Особенности диагностического направления коррекционно-развивающей деятельности и мониторинг эффективности работы учителя-дефектолога
В современном обществе многие проблемы детей резко актуализируются.
При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения.
В связи с этим повышается значимость «помогающих профессий»: коррекционных педагогов, педагогов-психологов и воспитателей, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации.
Деятельность учителя-дефектолога в первую очередь направлена на коррекцию познавательного развития и восстановление нарушенных когнитивных функций ребенка в динамике образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад_особенности дефектологической диагностики | 51.9 КБ |
Презентация_особенности дефектологической диагностики | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Особенности диагностического направления коррекционно-развивающей деятельности
и мониторинг эффективности работы учителя-дефектолога
Слайд 1
В современном обществе многие проблемы детей резко актуализируются.
При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения.
В связи с этим повышается значимость «помогающих профессий»: коррекционных педагогов, педагогов-психологов и воспитателей, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии, обучении и социальной адаптации.
Слайд 2
Деятельность учителя-дефектолога в первую очередь направлена на коррекцию познавательного развития и восстановление нарушенных когнитивных функций ребенка в динамике образовательного процесса.
Существует мнение, что в своей работе учитель-дефектолог специализируется на детях, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не так.
Работа учителя-дефектолога строится на принципах системы коррекционно-развивающего обучения (КРО), которая позволяет решать в том числе задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Слайд 3
Учитель-дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, пополнению активного словарного запаса, обучению грамоте, чтению, конструированию, ориентировке в пространстве и многое другое.
Слайд 4
Коррекция имеющихся недостатков развития при этом соотносится с уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД) (=это способность обучающегося успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться) по учебным предметам. Результативность работы определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала по основным предметам.
Слайд 5
Основными целями своих коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками я вижу в:
- создании положительной мотивации к обучению,
- в своевременном выявлении и классификации учебных трудностей ребенка,
- восполнении дефицита общих учебных знаний и представлений о мире,
- в устранении разрыва между обучением и развитием.
Слайд 6
В соответствии с указанными целями можно выделить основные направления моей деятельности, которые являются обязательными и постоянными:
1. диагностическое,
2. коррекционное-развивающее,
3. организационно-методическое,
4. консультативно-просветительское,
5. аналитическое.
Среди перечисленных направлений приоритетными в работе учителя-дефектолога являются, конечно, диагностическое и коррекционно-развивающее. На них хотелось бы остановиться подробнее.
Слайд 7
Занятия учителя-дефектолога проходят в индивидуальных и групповых комбинированных формах, время каждого занятия зависит от возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13) и индивидуальных возможностей каждого из детей (но не более 45 минут). В группы распределяются дети со схожими образовательными потребностями и уровнем развития. Количество детей в группах составляет до 8 человек, но может варьироваться (в зависимости от степени выраженности нарушений) в меньшую сторону. Комбинированное занятие подразумевают сочетание различных видов образовательной деятельности и выполнения нескольких дидактических задач в одном занятии, например: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие мелкой моторики и графических навыков, коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы и формирование социальных навыков.
Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на школьном уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения и сопоставление заданных предметов с выделением общего признака, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
Слайд 8
Психолого-педагогическая диагностика учителем-дефектологом проводится в 3 этапа и позволяет определить специфические образовательные потребности ребенка, спрогнозировать возможный уровень обучения и успеваемости, указывает основные направления предстоящей коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающее обучение проводится для детей разных возрастных категорий: для дошкольников и младших школьников (детей в возрасте от 4 до 12 лет). Коррекционно-развивающая работа в каждом возрастном периоде представлена в разных организационных формах, имеет свою специфику, направлена на решение различных задач.
В процессе дефектологической диагностики более подробно выявляется наличие нарушений в психофизическом развитии воспитанника без точной квалификации их характера, глубины и без постановки медицинских диагнозов. Первоочередная задача - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик познавательной и учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, внимания, мышления, восприятия, поведения, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации коррекционно-развивающей работы с ним.
Слайд 9
Очень важна процедура проведения обследования. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, при отсутствии шума и посторонних людей, общение – легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается – дать образец выполнения.
При обследовании обязательны перерывы для активного или пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: двигательные упражнения, рисование, игра. При пассивном – ребенку можно сказать: «Отдохни», – и понаблюдать за его отдыхом (незаметно).
Необходимы также:
1. Создание интереса у ребенка к обследованию и материалу. (Отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка);
2. Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком;
3. Создание нормальной речевой среды: исследование должно идти на фоне «немногословия» педагога.
Слайд 10
Диагностические задания и упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях должны широко использоваться различные виды помощи – от стимулирующей до прямой организующей и как можно больше наглядного материала.
Диагностически значимыми критериями деятельности ребенка в процессе обследования являются: эмоциональное реагирование на ситуацию общения с взрослым и процедуру обследования; критичность поведения; умение адекватно оценивать результат своей работы; понимание инструкции и цели задания, принятие задачи, проявление интереса к заданию и стойкость возникшего интереса; организация и темп деятельности; самоконтроль; сосредоточенность и работоспособность; способы решения предложенных задач; восприимчивость к помощи; способность осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичные задания.
Слайд 11
Все данные, полученные в ходе психолого-педагогической диагностики заносятся в протоколы дефектологического обследования и индивидуального сопровождения воспитанника и оцениваются по 4-х бальной шкале (с учетом содержания и качества деятельности ребенка), с целью определения динамики развития при соотнесении показателей на момент зачисления воспитанника в наш центр и спустя, в среднем, полгода (срок действия социального обслуживания).
Маркеры наглядных обозначений: | Оценка маркера (баллы) | Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы (уровень сформированности оцениваемого навыка/знания/умения): |
3 | Оптимальный уровень развития (навык сформирован). Ребенок выполняет предложенные задания преимущественно самостоятельно или с незначительной помощью учителя. | |
2 | Достаточный уровень развития (навык преимущественно сформирован). Ребенок выполняет предложенные задания с частичной помощью взрослого; способен переносить показанный способ действия на аналогичные задания. | |
1 | Тревожный уровень развития (навык в стадии формирования). Ребенок не может выполнить большинство предложенных заданий с организующей помощью взрослого и пошаговой инструкцией. Однако помощь взрослого принимает без агрессии или негативизма. | |
0 | Критический уровень развития (навык не сформирован). Ребенок не может и не хочет выполнять предложенные задания. Помощь взрослого отрицается полностью или частично, присутствуют агрессия, негативизм или намеренное игнорирование и отстранённое поведение. |
Основной критерий оценки – правильность и степень самостоятельности выполнения задания ребенком, умение принимать и использовать помощь педагога.
Данная шкала оценок позволяет учителю-дефектологу учитывать принцип динамического характера педагогической диагностики - выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка (по Л. С. Выготскому).
Все оценки (баллы) заносятся в Протоколы обследования и рассчитываются математически (пропорцией) в процентах, что позволяет выстраивать наглядные диаграммы уровня развития навыков и умений на момент зачисления воспитанников и на момент завершения их прохождения социального обслуживания в центре.
Слайд 12
Слайд 13
Если говорить об общей статистике по учреждению, используя данные из мониторинга дефектологического обследования воспитанников за последние полгода, то были получены следующие результаты:
Слайд 14
1. Особенности общего познавательно-речевого развития (оценивались особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться и характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), анализировался характер отношения к самому обследованию (соответствует ли эмоциональная реакция конкретной ситуации), графо-моторные навыки, психомоторное развитие, общий кругозор, развитие речи, особенности обучаемости):
На оптимальном уровне развития (навык полностью сформирован) – у 25% воспитанников на момент начала социального обслуживания и 27% на момент завершения социального обслуживания,
На достаточном уровне - у 51% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 61% на момент завершения социального обслуживания,
На тревожном уровне - у 15% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 8% на момент завершения социального обслуживания,
На критическом уровне - у 9% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 4% на момент завершения социального обслуживания.
В целом, когда дети поступают в наш центр, они испытывают трудности в выражении собственных мыслей, в их речи встречаются грамматические ошибки (присутствует нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений, путаница в падежах), речь недостаточно выразительна. Дети испытывают трудности в выполнении заданий на словообразование, словоизменение. Слабо развит фонематический слух. Не умеют составлять рассказы по различным видам наглядности. Объем активного словаря сильно не соответствует возрастной норме. У подавляющего большинства отмечаются нарушения в звукопроизношении. Кругозор воспитанников сильно ограничен, знания даже о непосредственно окружающем мире отрывочны. Бессистемны.
На момент завершения социального обслуживания речь воспитанников становится более содержательна, выразительна, грамматически правильна: происходит усвоение грамматического строя речи в соответствии с возрастом и качественное пополнение словарного запаса. Формируются умения оформлять в словесной форме свои суждения, объяснения, обоснования. Представления о мире становятся достаточно развернуты и конкретны.
Слайд 15
2. Особенности познавательных процессов (оценивались внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение), познавательная активность, зрительное восприятие,
пространственные соотношения, временные представления, мышление):
На оптимальном уровне развития (навык полностью сформирован) – у 18% воспитанников на момент начала социального обслуживания и 24% на момент завершения социального обслуживания,
На достаточном уровне - у 32% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 49% на момент завершения социального обслуживания,
На тревожном уровне - у 37% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 21% на момент завершения социального обслуживания,
На критическом уровне - у 13% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 6% на момент завершения социального обслуживания.
У большинства детей отмечалось запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. Дети испытывали трудности в распределении внимания, отмечалось несформированность различных видов восприятия, внимания (быстро истощается, часто требует переключения на другой вид деятельности) и памяти. Значительно снижена познавательная активность, отсутствовала мотивационно-целевая основа образовательной деятельности, самоконтроля, наблюдалось нарушение интеллектуальной работоспособности с падением способности к запоминанию по мере утомления. Воспитанники путались во временных представлениях, испытывали трудности в ориентировании на плоскости, в пространстве и даже в схеме собственного тела.
Систематическая коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности оказала положительное влияние на развитие познавательных процессов воспитанников: значительно расширился объем и концентрация внимания, воспитанники овладели простыми, но необходимыми приемами запоминания и сохранения информации в памяти. Наблюдается положительная динамика в умении сравнивать и обобщать, классифицировать предметы по различным признакам. Сформированы умения различать свойства и качества предметов.
Слайд 16
3. Сформированность элементарных математических представлений (оценивались навыки порядкового счёта и счёта от заданного числа, обратного счёта, навык написания цифр, пересчитывание предметов с нарастающим итогом, соотношение числа и количества предметов, сравнение множеств и сравнение чисел, состав числа, знание таблицы умножения, чётных/нечётных чисел, способность решения простых арифмитических задач.)
На оптимальном уровне развития (навык полностью сформирован) – у 16% воспитанников на момент начала социального обслуживания и 26% на момент завершения социального обслуживания,
На достаточном уровне - у 28% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 37% на момент завершения социального обслуживания,
На тревожном уровне - у 48% воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 34% на момент завершения социального обслуживания,
На критическом уровне - у 8 % воспитанников на момент начала социального обслуживания и у 3% на момент завершения социального обслуживания.
По итогам проведенных обследований у преобладающего числа воспитанников на момент начала социального обслуживания выявлены специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленных нарушением активности и внимания (неравномерным снижением познавательных возможностей). У детей отмечаются систематические трудности, начиная с навыков написания цифр.
Воспитанники не знают состава чисел в пределах одного десятка, не владеют счётными операциями в пределах 20, не знают обратного счета, не могут сравнивать числа и множества. Не знают таблицы умножения, четные/нечетные числа. Испытывают трудности в решении простых арифметических задач (не могут прочитать текст задания, не понимают хода решения или не могут записать ответ). Способность к оперированию числовой и знаковой символикой нашим воспитанникам даётся нелегко, они с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, при выполнении вычислений практически все дети пользуются наглядной опорой – считают на пальцах, по клеткам тетради, по линейке, на палочках. Отвлеченно решают лишь те примеры, в которых требуется присчитывать или отсчитывать единицу.
Часто допускаются ошибки персеверации (вычитание заменяют сложением). Причина этого явления связана не только с особенностями мыслительной деятельности, сколько с трудностями переключения с выполнения одной умственной операции на другую, качественно иную, с малоподвижностью мышления, общей инертностью нервных процессов.
На момент завершения социального обслуживания у воспитанников наблюдается рост познавательной и поисковой активности (появляется стремление решить задачу, найти рациональный способ действия), увеличивается уровень самостоятельной работы, готовность к решению интеллектуальных задач, формируется умение осуществлять активные поиски способов их решения, вырабатывается способность детей замечать и исправлять свои ошибки, соотносить конечный результат с поставленной целью.
Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, логопедическими, педагогическими данными и обсуждаются в процессе междисциплинарного взаимодействия специалистов центра.
Слайд 17
На основе результатов проведенного диагностического обследования разрабатывается стратегия коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, основная задача которой, во-первых, помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, а во-вторых, создавать адекватные условия воспитания и обучения во время их нахождения на социальном обслуживании, позволяющие предупредить дезадаптацию детей «группы риска» в условиях посещения массового общеобразовательного учреждения.
Слайд 18
Применение наглядности в системе коррекционных занятий
«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.»
Л.Н. Толстой
В завершение, хотелось бы пару слов посвятить принципу наглядности, который я активно применяю в своей работе.
Принцип наглядности - это опора на реальные представления воспитанников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения. Закономерное обоснование этого принципа понятно и логично - у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Применение наглядного материала в системе коррекционно-развивающих занятий не самоцель, а эффективное средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, которое вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию к познанию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирует устойчивое произвольное внимание.
Наглядность обогащает круг представлений воспитанников, содействует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое и этическое воздействие на детей.
Сочетая принцип наглядности с принципом создания ситуации успеха на занятиях можно добиться большой положительной динамики не только в коррекционной работе, поддерживая на достаточном уровне интерес и мотивацию к обучению, но и для того, чтобы скорректировать такие личностные особенности воспитанников, как тревожность и неуверенность, развить инициативность, креативность, активность, поддержать на групповом занятии благоприятный психологический климат, но что важнее всего - подарить детям возможность почувствовать настоящее удовлетворение от результатов своей учебной деятельности, своих мыслительных процессов, своих открытий.
Далее на слайдах вы можете ознакомиться с примерами применения наглядных материалов на коррекционно-развивающих занятиях с воспитанниками:
Слайд 19-22
На этом все.
Благодарю за внимание!