенный оригинальности
5) рейтинг – уровень популярности
4. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
1. Благодаря метеослужбы шторм не застал нас врасплох.
2. Вес товара: брутто – 2000 г, нетто – 2400 г.
3. Фабула этого стихотворения близка сердцу каждого русского человека.
4. В соревнованиях по эсперанто он занял 1 место.
5. Принятие важнейших решений – прерогатива мэра.
5. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Возрождение домовых и квартального комитетов как первоначальной ступени самоуправления населения принесло свои результаты.
2. На благоустройство территории было освоено 2 миллиона рублей.
3. Необходимо уделять внимание на эту проблему.
4. В администрации субокруга ведут бесплатные приемы юрисконсульт и специалист соцзащиты.
5. Музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.
6. Речевые ошибки допущены в предложении:
1. Командировочные документы были уже готовы.
2. Участвуют в этой работе работники мэрии, депутаты Госдумы, специалисты, общественные деятели.
3. На конкурсе чтецов студенты филфака продемонстрировали артистичность, остроумие и талант.
4. В тренажерном зале работает инструктор, который помогает спортсменам выбрать не только комплекс упражнений, но и правильно их выполнить.
7. В предложении допущена следующая ошибка:
Когда берег стал уходить из глаз моих и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно тикущей с неприодолимой силой, охватила со всех сторон и понесла вниз как щепку нашу лодочку, я не мог далее выдерживать, закричал и заплакал, пряча лицо на грудях матери.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
8. В предложении допущена следующая ошибка:
Не нравилось ему также и то, что она беспрестанно говорила о самой себе, с чувством доверяя ему самые мелкие подробности своей жизни; но как человек вежливый, он ни сколько не обнаруживал ощущений своих.
1) орфографическая
2) пунктуационная
3) речевая
4) ошибок нет
9. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1) разговорному
2) художественному
3) газетно-публицистическому
4) официально-деловому
5) научному
Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
10. Укажите, как называется троп, основанный на переносе названия по сходству признаков:
1) метафора
2) сравнение
3) олицетворение
4) эпитет
Тест 4
Высокий уровень - допущена 1 ошибка.
Средний уровень – допущены 3-4 ошибки.
Низкий уровень – допущено более 5 ошибок
Задание 1. Выберите правильный вариант.
А) множество людей стояло | Б) множество людей стояли |
В) множество человек стояло | Г) множество человек стояли |
Задание 2. Выберите правильный вариант.
А) 51 избирателей проголосовало | Б) 51 избиратель проголосовали |
В) 51 избирателей проголосовал | Г) 51 избиратель проголосовал |
Задание 3. Выберите правильный вариант.
А) с тремястами пятьюдесятью рублями в кармане | Б) с трёхстами пятидесяти рублями в кармане |
В) с триста пятьдесят рублей в кармане | Г) с триста пятидесяти рублями в кармане |
Задание 4. Выберите правильный вариант.
А) прошли сто лет | Б) прошло сто лет |
В) прошла сотня лет | Г) прошло сотня лет |
Задание 5. Выберите правильный вариант.
А) сильные мира всего | Б) сильные мира сего |
В) сильнее мира сего | Г) сильнее мира всего |
Задание 6. Антонимы – это
А) слова одной и той же части речи, имеющие одинаковые или похожие лексические значения. | Б) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. |
В) слова с различными лексическими значениями, звучащие или пишущиеся одинаково. | Г) разные по значению, написанию и произношению слова, часто путаемые в речи. |
Задание 7. Фразеологизмы – это …
А) слова одной и той же части речи, имеющие одинаковые или похожие лексические значения. | Б) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. |
В) устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые и целостные по значению словосочетания или предложения. | Г) разные по значению, написанию и произношению слова, часто путаемые в речи. |
Задание 8. Синонимы – это …
А) слова одной и той же части речи, имеющие одинаковые или похожие лексические значения. | Б) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. |
В) слова с различными лексическими значениями, звучащие или пишущиеся одинаково. | Г) разные по значению, написанию и произношению слова, часто путаемые в речи. |
Задание 9. Паронимы – это …
А) слова одной и той же части речи, имеющие одинаковые или похожие лексические значения. | Б) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. |
В) слова с различными лексическими значениями, звучащие или пишущиеся одинаково. | Г) разные по значению, написанию и произношению слова, часто путаемые в речи. |
Задание 10. Омонимы – это …
А) слова одной и той же части речи, имеющие одинаковые или похожие лексические значения. | Б) слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. |
В) слова с различными лексическими значениями, звучащие или пишущиеся одинаково. | Г) разные по значению, написанию и произношению слова, часто путаемые в речи. |
Задание 5
Высокий уровень - допущена 1 ошибка.
Средний уровень – допущены 3-4 ошибки.
Низкий уровень – допущено более 5 ошибок
Контрольная работа.
Задание 1. Постройте фразы, в которых приведённые ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.
Хвост, закат, дворник, голова.
Задание 2. Объясните значение каждого из приведённых паронимов и составьте предложения с каждым из них.
Отборный - отборочный, неизмеримый - несоизмеримый, будний - будничный, добровольный - добровольческий.
Задание 3. Составьте правильные сочетания прилагательных с заключёнными в скобках существительными.
Тяжёлый, тяжкий (рюкзак, наказание), истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).
Задание 4. По книге Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова...» или по фразеологическому словарю определите значение образных выражений:
демьянова уха; драконовские законы; запретный плод; золотое руно; избиение младенцев; каинова печаль; калиф на час; каменный гость; квасной патриотизм; кисейная барышня; козел отпущения; колосс на глиняных ногах; краеугольный камень; крокодиловые слезы; лебединая песня; летучий голландец; манна небесная; перейти Рубикон; пиррова победа; прокрустово ложе; рыцарь печального образа; улыбка авгура; яблоко раздора.
Задание 5. К приведённым словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.
Пример: пройдоха – известный пройдоха.
Задание 6. Поставьте данные существительные в форму именительного падежа множественного числа:
паспорт, плинтус, повар, почерк, пояс, прииск, провод, профессор, редактор, слесарь, соболь, стог, сторож, сын, токарь, тополь, торт, трактор, тренер, учитель, цех, циркуль, шофер, штемпель.
Задание 7. Замените именительный падеж множественного числа существительных формой родительного падежа множественного числа:
килограммы, комментарии, кровли, мандарины, места, носки, няни, оглобли, осетины, песня, свечи, сплетни, сумерки, татары, туфли, устья, цапли, чулки, ясли.
Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с ненормативным использованием степени сравнения имён прилагательных:
1. При новом губернаторе наш город станет красивше и чистее. 2. Напор воды становится с каждой минутой все более слабее. 3. Слова знакомой песни в концертном зале звончее. 4. В переломные моменты истории надо стараться находить самые наилучшие пути для выхода из кризиса. 5. У нас на глазах разворачиваются более великие события истории. 6. Дорога от Москвы до Владивостока гораздо длиньше, чем от Москвы до Курска. 7. Нужно в самое ближайшее время и в самые наикротчайшие сроки закончить сев озимых. 8. Мы встретимся самое позжее через несколько месяцев. 9. О существовании Полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки. 10. Чтобы более активнее вести борьбу против фашистов, были подготовлены явочные квартиры.
Задание 9. Просклоняйте следующие числительные:
379 книгами, 6/9 литра, 579-я школа, 7458 студентов, полтора литра.
Задание 10. Определите, какие ошибки допущены в употреблении местоимений.
1. Мать попросила дочь принести своё платье. 2. Брат нашел носовой платок у него в кармане. 3. Игорь попросил Володю прочитать его доклад. 4. Дворянство боялось, что они могут лишиться власти. 5. Преобразования в деревне привлекли внимание историков; они в общих чертах отражены в фундаментальных трудах. 6. Когда он был в гостях, он увидел одну редкую книгу. 7. Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе. 8. На ихней стоянке долго горел костёр. 9. У его совсем не было денег.