"Развитие творческих способностей обучающихся как средство повышения культурно-познавательного уровня и фактор профилактики правонарушений"

Панина Алла Борисовна

Формирование высокого культурно-познавательного уровня достигается через творческую деятельность обучающихся, которая позволяет усилить долю самостоятельности обучающихся, открывает немалые возможности для развития их  личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_-_panina_a.b.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Панина Алла Борисовна,

преподаватель русского языка и литературы  

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум», г. Алексеевска, Белгородская область

Развитие творческих способностей обучающихся

как средство повышения культурно-познавательного уровня и фактор профилактики правонарушений

                                                                                   

Свою педагогическую деятельность осуществляю в ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум» Алексеевского городского округа. Проведение уроков, внеурочных занятий и общетехникумовских мероприятий и диагностики среди родителей обучающихся показали заметное снижение образовательного уровня членов семей, заинтересованности и реальных возможностей родителей в выявлении и развитии творческих способностей своих детей. Пришло осознание необходимости разнообразить учебную деятельность за счёт включения в неё творческой направленности, что позволит обучающимся достигнуть уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения ими мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера, развитие интеллектуальных способностей и одна из форм профилактики правонарушений .

В настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя он в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание подросткам и тому, чем они занимаются, что их интересует, каковы его взгляды, способности, каково отношение их к окружающему миру, чего они хотят достичь в своей жизни. Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребят складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. В настоящее время существует значительное количество подростков, которые не имеют занятости в свободное от учебы время. Для этого имеется множество причин и условий. Подростки не заняты, а значит, все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия незанятости, а значит, появляется больше возможности для совершения поступков, не одобряемых обществом. Поэтому существует необходимость выявить причины совершения правонарушений, их последствия, организовать профилактическую деятельность.

В наше время подростки стали менее подконтрольными, что зачастую приводит к негативным последствиям. Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, во время которых можно «показать себя», сборы в подъездах и подвалах, на чердаках. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. Чем больше подросток будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

 Актуальность проблемы обусловлена противоречиями между явным запросом общества на формирование творческой, интеллектуально развитой, социально ответственной личности и недостаточными условиями взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Я попыталась разрешить данное противоречие через творческую деятельность обучающихся на уроках литературы и во внеурочное время как средство повышения культурно-познавательного уровня и фактор профилактики правонарушений. Если ребята будут заняты творчеством, им не останется времени на совершение каких-то либо проступков.

Объединение усилий педагогических работников, родителей образовательного учреждения направлено на создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, на самореализацию через воспитание и обучение. Алексеевский агротехнический техникум сотрудничает с городской библиотекой, отделом молодежи, образовательными учреждениями города и района, храмами города, краеведческим музеем с целью формирования активной и творчески развитой в культурно-познавательном отношении личности.

В условиях тесного взаимодействия социума особую роль приобретает формирование ценностного отношения обучающихся к окружающему миру, коммуникативная направленность педагогической деятельности. 

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования молодому поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательным результатам, занимает исследовательская деятельность, что привлекает внимание обучающихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Потребность любого студента в исследовательском поиске обусловлена биологически. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние обучающегося, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы их психическое развитие изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опираясь на этот факт, стремлюсь создать среду, провоцирующую моих студентов на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения, где в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности.

Я ставлю цель – воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, потому что душа подростка тоскует по чистой и возвышенной творческой самореализации в духовном пространстве в противовес усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости.

Направить деятельность подростка в правильное русло – задача преподавателя литературы, реализуя её, можно рассчитывать на переоценку ценностей. Для меня, преподавателя-словесника, главная цель уроков литературы заключается в том, чтобы помочь нынешним студентам не перепутать нравственные ориентиры в жестоком и бездуховном современном мире, где деньги, по их мнению, определяют почти всё. Современная молодежь сегодня, к сожалению, подчас растет в сфере испорченного языка (об этом свидетельствуют переписка по СМС, язык общения с друзьями в сети Интернет), что являет собой страшный прогноз разрушения не только культуры, но и самой личности.

Противостоять этому  может только настоящая культура –  национальная идея вырастает из приобщения обучающихся к  народным традициям и культурному наследию своего края, верным духовным и нравственным идеалам.

Формирование высокого культурно-познавательного уровня достигается через творческую деятельность обучающихся, которая позволяет усилить долю самостоятельности обучающихся, открывает немалые возможности для развития их  личности.

Поэтому моя задача – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель – не просто передать сумму знаний, а обучить навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.

Основой моей педагогической деятельности является развитие у обучающихся творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках обучающийся – это человек, усваивающий сложную науку познания родного языка и литературы.

Внедрение исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей обучающихся; созданию условий для обретения каждым универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Мотивацию к изучению литературы у обучающихся нужно осуществлять на основе сотрудничества, свободного выбора, обучения без принуждения и создании условий для развития у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей, как средства повышения их культурно-познавательного уровня и фактор профилактики правонарушений.

Для формирования постоянного интереса к предмету преподавателю необходимо создать временные, внешние мотивы обучения  и через них подойти к внутренним.

Поставленной  цели можно достичь разными средствами. Для развития навыков исследовательской работы и творческих способностей хорошо применять педагогику встречных усилий, которая предполагает постоянные «шаги» навстречу» от преподавателя  к студентам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Этой идеей и обусловлено:

- удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи;

- потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. (Здесь при выборе темы исследования необходимо учитывать уровень развития студентов);

- эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой. (Переключению внимания помогают средства наглядности.)

- получение эстетического наслаждения  (Эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором  тем для исследования. Это могут быть тексты, в которых присутствует описание природы или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы, актуальные для молодежи. Это могут быть предметы материальной и нематериальной культуры);

- эмоциональное состояние в группе. Эмоциональное благополучие в коллективе обеспечивают: индивидуальный подход к каждому студенту; самостоятельная работа, самоконтроль, основанные на доверии преподавателя к обучающимся; доброжелательное отношение к ним, поощрение).

Так нужна ли педагогика встречных усилий при формировании навыков учебно-исследовательской деятельности как средства повышения культурно-познавательного уровня  и фактор профилактики правонарушений? БЕЗУСЛОВНО: как существующее и организованное для преподавателя, как логически становящееся и организующее знания – для обучающегося.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательное учреждение.

Самостоятельную исследовательскую практику детей рассматриваю как важнейший фактор развития творческих способностей. Приобщение талантливых и способных ребят к исследовательской деятельности, разработка проектов, выполнение творческих работ позволяют создать благоприятные условия для их самообразования и повышения культурно-познавательного уровня и профилактики правонарушений и безнадзорности.

Выполнение заданий требуют от обучающихся не только знаний, творческого подхода к работе, но и коммуникативных умений.

Для достижения этого и для тренировки умения составлять логически точные тексты я даю следующие задания:

1 задание: «Необычное сочинение на заданную тему»

2 задание: «Рассказ на заданную тему»

3 задание: «Расскажите другими словами»

4 задание: «Сочини рассказ по схеме»

5 задание: «Расскажи о своей будущей профессии»

Но урок ограничен по времени и не дает возможности  глубоко заниматься исследованием.  Для этого необходима организация творческой деятельности обучающихся во внеурочное время. Для развертывания такой деятельности  можно использовать время после уроков, время каникул, возможности  краеведческих походов и экспедиций по изучению родного края. Темы творческих работ могут быть предложены преподавателем, а могут быть выбраны самими обучающимися.

Таким образом, опыт работы по данной теме дает положительные результаты: активизировалось обучение студентов, оно приобрело творческий характер;  обучающиеся активно проявляют инициативу в организации своей познавательной деятельности, в развитии своих исследовательских способностей. Знания и умения, полученные во время занятий творческой деятельностью, успешно реализуются во внеклассной работе: студенты активно участвуют в конкурсах творческих работ разных уровней, мероприятиях группы и техникума, смотрах исполнительского мастерства, в олимпиадах, где показывают высокие результаты.  Творческая деятельность дает обучающимся огромные возможности реализовать себя в жизни, способствовать нравственному формированию человека – гражданина, семьянина, творческой личности.

Исходя из вышесказанного, хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества». Занимаясь с обучающимися творческой деятельностью, я не уставала удивляться нашим студентам: как быстро они менялись, становясь исследователями, как по-новому открывались нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво говорили, как преображались внутренне и внешне, у некоторых открылись таланты, которые они долго скрывали: умение петь, умение красиво читать стихи, умение играть на гитаре. А это главное, потому что ребята нашли себе занятие по душе.

Список использованных источников:

  1. Бардина Е. В. Методические особенности организации и проведения нетрадиционных форм теоретических учебных занятий в учреждениях профобразования http://проф-обр.рф/blog/2022-03-07-1867  (Дата общения: 21.12.2022).
  2. Выгодский, Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте;  Избранное, психологические исследования / Л.С. Выгодский. – М., 1982. Т.1. – С. 24. 
  3. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.,  1991,  103-104с.
  4. Кравченко, О.А. Исследовательская работа по этнографии в школе; Управление культуры Белгор. обл. учреж. культуры «Белгород. гос. музей народной культуры» / О.А. Кравченко. – Белгород: КОНСТАНТА», 2008. – 48с.
  5. Новикова, Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности  /  Т.Н. Новикова. – М.: «Народное образование», 2000. № 7. С.14-16.
  6. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат. – М.: 2000. №1. –  27с.
  7. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании;  Школьные технологии / А.И. Савенков. – М., 2004. № 4.  – С. 83-84. 
  8. Адюпова С.Д. Обучение учащихся методу проектов как способу учебной и внеурочной деятельности. -  URL: http://festival.1september.ru/  (Дата общения: 21.04.2022).