Эссе «Эмоциональная культура будущего педагога»
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Эссе
«Эмоциональная культура будущего педагога»
Выполнила:
Студентка 1 курса магистратуры
«Управление образованием и проектный менеджмент»
Ковальчук В.Л.
Калининград
2021
Введение
Современная образовательная ситуация характеризуется направленностью на разработку гуманистических основ обучения, развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса, становление внутреннего мира человека. Реализовать эти направления на любом участке педагогической деятельности может лишь гуманная, внутренне богатая, творческая личность, обладающая развитой педагогической культурой. В силу этого предъявляются новые требования к нравственным, интеллектуальным, коммуникативным и эмоциональным качествам педагогов. Не случайно в последние десятилетия возрастает внимание к проблемам развития культуры у педагогов. Современная образовательная система испытывает насущную потребность в гуманистически ориентированном педагоге с развитой эмоциональной культурой. Однако вследствие того, что педагогическая теория и практика долгое время развивались в технократическом направлении, внимание к эмоциям человека не было востребовано.
1.Понятие эмоций
Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определенные затруднения. «Мы живем в мире эмоций» — это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.
С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость — растроганность и т.п.
Педагогом я работаю совсем недавно, но сразу для себя отметила, что профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности. Работа педагога требует от него затрат огромных душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога
Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека. Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.
2. Эмоциональная культура
Рассмотрим понимание термина «эмоциональная культура». Одним из первых дал определение эмоциональной культуры П.М. Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени. Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности. Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и знаниевую, и операционально-технологическую, и мотивационную. Важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Компонентами эмоциональной культуры педагога является: эмоциональная активность, эмоциональная экспрессивность, эмоциональная перцептивность, эмоциональная стрессоустойчивость, психологическая проницательность, эмоциональная реактивность.
3.Эмоциональное выгорание
Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать. Тем не менее, на сегодняшний день целостной работы формирования и повышения эмоциональной культуры у будущих и сегодняшних педагогов пока нет.
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
«Работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский). Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции я наблюдала у себя, но и у педагогов со стажем. Многие педагоги нашего детского сада отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания».
Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой, в следствии чего возникает негативное отношение к своему труду и к детям.
«Эмоциональное выгорание» возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. В связи со сказанным стоит вопрос об охране здоровья педагога, о его профессиональном долголетии.
Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако педагогу в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако педагог, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, быстрое и разнообразное эмоциональное реагирование на эмоциональные проявления детей, то есть эмоциональная гибкость. Она представляет собой оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной отзывчивости педагога. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.
Для снятия и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа с психологами по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.
Положительное, комфортное общение педагога с воспитанниками возможно при должном уровне развития умения грамотно предъявлять воспитанникам свои чувства, свой внутренний мир.
4. Педагогическое общение.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитанниками и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
5. Стили общения
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.
В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но мне хотелось бы остановимся на основных:
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что педагог значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства педагог осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Воспитанникам не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического.
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что воспитанники не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность воспитанников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у воспитанников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения — на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру.
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений педагога и детей, она необходима. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение — устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой педагог нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
7. Заигрывание
Заигрывание опять-таки характерное, в основном, для молодых педагогов и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с воспитанниками.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Заключение
Итак, проанализировав представленный материал, посвященный данной проблеме, можно сказать, что эмоциональная культура педагога является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом воспитанников, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.
Каждому педагогу, в том числе и мне, необходимо совершенствовать свою эмоциональную культуру, а значит, свое профессиональное мастерство, эмоциональную зрелость, как личности.
Список литературы
1. К. Маслач Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
2. В. Ш. Масленникова, В. П. Юдин Педагог и культура. Казань, 1994.
3. Общая психология: Учебник/ под общ. ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2004.
4. Е. М. Семёнова Тренинг эмоциональной устойчивости. М, 2002.
5. Р.С. Немов Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997