«Увертюра в постановке современной драмы»
Аннотация: в статье рассматривается проблема в недостаточности методических разработок по организации процесса постановки современной драматургии. Выбор музыкальной составляющей спектакля зависит от задач метода существования актера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Увертюра в постановке современной драмы» | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА
обучающегося магистратуры
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена очной формы обучения, направление 44.04.01 Педагогическое образование
профиль (направленность)
«Театральное образование»
Ухина Анастасия Васильевна
«Увертюра в постановке современной драмы»
Ключевые слова: современная драматургия,метод переживания, метод отстранения, увертюра.
Аннотация: в статье рассматривается проблема в недостаточности методических разработок по организации процесса постановки современной драматургии. Выбор музыкальной составляющей спектакля зависит от задач метода существования актера.
Драматический конфликт течений драмы и строение характера персонажей менялось под воздействием реакции авторов и аудитории на происшествия времени. Процесс эволюции сложный и неоднозначный процесс, в драматургии с каждым десятилетием появляются новые жанровые и тематические формы, авторы в поисках нового языка и способа воздействия на зрителя создавали уникальные драматические тексты, отвечающие запросам людей определенного времени. Изменение художественной формы на сцене на протяжении десятилетий оставило неизменно задачу театрального представления в создании «жизни человеческого духа»[1]. Критики обладали возможностью оценить и проанализировать классические произведения через длительное время. Современная драма, рожденная в ближайшие пять лет, не обладает преимуществом опыта рассмотрения и обсуждения предшественников.
Сам термин «Новая драма XXI века» не имеет точного определения, дискуссии о неоднозначном явлении продолжаются длительное время. В моем исследовании используется высказывание драматурга, сценариста и участника оргкомитета «Любимовки» Максима Курочкина : «Новая драма — это актуальный текст, который активно взаимодействует с реальностью, с современной языковой ситуацией, с состоянием мысли, способами определить сегодняшний мир и попытками общества реагировать на него»[2].
Процессами, происходящими в современной драматургии являются: поиск новой концепции героя, его личности, переживающий многочисленные проблемы, трансформация образа мира, предложение автора увидеть подростку подобную или противоположную версию жизни сверстника, варианты взаимодействия с изменяющимся миром. Запрос на материал, посвященный проблемам современности и отвечающий возрастной категории, повлек за собой создание драматургической базы.
Отличительные особенности, свойственные «новой драме» изучает теория литературы, рассмотрение и осмысление явления современной драматургии в трудах М.Н. Липовецкого и И.М. Болотян. Интенсивное развитие современной драматургии, с появлением целой галереи талантливых авторов, обосновало идею проекта Сергея Лавлинского «Экспериментального словаря русской драматургии XX-XXI веков» 2013 года и подготовительных материалов- статей 2011 года. Данное исследование основывается на труды авторов исследующих проблемы и темы драматургических произведений (С.Я. Гончарова-Грабовская, Аль Д.Н. ,Громова М.И.), российский литературный журнал «Современная драматургия» (ближайшие 10 лет), двухтомный сборник «Современная подростковая драматургия» (+12, +18), конкурс драматургии «Любимовка».
Неизведанность современной драматургии порождает вопрос как с ней работать, при учете достоинств и возможностей открывается сложность, опасность при работе и постановке. Не существует единого режиссерского решения работы над современным драматургическим текстом, но рассматривая новую драму с педагогической точки зрения возникает два пути постановки. Существует условный и драматический театр в корне отличающихся друг от друга, методами переживания (К.С. Станиславский) и отстранения (Б. Брехт)
Взаимодействие музыки и театрального представления проявляет сущность методов постановки. «Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura – открытие, начало), инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю), а также самостоят. сочинение»[3]. Музыкальные вступления в театре метода переживания служили раскрытию замысла драматического текста, акцентированием монолога или сцены. Увертюра в постановке современной драматургии позволит воссоздать эпоху, охарактеризовать место и время действия, эмоционально подключить зрителя.
Условное направление ярко выражено в творчестве В. Э. Мейерхольда и эпическом театре Б. Брехта. Всеволод Эмильевич не отделял понятие музыки и спектакля, объясняя тем, что нельзя вырезать составную часть театрального представления. «Музыка – самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре. Смена контрастов, ритма, темпа, сочетание основной темы с побочными – все это также необходимо в театре, как и в музыке» [4].
В анализе работы над пьесой М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» режиссер посвятил целую главу роли пластики в драматическом спектакле. «Появилась необходимость искать новые средства выразить недосказанное, выявить скрытое. Как Вагнер о душевных переживаниях дает говорить оркестру, так я даю о них говорить пластическим движениям. Слова для слуха, пластика для глаза»[5]. Мейерхольд считал, что без специального знания теории музыки, без изучения и использования законов метра и ритма построить новый театр невозможно. Мейерхольд не просто уделял большое внимание музыкальному материалу и актерской пластике, но в постановке спектакля исходил из особой музыкально-пластической партитуры.
В теоретических работах Б. Брехта: «Широта и многообразие реалистической манеры письма», «Народность и реализм», «Малый органон для театра», «Диалектика на театре», «Круглоголовые и остроголовые», возникает явление «эпического театра». По мнению автора предыдущая драматургия работает на сострадании, печали и необходимо уходить от постоянного чувства жалости и вызывать более сильные эмоции, как гнев или восхищение. Зритель, по Брехту, должен удивляться, а театральное представление побуждать к действию. Возникновение приема «эффект отстранения», заключается в неожиданной подачи истории публике.
Театральное действие по методу переживания покоряет эмоции зрителя и стремится к катарсису, четвертая стена сохраняет чувство таинства, превращая зрителя в человека, подглядывающего за жизнью героев. Эпический театр, вновь разрушая границу актеров и публики, настаивает на контроле своих эмоций, необходимо увидеть проблему и после спектакля пойти на путь ее решения. Актер, по Брехту, декламирует текст (пьеса-это документ) Мы с помощью пьесы рассказываем историю, если бы я играл Гитлера, меня не пришлось бы откачивать в конце спектакля и я не хотел убить всех евреев. Отстранение-это защита моего психического здоровья. Метод переживания Станиславского и отчуждения Б.Брехта представляют разные подходы к существованию актера во время действия.
Драматический театр придерживается принципов:
- вовлечь в действие
- изнашивание актерской активности
- пробуждение в зрителях эмоций и чувств
- возбуждает интерес к развязке
Эпический театр:
- ставит зрителя в положение наблюдателя
- стимулирует актерскую активность
- заставляет зрителя принимать решения, пробуждение разума
- возбуждает интерес к ходу действию
Несмотря на различия методов драматического и эпического театра, музыкальное решение спектакля является средством эмоционально-психологического подключения зрителя. Рассмотрение увертюры в постановке современной драматургии не охватывают полноту взаимосвязей музыки с театром. Музыкальная увертюра в методе переживания не отстраняется от действия и соединяется с текстом, что поможет обратить внимание на уникальность современной драмы. Условный театр открывает множество подходов музыки в современной постановке. Отличительные особенности методов объединяет музыка, как верный способ достижения целей.
Литература:
- Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых. // НЛО. №74. 2005. - 27 c.
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 2. 644 с
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 1. 850 с.
- Товстоногов, Г. А. О профессии режиссера : учебное пособие / Г. А. Товстоногов. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-7235-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158876 (дата обращения: 18.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Фрадкин, И. М. Бертольт Брехт. Путь и метод / И.М. Фрадкин. - Москва: РГГУ, 1965. - 372 c.
[1] Товстоногов, Г. А. О профессии режиссера : учебное пособие / Г. А. Товстоногов. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-7235-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158876 (дата обращения: 18.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.(74 СТР)
[2] Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых. // НЛО. №74. 2005. 27
[3] Фраёнов В. П. УВЕРТЮРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/music/text/4214484?ysclid=l43qk0xfwy Дата обращения: 07.06.2022
[4] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 2. 644 с
[5] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 1. 850 с.