«Увертюра в постановке современной драмы»

Ухина Анастасия Васильевна

Аннотация: в статье рассматривается проблема в недостаточности методических разработок по организации процесса постановки современной драматургии. Выбор музыкальной составляющей спектакля зависит от задач метода существования актера. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКЗАМЕНА

обучающегося магистратуры

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена очной формы обучения, направление 44.04.01 Педагогическое образование

профиль (направленность)

«Театральное образование»

Ухина Анастасия Васильевна

«Увертюра в постановке современной драмы»

Ключевые слова: современная драматургия,метод переживания, метод отстранения, увертюра.  

Аннотация: в статье рассматривается проблема в недостаточности методических разработок по организации процесса постановки современной драматургии. Выбор музыкальной составляющей спектакля зависит от задач метода существования актера.  

Драматический конфликт течений драмы и строение характера персонажей менялось под воздействием реакции авторов и аудитории на происшествия времени. Процесс эволюции сложный и неоднозначный процесс, в драматургии с каждым десятилетием появляются новые жанровые и тематические формы, авторы в поисках нового языка и способа воздействия на зрителя создавали уникальные драматические тексты, отвечающие запросам людей определенного времени. Изменение художественной формы на сцене на протяжении десятилетий оставило неизменно задачу театрального представления в создании «жизни человеческого духа»[1]. Критики обладали возможностью оценить и проанализировать классические произведения через длительное время. Современная драма, рожденная в ближайшие пять лет, не обладает преимуществом опыта рассмотрения и обсуждения предшественников.

Сам термин  «Новая драма XXI века» не имеет точного определения, дискуссии о неоднозначном явлении продолжаются длительное время.  В моем исследовании используется  высказывание драматурга, сценариста и участника оргкомитета «Любимовки» Максима Курочкина : «Новая драма — это актуальный текст, который активно взаимодействует с реальностью, с современной языковой ситуацией, с состоянием мысли, способами определить сегодняшний мир и попытками общества реагировать на него»[2].

Процессами, происходящими в современной драматургии являются: поиск новой концепции героя, его личности, переживающий многочисленные проблемы, трансформация образа мира, предложение автора увидеть подростку подобную или противоположную версию жизни сверстника, варианты взаимодействия с изменяющимся миром. Запрос на материал, посвященный проблемам современности и отвечающий возрастной категории, повлек за собой создание драматургической базы.

 Отличительные особенности, свойственные «новой драме» изучает теория литературы, рассмотрение и осмысление явления современной драматургии  в трудах М.Н. Липовецкого и И.М. Болотян. Интенсивное развитие современной драматургии, с появлением целой галереи талантливых авторов, обосновало идею проекта Сергея Лавлинского «Экспериментального словаря русской драматургии XX-XXI веков» 2013 года и подготовительных материалов- статей 2011 года.  Данное исследование основывается на труды авторов исследующих проблемы и темы драматургических произведений (С.Я. Гончарова-Грабовская,  Аль Д.Н. ,Громова М.И.), российский литературный журнал «Современная драматургия» (ближайшие 10 лет), двухтомный сборник «Современная подростковая драматургия» (+12, +18), конкурс драматургии «Любимовка».

Неизведанность современной драматургии порождает вопрос как с ней работать, при учете достоинств и возможностей открывается сложность, опасность при работе и постановке. Не существует единого режиссерского решения работы над современным драматургическим текстом, но рассматривая новую драму с педагогической точки зрения возникает два пути постановки. Существует условный и драматический театр в корне отличающихся друг от друга, методами переживания (К.С. Станиславский) и отстранения (Б. Брехт)

Взаимодействие музыки и театрального представления проявляет сущность методов постановки. «Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura – от­кры­тие, на­ча­ло), ин­ст­ру­мен­таль­ное всту­п­ле­ние к круп­но­му про­из­ве­де­нию (опе­ре, ба­ле­ту, ора­то­рии, те­ат­раль­но­му спек­так­лю), а так­же са­мо­сто­ят. со­чи­не­ние»[3]. Музыкальные вступления в театре метода переживания служили раскрытию замысла драматического текста, акцентированием монолога или сцены. Увертюра в постановке современной драматургии позволит воссоздать эпоху, охарактеризовать место и время действия, эмоционально подключить зрителя.

Условное направление ярко выражено в творчестве В. Э. Мейерхольда и эпическом театре Б. Брехта. Всеволод Эмильевич не отделял понятие музыки и спектакля, объясняя тем, что нельзя вырезать составную часть театрального представления. «Музыка – самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре. Смена контрастов, ритма, темпа, сочетание основной темы с побочными – все это также необходимо в театре, как и в музыке» [4].

В анализе работы над пьесой М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» режиссер посвятил целую главу роли пластики в драматическом спектакле. «Появилась необходимость искать новые средства выразить недосказанное, выявить скрытое. Как Вагнер о душевных переживаниях дает говорить оркестру, так я даю о них говорить пластическим движениям. Слова для слуха, пластика для глаза»[5]. Мейерхольд считал, что без специального знания теории музыки, без изучения и использования законов метра и ритма построить новый театр невозможно. Мейерхольд не просто уделял большое внимание музыкальному материалу и актерской пластике, но в постановке спектакля исходил из особой музыкально-пластической партитуры.

В теоретических работах Б. Брехта: «Широта и многообразие реалистической манеры письма», «Народность и реализм», «Малый органон для театра», «Диалектика на театре», «Круглоголовые и остроголовые», возникает явление «эпического театра». По мнению автора предыдущая драматургия работает на сострадании, печали и необходимо уходить от постоянного чувства жалости и вызывать более сильные эмоции, как гнев или восхищение. Зритель, по Брехту, должен удивляться, а театральное представление побуждать к действию. Возникновение приема «эффект отстранения», заключается в неожиданной подачи истории публике.

Театральное действие по методу переживания покоряет эмоции зрителя и стремится к катарсису, четвертая стена сохраняет чувство таинства, превращая зрителя в человека, подглядывающего за жизнью героев. Эпический театр, вновь разрушая границу актеров и публики, настаивает на контроле своих эмоций, необходимо увидеть проблему и после спектакля пойти на путь ее решения. Актер, по Брехту, декламирует текст (пьеса-это документ) Мы с помощью пьесы рассказываем историю, если бы я играл Гитлера, меня не пришлось бы откачивать в конце спектакля и я не хотел убить всех евреев. Отстранение-это защита моего психического здоровья. Метод переживания Станиславского и отчуждения Б.Брехта представляют разные подходы к существованию актера во время действия.

Драматический театр придерживается принципов:

  • вовлечь в действие
  • изнашивание актерской активности
  • пробуждение в зрителях эмоций и чувств
  • возбуждает интерес к развязке

Эпический театр:

  • ставит зрителя в положение наблюдателя
  • стимулирует актерскую активность
  • заставляет зрителя принимать решения, пробуждение разума
  • возбуждает интерес к ходу действию

Несмотря на различия методов драматического и эпического театра, музыкальное решение спектакля является средством эмоционально-психологического подключения зрителя. Рассмотрение увертюры в постановке современной драматургии не охватывают полноту взаимосвязей музыки с театром. Музыкальная увертюра  в методе переживания не отстраняется от действия и соединяется с текстом, что поможет обратить внимание на уникальность современной драмы.  Условный театр открывает множество подходов музыки в современной постановке. Отличительные особенности методов объединяет музыка, как верный способ достижения целей.

Литература:

  1. Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых. // НЛО. №74. 2005.  - 27 c.
  2. Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 2. 644 с
  3. Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 1. 850 с.
  4. Товстоногов, Г. А. О профессии режиссера : учебное пособие / Г. А. Товстоногов. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-7235-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158876 (дата обращения: 18.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  5. Фрадкин, И. М. Бертольт Брехт. Путь и метод / И.М. Фрадкин. - Москва: РГГУ, 1965. - 372 c.


[1] Товстоногов, Г. А. О профессии режиссера : учебное пособие / Г. А. Товстоногов. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 428 с. — ISBN 978-5-8114-7235-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158876 (дата обращения: 18.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.(74 СТР)

[2] Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых. // НЛО. №74. 2005. 27

[3] Фраёнов В. П. УВЕРТЮРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/music/text/4214484?ysclid=l43qk0xfwy Дата обращения: 07.06.2022

[4] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 2. 644 с

[5] Мейерхольд В. Э. Статьи. Речи. Письма. Беседы: в 2-х ч. М., 1968. Ч. 1. 850 с.