Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи, правильно интерпретировать данные по диаграмме роста или снижения заболеваемости Covid-19, правильно оформить титульный лист реферата по учебному предмету, содержание доклада с включением примечаний и гиперссылок, оплатить электронно квитанцию ЖКХ, записаться на прием к врачу и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности обучающихся
- Функциональная грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
- Функционально-грамотный человек - это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.
«Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
А если по сути - функциональную грамотность объясняют очень просто:
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи, правильно интерпретировать данные по диаграмме роста или снижения заболеваемости Covid-19, правильно оформить титульный лист реферата по учебному предмету, содержание доклада с включением примечаний и гиперссылок, оплатить электронно квитанцию ЖКХ, записаться на прием к врачу и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
ФГОС прописано:
изменение образовательной парадигмы -компетентностный подход;
характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;
доминирующий компонент организации образовательного процесса-практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
То есть владение функциональной грамотностью сегодня -это не просто норма, но и обязанность педагога.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций -своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
Важнейшей отличительной особенностью современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Для формирования функциональной грамотности и в соответствии с профессиональный стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:
Профессиональная
-эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач,
-владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная
-умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
-умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
Информационная
-эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
-использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
Правовая
-эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
В помощь педагогу, для его профессионального роста, используются следующие потенциальные образовательные ресурсы:
- Внешние образовательные ресурсы: аттестация, участие в профессиональных, творческих конкурсах, семинары, олимпиады для педагогов, работа в творческих группах, вебинары, видеоуроки, сетевое взаимодействие, участие в экспертных комиссиях, стажировка, экспериментальная деятельность внутренние ресурсы:
-педсоветы, семинары, консультации, участие в работе ДМО, ГМО, взаимопосещение занятий,
-самообразование педагога: методическая тема, изучение педтехнологий, внедрение нового УМК, интернет-ресурс, электронное портфолио,
-взаимообучение: открытые занятия, мастер-классы, мастерские, диссеминация опыта, публикации.
Большое развивающее значение имеет взаимообучение – «Обучая других, совершенствуюсь сам», что подразумевает деятельностный подход педагога в повышении собственной квалификации. Педагог не только учится сам, но и готов к презентации результатов педагогической деятельности.
Таким образом, повышение уровня профессиональной компетентности педагога прямо пропорционально формированию функциональной грамотности, вследствие чего выполняется условие повышения качества образовании