Межпредметные связи как аспект формирования функциональной грамотности обучающихся средней школы

Сманюк Валерия Александровна

Одна из важнейших задач современного образования — показать детям единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений. Следует отметить, что тема межпредметных связей не новая для педагогики. Она была актуальной на протяжении всего развития образования. Однако современный контекст подчеркивает необходимость углубленного изучения и применения межпредметных связей в образовательном процессе. Например, современная экономика требует комплексного подхода и мультидисциплинарных знаний. Поэтому, развитие межпредметных связей позволит более эффективно подготавливать учащихся к сложностям современного мира и вносить свой вклад в развитие образования в целом.

Выдвижение перед учащимися познавательных   задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность, способствует формированию функциональной грамотности. Это связано с тем, что такие задачи позволяют ученикам связывать знания из разных предметных областей и применять их на практике. Также при решении межпредметных задач ученики учатся анализировать информацию, обобщать и систематизировать знания. Это развивает их критическое мышление, логическое мышление, а также способность к креативному подходу к решению проблем. Все это является важными компонентами функциональной грамотности, которая необходима для успешного участия в жизни общества, решения повседневных задач и продвижения в карьере. Поэтому выдвижение таких задач перед учащимися является важным элементом образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой семинар

«Функциональная грамотность педагога и обучающихся: философско-культурологический и психолого-педагогический аспекты»

Алтайский государственный педагогический университет

07 апреля 2023 г.

Межпредметные связи как аспект формирования функциональной грамотности обучающихся средней школы

Сманюк Валерия Александровна,

учитель ОРКСЭ МБОУ «СОШ №10» г.Барнаул

Барнаул 2023

Актуальность  темы доклада:

Одна из важнейших задач современного образования — показать детям единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений. Следует отметить, что тема межпредметных связей не новая для педагогики. Она была актуальной на протяжении всего развития образования. Однако современный контекст подчеркивает необходимость углубленного изучения и применения межпредметных связей в образовательном процессе. Например, современная экономика требует комплексного подхода и мультидисциплинарных знаний. Поэтому, развитие межпредметных связей позволит более эффективно подготавливать учащихся к сложностям современного мира и вносить свой вклад в развитие образования в целом.

Выдвижение перед учащимися познавательных   задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность, способствует формированию функциональной грамотности. Это связано с тем, что такие задачи позволяют ученикам связывать знания из разных предметных областей и применять их на практике. Также при решении межпредметных задач ученики учатся анализировать информацию, обобщать и систематизировать знания. Это развивает их критическое мышление, логическое мышление, а также способность к креативному подходу к решению проблем. Все это является важными компонентами функциональной грамотности, которая необходима для успешного участия в жизни общества, решения повседневных задач и продвижения в карьере. Поэтому выдвижение таких задач перед учащимися является важным элементом образовательного процесса.

Основная часть

         Реализация урочной деятельности в средней школе в большинстве случаев подразумевает использование различных информационных источников, цифрового контента, активных методов обучения, что позволяет мотивировать учащихся на изучение учебного материала.

В ходе проведенных мониторингов функциональной грамотности 2021/2022 уч.года, обучающихся 5а класса МБОУ «СОШ №10», можно сделать вывод о том, что дети понимают сущность заданий, но не все выполняют задания правильно, в связи с тем, что учащиеся в подавляющем большинстве низкомотивированы в познании учебного материала. Это может быть связано с несоответствием учебного материала индивидуальным потребностям и интересам учеников, недостаточной доступностью материала, негативным отношением к учебе, недостаточной поддержкой со стороны родителей или учителей, страхом перед оценками и так далее. Для решения этой проблемы необходимо индивидуальное подход к каждому ученику, создание комфортных условий для обучения, привлечение интересных и понятных материалов, мотивационная работа с учащимися, обеспечение позитивного отношения к учебе.

В рамках реализации ФГОС-2021 (ФГОС 3 поколения) в 2022/2023 году, учащиеся 6А класса МБОУ «СОШ №10» изучают функциональную грамотность в рамках внеурочной деятельности, программа предмета разработана в соответствии с примерной программой учебного курса и содержит в себе 4 блока функциональной грамотности:

  • Финансовая грамотность;
  • Математическая грамотность;
  • Читательская грамотность;
  • Естественно-научная грамотность.

Преподавание функциональной грамотности не ограничивается исключительно внеурочной деятельностью, уроки 2 раза в неделю не дают стойкого образовательного результата, так как нет частого контроля изучения материала, таким образом предметы образовательной программы основного общего образования выступают базой получения основной информации при изучении функциональной грамотности.

Важно, чтобы учителя всех предметов осознавали свою роль в развитии функциональной грамотности у учеников и включали в свой учебный материал упражнения на развитие функциональной грамотности. Например, при изучении математики можно проводить упражнения на анализ и интерпретацию графиков, таблиц и диаграмм, а при изучении литературы можно обсуждать тексты, анализировать их и выявлять смысловые связи.

Важно также проводить регулярные проверки знаний и умений в этой области, чтобы ученики имели возможность улучшать свои навыки и получать обратную связь от учителей. Кроме того, важно создать атмосферу учебного процесса, которая будет способствовать развитию функциональной грамотности, например, путем проведения дискуссий, дебатов, игр и других интерактивных занятий.

Таким образом, функциональная грамотность - это важный аспект образования, который не может быть ограничен только внеурочной деятельностью и должен быть интегрирован в обучение всех предметов.

Межпредметные связи способствуют выполнению всех трех функций обучения: воспитывающая, развивающая, образовательная. Необходимо воспитывать личность, человека, умеющего анализировать, синтезировать знания и вычленять нужное для конкретной проблемы. Межпредметные связи помогают научить школьников переносить знания из одной области в другую.

Предлагается разделить методику обучения учащихся в этом направлении на три этапа:

1) Начальный – научить учащихся увидеть те знания и навыки, которые они получили на других дисциплинах. Например, с помощью математической функции или графика можно предсказать координату, скорость, ускорение тела.

2) Базовый – научить учащихся использовать знания других дисциплин. Ученик усваивает преподаваемые учителем знания, проецирует на индивидуальный опыт познания, под руководством учителя учится применять полученные знания. Это можно и через доклады школьников, круглые столы при обсуждении. Можно ставить вопросы перед школьниками так, чтобы они самостоятельно выходили на использование знаний из других дисциплин.

3) Высокий уровень межпредметной связи- необходимо открыть для учащихся единство мира. В этом случае учащимися свободно используются общие термины и величины при изучении других предметов и в практической деятельности. При этом учащийся должен осознать, что нет разделения в понимании природы в дисциплинах, которые он изучает в школе, они дополняют друг друга. Школьник должен ощутить единую систему природа-человек-общество.

Конструктивная функция межпредметной связи определяется тем, что учителю необходимо совершенствовать содержание учебного материала. При этом предполагаются знания учителя, учебников и программ смежных предметов.

Приводя пример межпредметных связей при изучении функциональной грамотности отметим, что в изучении функциональной грамотности можно использовать знания из разных предметов, таких как математика, литература, социология, психология и др., например, при изучении математики можно обучать учащихся работать с таблицами и диаграммами, что поможет им лучше понимать и анализировать информацию. При изучении литературы можно обучать учащихся анализировать тексты, что сильно поможет им при написании сочинений и составлении текстов. Социологические и психологические знания могут помочь в понимании того, как различные культурные и социальные факторы влияют на восприятие и использование языка. Таким образом, межпредметные связи важны для эффективного изучения функциональной грамотности и достижения успеха при ее использовании.

Обучение – творческий процесс. Учитель должен проанализировать учебную и методическую литературу на эту тему, выявить логические связи между отдельными частями материала, показать возможности использования отдельных знаний для приобретения новых знаний. Он должен доказать учащемуся тот факт, что без знаний других предметов объяснить наблюдаемое невозможно. В этом случае можно проводить экскурсии, межпредметные конференции. Несомненно, растет требование к учителю. Он должен быть грамотен, иметь информацию не только по своему предмету, активно интересоваться смежными науками. При этом он должен уметь транслировать межпредметные связи, выбирать и применять эффективные формы, методы и средства межпредметного преподавания. Создание условий деятельности учителей межпредметников является важной задачей методистов, ученых-педагогов.

Заключение

Межпредметные связи являются ключевым аспектом формирования функциональной грамотности обучающихся средней школы. Этот подход основывается на представлении обучения не как отдельных дисциплин, а как объединенного процесса, в котором знания и умения решения задач переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

В рамках межпредметных связей ученики не только учатся решать задачи и выполнять задания в своих основных предметах (таких как математика, русский язык, физика, химия и т.д.), но и учатся использовать свои знания и умения в контексте других предметов и реальных жизненных ситуаций.

Например, в рамках изучения темы "Электрические цепи" в физике, ученики также могут изучать понятия электричества и электроники в техническом классе. Таким образом, они расширяют свои знания и умения, получая более широкое представление о том, как мир функционирует в целом.

Межпредметные связи помогают ученикам увидеть взаимосвязь между разными областями знания и развивать многопредметную компетентность. В свою очередь, это позволяет решать задачи большей сложности и ситуации, требующие интеграции знаний и умений из разных областей.

Таким образом, межпредметные связи являются важным инструментом формирования функциональной грамотности обучающихся средней школы и позволяют им заниматься более эффективным, целостным и практически применимым образованием.